Пять вариантов Ирана в ответ на усилия США по продлению эмбарго на поставки оружия
Пять вариантов Ирана в ответ на усилия США по продлению эмбарго на поставки оружия
4 года назад 1102 iran.ru inosmi.ru

У Ирана есть пять вариантов на столе в ответ на усилия США по продлению эмбарго на поставки оружия Тегерану, что даст стране шанс для контрмер против продолжающегося отсутствия приверженности со стороны западных сторон и Вашингтона.

По мере того как приближается время снятия эмбарго на поставки оружия Тегерану, Вашингтон пытается создать препятствия и предотвратить нормализацию позиции Ирана на мировом рынке вооружений. Однако в том-то и дело, что руки Ирана не совсем связаны в этой ситуации.  

В конце прошлого года госсекретарь США Майк Помпео, который усердно работал, чтобы вывести свою страну из СВПД и оказал максимальное давление на Иран, не упоминая о сделках США с арабскими странами на поставки оружия стоимостью в миллиард долларов, сослался на пункт в резолюции 2231 Совета Безопасности ООН, частью которого является СВПД, и назвал прекращение эмбарго на поставки оружия Ирану причиной отсутствия безопасности в Западной Азии.

Помпео и специальный представитель США по Ирану Брайан Хук неоднократно призывали к немедленному прекращению процесса снятия эмбарго, которое должно состояться в октябре в соответствии с резолюцией 2231.

В конце прошлого месяца газета «Вашингтон пост» сообщила, что США первоначально будут стремиться к консенсусу в Совете Безопасности для принятия резолюции, согласно которой эмбарго на поставки оружия Ирану будет продлено на неопределенный срок.

Далее в отчете говорилось, что, если Соединенные Штаты не сделают этого, они будут использовать Резолюцию 2231, чтобы объявить себя участником СВПД и запустить механизм разрешения споров. Это отменило бы все санкции ООН в соответствии с главой VII, которая также включает эмбарго на поставки оружия.

В ответ Иран сослался на односторонний и незаконный выход Соединенных Штатов из СВПД, который практически лишил США каких-либо прав в отношении сделки, и подчеркнул, что страна примет контрмеры, если США удастся повторно ввести оружейное эмбарго.

Хотя такие страны, как Китай и Россия, официально заявили, что усилия США нелогичны, поскольку Вашингтон больше не является участником ядерной сделки, у Тегерана также есть несколько вариантов на столе, которые могут помешать этим усилиям принести свои плоды.

Ограничение проверок

Учитывая, что в Иране применяются самые строгие методы инспекции, создается впечатление, что страна может ограничить объем инспекций в отношении района, количества инспекторов и уровня доступа.

В связи с этим Бехруз Камалванди, официальный представитель Организации по атомной энергии Ирана (AEOI), отметил возможность ограничения инспекций, на пресс-конференции на установке по обогащению урана в Фордо 9 ноября 2019 года, заявив, «что касается наших шагов по снижению обязательств перед СВПД, я должен упомянуть, что инспекции МАГАТЭ больше не нужны, и если они все еще хотят продолжать инспекции, они просто будут тратить свое время».

Мохаммед Али Пурмохтар, член Юридической и судебной комиссии 10-го парламента, также отметил отсутствие приверженности со стороны западных сторон, сказав: «Если европейцы по-прежнему не смогут выполнить свои обязательства, а интересы страны не будут выполнены, на инспекции МАГАТЭ будут наложены определенные ограничения".

Мохаммад Джавад Джамали Нобандегани, заместитель председателя Комиссии национальной безопасности 10-го парламента, также заявил в этой связи, что «наложение определенных ограничений на инспекции Международного агентства по атомной энергии ядерных объектов Ирана может быть включено в повестку дня в рамках сокращения обязательств страны по СВПД".

Повышение уровня обогащения

До подписания ядерной сделки Иран обогащал уран на 20 процентов, и многие рассматривали это как разменную монету для страны. Политологи считают, что, если обогащение более 5 процентов считается красной чертой, объявление страны о возврате к 20 процентам может стать эффективным шагом против сохраняющейся приверженности Запада.

