Послание ОАЭ: новая дорога между Саудовской Аравией и Оманом меняет карту альянсов в Персидском заливе (Raseef22, Ливан)
|
Вчерашнее решение ОАЭ в ОПЕК+ по добыче нефти некоторые связывают с визитом султана Омана в Саудовскую Аравию. Лидеры объявили об открытии первой дороги между государствами протяженностью более 800 километров. По мнению ливанского издания, это не просто экономически выгодный проект, новая дорога и сама встреча имеют важное значение для всего Персидского залива.
Во время визита султана Омана Хейсама бен Тарика аль Саида в столицу Саудовской Аравии (лидеры государств встретились в саудовском городе Неом — прим. ред.) в начале этой недели высокопоставленные официальные лица объявили об открытии первой дороги между двумя государствами.
Сообщения о скором открытии новой трассы появились 7 июля. Об этом заговорил Салем ан-Нуайми, заместитель министра транспорта, связи и информационных технологий Омана, во время интервью телеканалу Oman TV. Оно предшествовало первому зарубежному визиту султана в Эр-Рияд после того, как он занял место покойного Кабуса бен Саида.
По словам ан-Нуайми, строительство дороги почти завершено, и сейчас полным ходом идет работа по созданию необходимых объектов для предоставления услуг пользователям. 800-километровая дорога будет открыта с опозданием на годы, но значительно сократит время в пути.
Дорога, связывающая города Ибри (юго-запад Омана) и Аль-Ахса (восток Саудовской Аравии), проложена через один из самых труднопроходимых регионов в мире и пустыню протяженностью 580 километров в Саудовской Аравии и 160 километров в Омане.
Согласно оценкам, теперь потоки людей и товаров между странами будут перемещаться на 16 часов быстрее.
Значение новой дороги
По мнению экспертов, новая дорога «убила двух зайцев одним выстрелом», поскольку нарушила статус-кво. Если раньше ОАЭ являлись единственными воротами для наземного доступа в Султанат Оман, то сегодня появился альтернативный путь между Саудовской Аравией и Аравийским морем (северо-западная часть Индийского океана). Кроме того, новый объект ставит под сомнение саудовско-иранское примирение, снижая потребность королевства в отношениях с Тегераном. Теперь ей не придется переправлять свои товары через Ормузский пролив, контроль над которым Иран разделяет с ОАЭ.
Саудовская Аравия — главный бенефициар
Помимо строительства дороги, стороны подписали еще ряд экономических соглашений. Все это согласуется с общей политикой Султаната Оман, который превосходит остальные страны Персидского залива по темпам диверсификации своей экономики и отказа от нефти как единственного источника дохода.
Как отмечает оманский эксперт Захер аль-Махруки, новая дорога сэкономит силы и время оманцам, особенно тем, кто отправляется в хадж. Теперь они могут добраться до Саудовской Аравии напрямую, не заезжая в ОАЭ, и это возможность сократить как временные, так и финансовые издержки на паломничество.
Кроме того, по мнению аль-Махруки, соединяющая Султанат Оман и Саудовскую Аравию дорога является жизненно важным объектом для королевства, поскольку открывает короткий путь к Аравийскому морю. Оно станет главным бенефициаром, поскольку сможет экспортировать свою нефть и другие товары в азиатские страны через непосредственно в Индийском океане, а также избавиться от угроз, связанных с Ормузским проливом и Персидским заливом, где возникают конфликты между Ираном и другими странами.
Оманский эксперт отметил в интервью Raseef22: «Обе страны заинтересованы в скорейшем открытии дороги после многолетней задержки в связи с политическими обстоятельствами».
Почему открытие было отложено?
В 2015 году официальные лица в Омане объявили о завершении строительства дороги, а посол страны в Саудовской Аравии Ахмед Хиляль аль-Бусаиди сообщил о скором открытии объекта для граждан.
Как отметил тогда аль-Бусаиди, страны завершают процесс создания административной инфраструктуры, включая таможенные и контрольно-пропускные пункты по обе стороны дороги. Несмотря на это, открытие так и не состоялось.
Согласно заявлениям официальных лиц двух стран, этому помешали технические проблемы, но по мнению экспертов, причина носит политический характер.
В 2018 году Ид бин Мухаммад аль-Сакафи, бывший посол Саудовской Аравии в султанате, сказал: «К задержке привели технические проблемы, но они решаются».
Однако по мнению аль-Махруки, ответственность лежит на саудовской, а не оманской стороне. Он отметил, что идея строительства дороги изначально принадлежит Саудовской Аравии, а покойный султан Кабус ее одобрил.
Оманская сторона построила дорогу протяженностью 160 километров, в то время как примерно 580 километров объекта находятся на территории королевства. Саудовская Аравия серьезно опоздала по внутренним причинам, включая желание укрепить союз с ОАЭ. Второй причиной стала позиция Омана, выступившего против войны с Йеменом, и обвинения в продаже оружия хуситам.
Послание Эмиратам
Визит и подписание двусторонних экономических соглашений между Саудовской Аравией и Оманом произошли на фоне роста напряженности в отношениях Эр-Рияда и Абу-Даби, омраченных также экономической конкуренцией и разногласиями по поводу добычи нефти. Таким образом экономическое сотрудничество Омана и Саудовской Аравии обретает черты политического послания относительно создания новых альянсов.
Во время визита султана Хейсама бен Тарика кабинет министров Саудовской Аравии согласился подготовить и подписать соглашения в области торговли, культуры, инвестиций и транспорта.
«За кулисами была проделана большая работа по созданию фундамента для дальнейшего сотрудничества между саудовцами и оманцами. Султан Хейсам считается фигурой, более благосклонной к позиции Саудовской Аравии по региональным вопросам», — отметил Айхам Камель, глава отдела Ближнего Востока и Северной Африки консалтинговой компании Eurasia Group.
Камель добавил: «Это как если бы появился новый наследный принц (вместо Мохаммеда ибн Салмана), иначе видящий решение региональных вопросов и заинтересованный в построении многосторонних отношений с акцентом на страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Это не один союзник, как было в прошлом, а гораздо более широкая сеть альянсов».