|
Проблемы развития Пакистана
|
Глядя на заявление Всемирного банка или обзор МВФ по EFF в мае 2025 года, ситуация не может показаться более радужной. При реальных темпах роста ВВП в 2,7%, снижении инфляции до 4,7%, снижении процентных ставок на уровне 11% и профиците счета текущих операций, финансовые показатели Пакистана были названы «сильными», а политики приветствуют макроэкономический подъем, вызванный их политикой. Однако при беглом взгляде на улицы выясняется, что простые пакистанцы совершенно не разделяют этого энтузиазма. Вместо этого возникает ужасающая реальность, наполненная голодом, бездомностью, нищетой, недоеданием среди детей и неграмотностью. В сочетании с общенациональными наводнениями и проливными дождями ситуация стала ужасной для людей по всей стране.
В чем же тогда цель такого экономического роста, если он не оказывает положительного влияния на развитие человечества и представляет собой просто цифры на компьютере? Какое послание должен унести гражданин, когда он видит, как его дом и имущество сметаются, в то время как люди, сидящие на высоких должностях, разъясняют гениальность своих экономических мер? И почему Пакистан не в состоянии поддерживать устойчивый экономический рост и стимулировать развитие человеческого потенциала в течение последних 78 лет? Именно на подобные вопросы Джамиль Насир пытается ответить в своем главном труде «Проблемы развития Пакистана: ограничения и выбор».
Начав с тесной связи между устойчивым экономическим ростом и инклюзивным, справедливым развитием, автор справедливо указывает на острую необходимость инвестиций в человеческий капитал. Отвергая представление о том, что краткосрочные макроэкономические показатели отражают реальное развитие, он вместо этого предпочитает сосредоточиться на показателях человеческого развития, таких как всеобщий доступ к качественному образованию и здравоохранению, многомерная бедность и гендерное неравенство. Состоящая из 470 страниц с 15 главами и тремя тематическими исследованиями, книга дает всеобъемлющее представление о бесчисленных проблемах в области развития человеческих ресурсов в Пакистане.
Подчеркивая тот факт, что 25 миллионов детей не посещают школу, и только 11% населения получают высшее образование, автор подчеркивает важность инвестиций в образование для наращивания человеческого капитала для устойчивого роста. Кроме того, он подчеркивает важность всеобщего, доступного и качественного здравоохранения для сокращения неравенства и содействия здоровым людям, которые могут способствовать справедливому росту. Подчеркивая необходимость устранения неравенства, он утверждает, что гендерные, классовые, земельные и городские и сельские различия увеличивают бедность и сокращают участие в рабочей силе, что еще больше препятствует экономическому росту. Он также называет структурные и институциональные недостатки, такие как плохая работа государственного сектора, бюрократическая коррупция, захват элиты, погоня за рентой, чрезмерная зависимость от иностранной помощи, плохо управляемая судебная система и слабая ситуация с безопасностью, в качестве основных препятствий, препятствующих человеческому развитию.
Nasir then suggests the need for a paradigm shift: away from elite-driven, growth-first policies to people-first policies. To this end, he proposes measures such as universal quality education, functioning public healthcare, land reforms, strong institutions, transparency, accountability, eliminating inequalities, reforming the judiciary, modernising the civil service, broadening the tax base, and diversifying exports. Long-term growth without people-centric development, he argues, is impossible, and this is why Pakistan has endured 78 years of chaotic, unstable, and unsustainable economic cycles.
The thesis of the book is highly appealing, serving as a wake-up call for policymakers. Utilising a multidisciplinary approach, the writer draws on sociology, economics, politics, and law to strengthen his arguments. He also draws on personal experiences as a civil servant, giving the work an insider's credibility. The three case studies are particularly fascinating, touching upon little-discussed topics. The extensive citations and references, along with engagement with works like Banerjee and Duflo's Poor Economics and Sen's Development as Freedom, make this book a treat to read. Apart from Chapter 13, Weak Fiscal and Trade Capacities, which is heavy on technical jargon, the prose is accessible and easy to follow.
However, certain aspects require deeper contemplation. In the preface, for example, the writer dismisses the argument that military-dominated leadership constrains growth, stating that the 1990s were disastrous despite democratic rule. Yet, Pakistan has rarely experienced true democracy, with no elected government completing a full term since independence. Feudal patronage and "electables" dominating the political landscape suggest that genuine democratic rule has never fully taken root, making the growth-democracy link difficult to judge. Similarly debatable is the statement in Chapter 4 that societies preferring engineering education grow faster than those producing more lawyers, based on a 1991 paper. A 1992 Cambridge study questioned this claim, and the author's conviction that only "productive knowledge" like STEM fields matters for growth is highly contentious. It risks reducing education to a utilitarian tool for employment, ignoring its role in building character and emotional intelligence. As Alain de Botton aptly notes, civilisations invest overwhelmingly in technical skills while neglecting emotional development-yet emotional ignorance underpins many personal and national crises.
The book also overlooks key factors: the nature of the Pakistani state, vested interests in policymaking, institutional overreach, and the failure to maintain separation of powers-all of which significantly undermine development. Furthermore, while the proposed solutions are admirable, they often lack targeted, evidence-based grounding. Importing models from abroad without tailoring them to Pakistan's realities risks failure. Nonetheless, this book is an indispensable resource for students, researchers, aspiring policymakers, and current leaders alike. Its sharp focus on people-centric growth and consistent advocacy for human development fills a void in Pakistan's economic discourse. One can only hope it steers lawmakers, policymakers, and media away from narrow growth metrics and towards sustainable, people-first development. As Edward Abbey wisely observed, "Growth for the sake of growth is the ideology of the cancer cell."
Рост населения: Пакистан ежегодно увеличивает площадь Новой Зеландии
Федеральный министр здравоохранения Мустафа Камаль заявил в понедельник, что население Пакистана ежегодно увеличивается на столько же, сколько и все население Новой Зеландии, предупредив, что неконтролируемый рост оказывает огромное давление на здравоохранение и государственные службы страны.
Выступая на запуске цифровой системы лицензирования и регистрации медицинских изделий, министр сообщил, что темпы роста населения Пакистана достигли 3,6% - один из самых высоких показателей в регионе.
Камаль сказал, что премьер-министр Шехбаз Шариф создал комитет высокого уровня по контролю над рождаемостью, а правительство запускает интегрированную систему здравоохранения для более эффективного мониторинга потребностей пациентов. Он подчеркнул, что государство привержено облегчению доступа к здравоохранению и улучшению результатов для всех граждан.
Что касается регулирования медицинского оборудования, министр рассказал о серьезных реформах. По его словам, Пакистан положил конец культуре фаворитизма при регистрации медицинских изделий, которая ранее занимала до трех лет. В соответствии с новой системой регистрация теперь будет завершена в течение 120 дней.
Он также обратил внимание на насущные проблемы здравоохранения в Пакистане, заявив, что 68% заболеваний в стране вызваны загрязненной водой. «Когда вы посещаете детское онкологическое отделение, ваше сердце замирает», — эмоционально сказал он. «В первую очередь мы должны остановить превращение людей в пациентов».
Камаль подчеркнул подход, ориентированный на профилактику, утверждая, что нынешняя модель здравоохранения ждет, пока пациенты попадут в больницы, вместо того, чтобы заботиться о здоровье граждан до того, как наступит удар болезни.