Камальванди сказал на своей пресс-конференции в прошлом году в Фордо: «У нас есть возможность обогащать уран до 60%, и мы сделаем это на основе потребностей страны и директив наших властей».

Али Акбар Салехи, глава Организации по атомной энергии, также сообщил Mehr News в кулуарах визита журналистов на обогатительный комплекс Натанз: «Всякий раз, когда высокопоставленные чиновники закажут 20-процентное обогащение, мы сделаем это через четыре минуты».

В этой связи, заместитель председателя Комиссии по национальной безопасности и внешней политике 10-го парламента также сказал: «Одним из шагов по сокращению обязательств Ирана может быть увеличение уровня обогащения до уровня, необходимого для того, чтобы заставить европейцев выполнять свои обязательства».

Прекращение реализации Дополнительного протокола

Иран осуществляет Дополнительный протокол добровольно в соответствии с СВПД, и в соответствии с условиями соглашения, парламент страны должен пересмотреть и ратифицировать Дополнительный протокол через восемь лет после принятия соглашения.

Однако, учитывая, что Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из СВПД и что три страны, Великобритания, Германия и Франция, не выполняют свои обязательства по соглашению, некоторые официальные лица отметили, что Иран может прекратить осуществление Дополнительного протокола в качестве контрмеры и сделать серьезное предупреждение оставшимся европейцам, подписавшим ядерное соглашение, о выполнении своих обязательств.

Али Мотахари, бывший заместитель спикера иранского парламента, сказал в этой связи: «Теперь, когда Иран находится под таким большим давлением и его ядерные объекты находятся под инспекцией больше, чем любая другая страна, мы можем воздержаться от выполнения Дополнительного протокола».

Представитель Комиссии национальной безопасности и внешней политики 10-го парламента также сказал в том же духе: «Когда Дополнительный протокол выполняется добровольно, но другая сторона не выполняет свои обязательства, Исламская Республика может остановить добровольное выполнение этого протокола».

Выход из ДНЯО

Иран присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1968 году и сохранил свое членство в этом спорном договоре после Исламской революции. Многие эксперты считают, что для Ирана является ошибкой продолжать свое участие в ДНЯО, несмотря на неоднократные неспособности западных сторон выполнить свои обязательства по ядерной сделке.  

Секретарь Высшего совета национальной безопасности адмирал Али Шамхани сказал перед решением Трампа выйти из СВПД: «Если Соединенные Штаты выйдут из ядерной сделки, известной как СВПД, один из вариантов Ирана - выйти из ДНЯО».

После выхода США из СВПД, официальный представитель Организации по атомной энергии (AEOI) Бехруз Камальванди заявил, что AEOI выдвинул до 15 предложений по сокращению обязательств Ирана по ядерной сделке, и выход из ДНЯО было одним из них.

По словам секретаря Высшего совета национальной безопасности и пресс-секретаря Организации по атомной энергии, совершенно очевидно, что выход из ДНЯО является одним из вариантов на столе Ирана для противодействия невыполнению обязательств у США и европейцев, и возможность принятия этого решения в свое время очень высока.

В дополнение к высказываниям Шамхани и Камальванди, посол Ирана в Лондоне Хамид Беединежад заявил британским журналистам и средствам массовой информации: «Некоторые круги в Иране считают, что в настоящее время страна не получает выгоды от своего членства в ДНЯО. Из-за проблем, связанных с СВПД, все больше и больше людей обращают внимание на то, что говорят о выходе из ДНЯО».

Выход из СВПД

Одной из наиболее важных контрмер против продолжающегося отсутствия обязательств со стороны западных сторон и саботажа США является выход из ядерной сделки. Министр иностранных дел Ирана Мухаммед Джавад Зариф сказал в интервью: «У Ирана есть несколько вариантов, и выход из СВПД - один из них. Это, безусловно, один из десятков вариантов, которые у нас есть».

