Рабочие-мигранты не питают иллюзий по поводу новых проявлений российского «гостеприимства»
Рабочие-мигранты не питают иллюзий по поводу новых проявлений российского «гостеприимства»
4 года назад 1050 central.asia-news.com Канат Алтынбаев. Граждане стран Центральной Азии ожидают рейсов в аэропорту Внуково. Москва, 24 марта. [Александр Неменов/AFP]

Во время пандемии Россия бросила мигрантов из Центральной Азии на произвол судьбы. Теперь, в условиях острой нехватки рабочей силы, Россия упрощает требования для въезда в страну и обещает более внимательное отношение. Но никто уже не верит этим обещаниям.

Упрощение требований к въезду рабочих-мигрантов в Россию — это вынужденный шаг для поддержки отраслей, испытывающих серьезную нехватку рабочей силы. Об этом заявляют правозащитники, отмечая при этом, что никто не верит очередным обещаниям Москвы решить давно назревшие вопросы, связанные с нарушением прав человека.

10 февраля российские власти сообщили о своем намерении упростить процедуры въезда для рабочих-мигрантов, чтобы поддержать такие отрасли, как строительство и сельское хозяйство, испытывающие нехватку рабочей силы из-за пандемии, сообщает газета Moscow Times.

Кыргызские правозащитники, беседовавшие с «Каравансараем», считают, что этот шаг направлен исключительно на поддержку России в условиях острой нехватки рабочей силы, и напомнили ее прошлую историю жестокого обращения с рабочими-мигрантами.

В прошлом году, когда глобальная пандемия коронавируса начала набирать обороты, российские власти оставили рабочих-мигрантов на произвол судьбы, закрыв международные транспортные коридоры в рамках строгих карантинных мер, которые вынудили многих оставить свои рабочие места.

image

Мигранты в защитных масках торопятся продлить разрешения на работу и проживание на ранних этапах глобальной пандемии коронавируса. Санкт-Петербург, 3 апреля. [Ольга Мальцева/AFP]

По данным российского правительства, почти половина рабочих-мигрантов, находившихся в России до пандемии, покинули страну в прошлом году.

По словам активистов, многие из них, вероятно, столкнулись с угрозой депортации или другого наказания со стороны правоохранительных органов. При этом отмечалось, что официальное разрешение на проживание имеет менее чем каждый шестой из тех, кто остается в стране.

По данным МВД, из 6,3 миллиона мигрантов, которые все еще проживали в России в декабре, лишь около миллиона имеют вид на жительство.

Многие трудовые мигранты в прошлом году застряли в России на несколько дней или даже недель, не имея возможности вернуться в свои страны после того, как в конце марта были приостановлены все международные рейсы из России.

В настоящее время рейсы возобновились, но отправляются нерегулярно.

Российские авиакомпании, со своей стороны, отказались компенсировать пассажирам стоимость билетов на отмененные рейсы, оставив мигрантов из Центральной Азии на улице без работы и средств к существованию.

Тем, кто все же смог покинуть страну, потеряли возможность вернуться в Россию на работу в связи с ужесточением ограничений на въезд.

По словам активистов, российское «гостеприимство» по отношению к тем же самым рабочим-мигрантам вернулось только тогда, когда в различных отраслях наступил спад, поскольку стало некому работать.

Острая нехватка рабочей силы

Нехватка рабочей силы особенно остро ощущается в Москве и Московской области, где администрация Москвы и МВД начали набор мигрантов из Таджикистана и Узбекистана для работы на стройках.

Теперь власти обещают ускорить оформление необходимых документов для многострадальных мигрантов, заверив их, что они получат лечение в случае заражения COVID-19 и трехразовое питание.

Но ни правозащитники в странах Центральной Азии, ни сами трудовые мигранты не питают иллюзий по поводу улучшения условий труда в России.

В России к трудовым мигрантам из Узбекистана и Таджикистана относятся хуже, чем к мигрантам из Казахстана и Кыргызстана, которые входят в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС), где доминирует Россия, рассказал уроженец Кыргызстана Улан Оморов.

Кроме того, рабочие из Узбекистана и Таджикистана, прибывшие в Россию через Беларусь, подвергаются преследованиям со стороны правоохранительных органов, сказал Оморов. Сам он родом из Токмока, но в настоящее время работает в супермаркете в Москве.

«Сотрудники местных правоохранительных органов ловят узбеков и таджиков, помещают их в следственные изоляторы, вымогают у них деньги и освобождают после того, как они дадут взятку», — рассказал он.

Некоторые его знакомые узбекские рабочие-мигранты уехали из России в Украину на заработки, где «зарплаты немного ниже, но нет коррупции в таких ужасающих масштабах».

«Странно, что правоохранительные органы продолжают преследовать мигрантов в России, даже несмотря на то, что там не хватает рабочих рук», — говорит он.

Житель Ташкента Норбек Ахмедов, который работает на местном фарфоровом заводе, вернулся домой из Новосибирска в ноябре 2019 года после нескольких месяцев безуспешных попыток найти работу.

«Теперь они [российские строительные компании] снова нуждаются в нас, хотя своим неуважением к нам они всегда показывали обратное. Я не вернусь в Россию, пока у меня здесь есть работа», — говорит Ахмедов.

Исключительно собственные интересы

Стратегия национальной политики Российской Федерации до 2025 года, обновленная президентом Владимиром Путиным в декабре 2018 года, служит исключительно российским интересам, считает Ойнихол Бобоназарова, директор таджикской НПО «Перспектива +».

«Что касается трудовой миграции, Россию больше интересуют высококвалифицированные рабочие, а не обычные рабочие из Средней Азии», — говорит Бобоназарова, живущая в Душанбе.

По ее словам, таджикские мигранты в России регулярно сталкиваются с бюрократическими трудностями при регистрации по месту жительства, а также с неблагоприятными условиями труда.

Аналогичную оценку ситуации дала коллега Бобоназаровой из Кыргызстана — Азиза Абдрасулова, возглавляющая правозащитную НПО «Кылым шамы» (Вечная свеча) в Бишкеке.

По ее словам, Россия, испортившая в последние годы отношения со многими странами, пытается усилить свое влияние в Центральной Азии.

«Российская экономика, пошатнувшаяся в результате пандемии, нуждается в иностранных рабочих, — сказала она. — Выгоду от этой инициативы получит, прежде всего, сама Россия».

Но несмотря на постоянную потребность в трудовых мигрантах, маловероятно, что Россия прекратит повсеместно и постоянно нарушать их права, добавила она.

0 комментариев
Архив