Преимущества неудобства: новый взгляд на стремление современного общества к удобству
Преимущества неудобства: новый взгляд на стремление современного общества к удобству
4 года назад 1055 nippon.com Каваками Хироси - Профессор магистратуры информатики Киотского университета. Родился в 1964 году в Идзумо, префектура Симанэ. Специалист по теории проектирования систем. Получил степень бакалавра, магистра и доктора технических наук в Университете Киото. Работал доцентом в Магистратуре информатики университета и стал профессором в университетском отделе исследований дизайна. Нынешнюю должность занимает с 2018 года. Автор нескольких книг, в том числе «Дизайн, порожденный неудобством: проектирование нестандартных идей» (Фубэн кара умарэру дэдзаин: Когаку га икасу дзёсики о коэта хассё) и «Похвала неудобству» (Фубэнъэки-но сусумэ)

Человеческое общество постоянно стремится к удобству. Но неудобство тоже может оказаться полезным, и исследователи изучают его преимущества.

Взгляд на преимущества неудобства

Может ли неудобство приносить пользу? Удобство обычно определяется как состояние, когда человек способен делать что-то не задумываясь и не прилагая особых усилий. Люди целенаправленно стремятся к эффективности и автоматизации ради предполагаемых преимуществ. Соответственно, поиск выгоды от неудобства может показаться противоречивым занятием. Но на самом деле неудобство может в конечном итоге не только приносить пользу, но и быть необходимым.

Я изучаю преимущества неудобства, и этой весной опубликовал книгу «Похвала неудобству» (Фубэнъэки-но сусумэ). Моя цель при написании книги состояла в том, чтобы обратиться к «цифровому поколению» и заставить их задуматься о том, что у неудобства могут быть некоторые преимущества, о которых они и не мечтали. Собственно, ничего нового в этом подходе нет. Тема конкурса дизайна 2017 года, организованного Кансайским отделением Японской ассоциации промышленных дизайнеров, звучала как «Неудобный дизайн: продукты, которые позволяют нам наслаждаться процессом». Тема конкурса 2018 года – «Дизайн на перекрёстке неудобства и еды». Я был удивлён и счастлив, когда официальные представители ассоциации обратились ко мне с идеей сделать неудобства и их преимущества темой своих конкурсов, и по мере того, как они обсуждали свои идеи, я начал понимать их подход. Промышленные дизайнеры также считают не совсем правильным проектировать объекты исключительно с целью обеспечить удобство, поэтому они выбрали темы конкурса, призывающие к созданию хороших продуктов с некоторыми встроенными неудобствами.

Я вхожу в группу исследователей, которая изучает преимущества неудобства. С 2006 года наша группа несколько раз получала исследовательские гранты от Японского общества содействия развитию науки. Комиссия по распределению грантов признала, что неудобства имеют свои преимущества и одобрила использование денег налогоплательщиков для проведения нашего исследования. Результаты были опубликованы в журнале Общества инженеров по КИП и управлению и в книге 2017 года, основанной на наших исследованиях – «Преимущества неудобства: дизайн трудоёмкой системы» (Фубэнъэки: тэма о какэру сисутэму но дэдзаин). Издатель этой книги «Киндай кагакуся» работает над следующим изданием «Словаря искусственного интеллекта» (Дзинко тино AI дзитэн), которое скоро выйдет. «Словарь искусственного интеллекта» издаётся Японским обществом искусственного интеллекта и там обязательно будет статья о преимуществах неудобства.

Испытательное оборудование вызывает вопросы

Один из моих коллег-исследователей создает неудобное испытательное оборудование. Профессор Нисимото Кадзуси из Японского института передовых наук и технологий, который изучает технологии оказания помощи людям, описывает свою область как исследование того, как усложнение вещей может парадоксально стимулировать интеллект людей. Его исследовательская группа разработала текстовый процессор, который использует метод перенесения гештальта (G-IM) для ввода кандзи. G-IM иногда вставляет ошибочный кандзи во вводимый текст, а затем не сохраняет файл до тех пор, пока пользователь не обнаружит и не исправит ошибки. Его эксперимент установил, что при использовании системы G-IM пользователи забывают меньше кандзи.

Профессор Накатани Ёсио, ныне президент Университета Рицумэйкан, возглавлял исследовательскую лабораторию в том же университете. Он создал экспериментальную туристическую навигационную систему, которая намеренно дает лишь расплывчатые указания по маршруту и сообщает мало полезных подробностей. Нехватка информации в поездке обычно неудобна, но в случае путешествий система может придать новый смысл осмотру достопримечательностей. Иными словами, если вы будете тратить все свое время, глядя в телефон и следуя указаниям, вы пропустите множество интересных вещей. Эта «неудобная» навигационная система показала, что посетители, просто идущие куда глаза глядят, могут делать неожиданные открытия и, таким образом, формируют более продолжительные воспоминания о своих путешествиях.

Профессор Окада Митио из Технологического университета Тоёхаси изучает роботов, стимулирующих формирование отношений с людьми.

Он разработал так называемых «слабых» роботов, одним из которых является робот-мусорщик. «Удобный» робот, разработанный для того, чтобы заменить людей, переместился бы к фрагменту мусора и использовал механическую руку, чтобы положить мусор в корзину. Но робот профессора Окады приближается к фрагменту мусора и просто беспомощно кружит вокруг него. Как только человек приходит, берет мусор и кладет его в мусорную корзину робота, робот кланяется в знак благодарности. Вы можете подумать, что этот неудобный робот, который только и ждёт, чтобы люди выполнили за него его работу, – полная противоположность роботизированным пылесосам, которые производят уборку в отсутствие людей. Но именно неудобство роботов-мусорщиков может дать представление об идеальных формах взаимодействия между роботами и людьми.