Он также заявил на круглом столе журналистов, который состоялся в офисе ООН в Тегеране, что Иран может выйти из ядерной сделки, если финансовый механизм ЕС не сработает.

В дополнение к высказываниям Зарифа заместитель министра иностранных дел и высокопоставленный член группы по ведению переговоров по ядерным вопросам Сейед Аббас Арагчи 7 мая в интервью национальному телеканалу объявил о выходе из СВПД в качестве одного из вариантов на иранском столе, заявив, что «Мы оставляем СВПД в нашей повестке дня».

В другом интервью Арагчи подчеркнул, что важны интересы Ирана, а не сохранение СВПД, добавив: «Если интересы страны потребуют, чтобы мы отказались от СВПД, это произойдет».

На круглом столе на конференции по нераспространению в Москве он сказал: «Понятно, что, когда соглашение не в ваших интересах, у вас нет причин придерживаться своих обязательств. Все знают, что баланс соглашения полностью расстроен. Любое соглашение основано на принципах «давай и бери». Если Иран только собирается давать и не брать ничего взамен, почему он должен оставаться в этом соглашении?».

На московской встрече Арагчи, напоминая о ядерном сотрудничестве Ирана, некоторым образом пригрозил западным сторонам СВПД, заявил о возможности пересмотра ядерной  доктрины.

Кроме того, президент Ирана Хасан Рухани заявил на заседании правительства 7 мая, что «снятие эмбарго на поставки оружия является неотъемлемой частью СВПД. ​​Если эмбарго на поставки оружия возобновится через один день под любым предлогом и с помощью любого механизма, наш ответ будет таким же и «они слишком хорошо знают, каким будет наш ответ в этот день и какие серьезные последствия принесет им такая ошибка».

Эти два вопроса показывают, что Иран, приняв последовательную и сдерживающую стратегию, пытается сказать европейцам, что если их пассивность перед лицом чрезмерных требований США сохранится, Иран даст соответствующий ответ, который будет включать национальные интересы страны.

Мохсен Ахади, Mehr News

Farda (Иран): шансы США на новые запреты в отношении Ирана невелики

США пытаются запустить новый механизм по продлению антииранских санкций. Прежде всего, их волнует возможность Ирана закупать новейшие вооружения. Но, учитывая выход США из ядерной сделки два с небольшим года назад, подобные усилия сейчас не имеют никаких правовых оснований, считает автор.

В последние месяцы США предприняли массу усилий по навязыванию Ирану новых ограничений в отношении импорта вооружений и технологий. Но есть целый ряд причин, в силу которых США не суждено добиться в этом деле решающего успеха.

ИА «Ирна»: Санкции против Ирана в отношении импорта военной техники и вооружения, в соответствии с договоренностями по «ядерной сделке» (официально — СВПД, прим. перев.) должны быть сняты в октябре, однако США пытаются запустить новый механизм по продлению антииранских санкций, прежде всего, относительно возможности последнего закупать новейшие вооружения. Однако, учитывая выход США из соглашений по ядерной сделке два с небольшим года назад, подобные усилия в настоящее время не имеют никаких правовых оснований.

Спецпредставитель Госдепа США по иранской проблеме Брайан Хук в очередной раз выступил с публичными угрозами в отношении Ирана: он заявил, что даже если Совбез ООН не одобрит продление санкций в отношении Ирана, США все равно смогут вернуть санкции Совета безопасности, используя предусмотренные СВПД статьи 35 и 36. США и ранее выступали с подобными угрозами, угрожая применить прописанные в упомянутых статьях механизмы, предусматривающие возможность сохранения эмбарго на поставки Ирану вооружения, однако попытки США не были поддержаны другими государствами, также участниками «ядерной сделки». Но теперь, после выхода США из договоренностей по СВПД, подобные усилия не имеют даже юридических оснований и полностью незаконны с точки зрения международного права. 

США начали обширные консультации с другими государствами-членами Совета безопасности ООН Францией, Германией, Великобританией с тем чтобы все-таки добиться осуществления своего давнего замысла, от которого они, как выясняется, и не отказывались, даже подписывая соглашения по ядерной сделке в 2015 г. — продлить санкции в отношении Ирана по импорту вооружений фактически на неограниченный срок.

Жозеп Боррель, верховный представитель ЕС по иностранным делам и вопросам безопасности, выступил 9 июня с заявлением, в котором также указал на выход США из договоренностей по «ядерной сделке» в 2018 году и подчеркнул, что поэтому США более не могут использовать прописанный в соглашении так называемый «механизм обжалования», предусматривающий возможность продлить действие эмбарго на поставки Ирану новых вооружений. Использовать подобный механизм могут только государства-члены соглашений по СВПД, а США более не являются таковыми, подчеркнул Боррель.

Данное заявления поверенный по внешней политике стран ЕС сделал после консультаций с главой внешнеполитического ведомства КНР Ван И, подчеркнув, что «заявления США по СВПД более не могут играть никакой роли». США также не могут, по его словам, «побуждать использовать механизм обжалования и другие государства», остающиеся на данный момент в рамках договоренностей по СВПД, и сейчас это «очевидно всем», подчеркнул Боррель.

Шаги России и Китая

Как отметило информагентство REUTERS, с 9 июня Россия и Китай, другие участники договоренностей с Ираном по СВПД, также начали предпринимать свою согласованные шаги для того, чтобы не допустить продления санкций в отношении Исламской Республики Иран. В то время как США пытались задействовать те положения соглашения с Ираном, которые допускали продление санкций (хотя уже и не имели юридически на это права), Сергей Лавров, глава российского МИДа, и Ван И, глава внешнеполитического ведомства КНР, выступили с письменным обращением к Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу.

И российские, и китайские политики и эксперты имеют общее мнение относительно того, что США, выйдя из ядерной сделки, не могут требовать задействования ее механизмов, которые могут помешать окончательному снятию с Ирана всех санкций. Так, Сергей Лавров еще в конце мая охарактеризовал усилия США по продлению санкций в отношении Ирана как шаги «не просто безответственные, но и откровенно нелепые». Глава российского внешнеполитического ведомства обвинил администрацию Дональда Трампа в развязывании политически ангажированной и полностью безосновательной международной кампании против Ирана и потребовал международного осуждения попыток США убедить Совет безопасности ООН в необходимости сохранения на неопределенное время ограничений на импорт Ираном нового вооружения.

Сергей Лавров в упомянутом письме сослался на выдвинутую еще в 1971 г. Международным судом ООН формулировку, которая гласила, что если одна из сторон, входящих в международное соглашение, аннулирует свое в нем участие, отказываясь выполнять по нему свои обязательства, то оно автоматически лишается всех прав, которые предоставляло ей данное международное соглашение.

Представитель России при Организации Объединенных Наций Василий Небензя ранее также подчеркивал, что Москва категорически против попыток США инициировать продление международных санкций в отношении Ирана. Посол России в Исламской Республике Леван Джагарян, выступая на мероприятии, посвященном 100-летней годовщине установления равноправных дипломатических российско-иранских отношений, выразил мнение, что едва ли усилия США сохранить выгодные лишь им международные санкции в отношении Ирана увенчаются успехом. «Действие санкций в отношении Ирана, в том числе тех, что предусматривают эмбарго на поставки новейшего вооружения, истекают 18 октября нынешнего года, и я полагаю, нет никаких оснований думать, что усилия США остановить процесс снятия с Ирана всех ограничений сулят им какой-то успех, ибо эти усилия, по сути, мертворожденные» — заявил дипломат.

Глава МИД КНР Ван И в письме на имя государств, входящих в Совет безопасности ООН, а также на имя Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, также назвал попытки США навязать Совбезу ООН сохранение санкций против Ирана неприемлемыми, поскольку США вышли из ядерной сделки в одностороннем порядке, нарушив тем самым и свои международные обязательства, и резолюцию 2231 Совбеза ООН. 