Гарантированные выгоды от неудобства

В 2017 году я написал книгу с очень длинным названием: «Идея пользы от неудобства: если вы чувствуете, что попали в тупик, попробуйте что-нибудь неудобное» (Гомэн насай, моси аната га тотто дэмо икидзумари о кандзитэ иру нара, фубэн о ториирэтэ митэ ва до дэсу ка? Фубэнъэки то иу хассё). Идею названия предложил президент издательства «Мисима», в котором вышла моя книга. Он чувствовал, что читатели получат лучшее представление о сути книги из длинного и неудобного названия, а не из чего-то короткого и поверхностного. Он хотел, чтобы они подумали: «О, эта книга о пользе неудобства. Ясно».

Думаю, моя книга предназначена обычным читателям. Я хотел, чтобы пассажиры брали ее в книжном магазине на вокзале и читали по дороге на работу, убеждаясь, что неудобство важно, если не необходимо, и на их рабочих местах. Я также надеялся, что они порекомендуют её своим старшим коллегам. В книге приводятся несколько примеров существующих предметов или практик, которые я называю «гарантированные выгоды от неудобства», чтобы подготовить читателей к размышлениям о вещах, которые могут быть неудобными, но полезными.

Например, оператор услуг дневного ухода за пожилыми людьми придерживается философии «барьеров». Вместо того, чтобы использовать полностью удобные объекты и устройства для облегчения повседневной жизни, они создают незначительные препятствия, такие как лестницы. Эти барьеры также обеспечивают хорошую подготовку для персонала учреждений – сотрудники учатся следить за клиентами и вмешиваются только при необходимости. Другим примером является открытая игровая площадка с неровной поверхностью в одном из детских садов в Токио. Ямки и бугорки могут привести к тому, что дети будут больше спотыкаться, получать царапины и медленнее бегать. Но они преодолевают эти препятствия с ходу, энергично играя на поверхности, которая по своей фактуре ближе к естественной. Эти примеры показывают, что неудобство может приносить пользу.

Неудобство делает путешествие незабываемым

Моя первая книга о преимуществах неудобства «Дизайн, порожденный неудобством: проектирование нестандартных идей» (Фубэн кара умарэру дэзаин: Кёгакуга икасу дзёсикио коэтахассё) вышла в 2011 году. В этой книге я изложил системный подход к проектированию объектов или процессов, которые неудобны, но приносят пользу тем, кто с ними взаимодействует. Это сложная книга, в которой рассматриваются механизмы, с помощью которых неудобство может оказаться полезным. Позвольте мне привести всего один пример. Мой родной город Идзумо в префектуре Симанэ находится в самой настоящей глуши. Здесь расположен храм Идзумо-тайся, излюбленное место тех, кто ищет удачи в любви. До Симанэ можно добраться только на ночном поезде из Токио. Но ведь при долгом путешествии возникает предвкушение. Таким образом, неудобное расположение делает поездку гораздо более запоминающейся, а возможная выгода от нахождения спутника жизни становится более ценной, чем если бы храм находился всего в часе езды.

Подобных примеров много. Одно апокрифическое толкование, широко распространенное в Японии, гласит, что английские слова «путешествие» (travel) и «проблемы» (trouble) имеют одинаковую этимологию. По личному опыту могу сказать, что во время поездки часто возникают мелкие неприятности или неудобства. У меня никогда не было смартфона, и я не пользуюсь им даже когда путешествую по делам. Это неизменно означает, что в пути я столкнусь с некоторыми препятствиями – например, буду ходить туда-сюда по одной и той же улице, пытаясь найти свой отель в городе, в который приехал впервые. Это раздражает, но, с другой стороны, благодаря 5 или 10 минутам, потраченным на поиски отеля, я до сих пор могу вспомнить названия улиц и атмосферу этого места. В поисках бара, куда я хотел пойти один, я всегда просто шел вперед, полагаясь на свою интуицию. Обычно я всегда могу найти хорошее место таким образом, хотя было и несколько неудач, которые, опять же, я прекрасно помню. Если бы у меня был смартфон и я бы просто прогуливался, глядя в электронную карту или изучая сайт с отзывами клиентов, я бы последовал этим подсказкам. Без приложений неудобно, но, с другой стороны, каждая обычная командировка превращается в путешествие.

Наконец, стоит упомянуть книгу «Курсы киотской эксцентрики» (Кёто хэндзин кодза), опубликованную в 2019 году. Эта книга представляет собой сборник публичных лекций, прочитанных в 2017 году, о том, что в Киотском университете звание эксцентрика является, скорее, комплиментом. В этой книге также описываются преимущества неудобства и подчёркивается, что культура, поощряющая изучение сложных предметов, таких как мой, в Киотском университете процветает.

Фотография к заголовку: роботы-мусорщики, разработанные профессором Окада Митио из Технологического университета Тоёхаси. Эти «неудобные» роботы могут дать представление об идеальном общении между человеком и роботом

Фотографии © Кавамото Сэйя

(Статья на японском языке опубликована 10 июля 2019 г.)

0 комментариев
Архив