Высокопоставленный китайский дипломат подчеркнул, что США более не являются участником соглашения по иранской ядерной программе и потому не могут выступать ни с какими инициативами и требованиями, адресованными Совету безопасности ООН.

Глава иранского МИДа Мухаммад Джавад Зариф, в свою очередь, напомнил, что соглашение по СВПД и резолюция Совбеза ООН 2231 неотделимы друг от друга, и призвал своего американского коллегу, Госсекретаря Майка Помпео еще раз «внимательно перечитать» текст соглашения по ядерной сделке и текст резолюции. Как написал министр иностранных дел Исламской Республики на своей странице в Твиттере, Помпео, вероятно, думает, что ядерная сделка является каким-то независимым документом, который не имеет никакого отношения к деятельности и постановлениям Совета безопасности ООН. «Если он действительно так считает, пусть еще раз внимательно перечитает текст резолюции» — заключил Зариф.

Ядерная сделка, также отметил Зариф, является не просто логическим продолжением, но и частью резолюции Совета безопасности ООН 2231. «Но поскольку документ составляет более 100 страниц, то прочитать его, видимо, непосильная задача для главы американской дипломатии» — заметил министр. По словам главы иранского МИДа, «даже глупцу ясно», что без ядерной сделки не было бы и резолюции Совета безопасности, но США сами нарушили резолюцию и еще призывают сделать то же самое и других. «Поэтому нет и не может быть у Соединенных Штатов права голоса по этой проблеме» — подытожил Зариф.

Почему у США «нет шансов» в Совете безопасности?

США за последние два-три года неоднократно пытались под надуманными и безосновательными предлогами провести через Совет безопасности ООН разного рода решения, направленные против Ирана, но каждый раз все их устремления терпели крах.

Причиной такого положения дел можно назвать всю политику Америки образца Дональда Трампа в отношении всего международного сообщества, а не только в отношении Ирана. Очевидно, что политика под девизом «Америка превыше всего» не устраивает весь современный мир, включая союзников и партнеров США. Несомненно, последние попытки США провести в ООН нужные им решения тоже встретят адекватную реакцию мирового сообщества.

Вторая причина заключается в том подходе к международному праву и международным институтам, который США демонстрируют последние годы. США выходят из международных соглашений и договоренностей, когда им вздумается, не удосуживаясь даже объяснить причины, по которым они приостанавливают членство в той или иной организации, демонстрируя открытое неуважение ко всему мировому сообществу и даже к собственным партнерам. Естественно, игнорирование Соединенными Штатами международных институтов и международного права также не может никого устраивать.
Еще одной важной причиной провала США в их политике давления на Иран была та сила и непреклонность, которую демонстрировало внешнеполитическое ведомство Исламской Республики по принципиальным вопросам. Причем как раз МИД Ирана действовал, основываясь целиком на международном праве и исключительно в рамках тех возможностей, которые оно предоставляет. В итоге иранскому МИДу удалось не допустить создания некоего международного альянса, направленного против Ирана, чего так добивались Соединенные Штаты. Правильное понимание иранскими дипломатами текущей международной ситуации, а также тех возможностей, которые дает международное право, также помогло им добиться успеха и, в свою очередь, привело к провалу всех попыток США навязать Ирану международную изоляцию, ни в политическом, ни в экономическом, ни в правовом смысле.

Несомненно, США и сейчас будут усердно работать над тем, чтобы перетянуть международное сообщество на свою сторону, навязывая всем откровенно лживый имидж Ирана как «страны-поджигателя международных конфликтов» или «страны-террориста». Однако подобная стратегия США абсолютно не в новинку для иранских дипломатов: работа исключительно в рамках международного правового поля снова даст им неоспоримые преимущества перед политикой США, которым «иранский квест» окажется, несомненно, не по зубам и на этот раз.

0 комментариев
Архив