Просочившийся в прессу документ дает представление о том, как Китай систематически преследовал этнических казахов, уйгуров и представителей других меньшинств в западном регионе Синьцзян.
За последние несколько лет власти Синьцзяна поместили сотни тысяч мусульман, включая этнических казахов, в лагеря идеологической обработки. В регионе проживают, по крайней мере, 1,5 млн казахов — вторая по величине тюркская группа после уйгуров.
Правительство Китая утверждает, что его политика в Синьцзяне направлена на борьбу с терроризмом и сепаратизмом и что содержащихся в лагерях людей учат мандаринскому диалекту китайского языка и другим навыкам.
Тем не менее, недавно просочившийся в прессу документ дает подробное представление о том, как чиновники проводили задержания и тщательно изучали интимные подробности жизни людей. Согласно отчету, опубликованному The New York Times в понедельник (17 февраля), документ противоречит утверждению Пекина о том, что лагеря являются школами.
Документ — электронная таблица на 137 страницах — содержит информацию, собранную властями в уезде Каракаш (Синьцзян) о более чем 300 жителях, находящихся в лагерях идеологической обработки, а также об их соседях и родственниках.
Тщательному наблюдению подвергались даже дети в возрасте до 16 лет.
В документе содержатся подробные записи о происхождении, религиозных привычках, отношениях и связях перечисленных лиц, а также различные виды поведения, которые власти считают проблематичными.
Документировались даже такие, казалось бы, безвредные действия, как воздержание от алкоголя, намерение совершить религиозное паломничество или посещение похорон. В документе также отмечено, как часто люди молились, носили ли они религиозную одежду или длинные бороды, с кем они общались, и как себя ведут члены их семей.
В последней колонке приводятся вердикты о том, следует ли оставить задержанных в лагере или освободить их, и следует ли вернуть освобожденных под стражу.
В одном из случаев 38-летнюю женщину отправили в лагерь перевоспитания за то, что несколько лет назад она носила вуаль. Об этом сообщила служба Би-Би-Си, которая также просмотрела документ.
За подачу заявления на получение паспорта был задержан 34-летний мужчина. Это несмотря на то, что он описывается как не представляющий «реального риска».
Еще одного мужчину 28 лет поместили в лагерь перевоспитания за «нажатие на веб-ссылку и непреднамеренный переход на иностранный сайт».
В конце 2019 года Китай объявил, что все в его «центрах профессиональной подготовки» уже «закончили обучение», но предложил, чтобы некоторые из центров оставались открытыми для новых студентов, которые хотели бы посещать их «добровольно».
Представители Би-Би-Си отметили, что почти 90% из 311 главных лиц в списке уезда Каракаш были отмечены как уже освобожденные или подлежащие освобождению после годичного пребывания в лагерях.
Гнев казахстанцев
Политика Китая в Синьцзяне, заставившая этнических казахов бежать в Казахстан в поисках убежища, вызвала гнев казахстанской общественности.
В январе один из казахстанских судов постановил, что два гражданина Китая, которые бежали в Казахстан из Синьцзяня в поисках убежища, не будут возвращены в Китай, передает АФП.
Кастер Мусахан и Мурагер Алимулы были приговорены к лишению свободы сроком на один год за незаконное пересечение границы между двумя странами, сообщил АФП их адвокат Лаззат Ахат.
Тем не менее, суд постановил, что они не будут возвращены в Китай и проведут в тюрьме всего пять месяцев, учитывая срок, отбытый ими в предварительном заключении.
Мужчины заявили, что до побега и пересечения границы в октябре их держали и избивали в тюрьмах в Китае. Они боялись, что в случае возвращения их снова посадят в тюрьму.
Подобные случаи имели место в прошлом.
В конце 2019 года Казахстан отклонил требования Китая депортировать сбежавшую в Казахстан этническую казашку Кайшу Акан.
Вместо этого 23 декабря суд в городе Жаркент Алматинской области приговорил Акан к шести месяцам лишения свободы условно, признав ее виновной в «незаконном пересечении границы», сообщила казахстанская служба «Радио Свобода».
В июне прошлого года этническая казашка Сайрагуль Сауытбай бежала из Казахстана в Швецию, где получила статус беженки.
42-летняя Сауытбай, гражданка Китая, в апреле 2018 года пересекла границу в Казахстан с поддельными документами и была задержана казахстанскими властями.
Летом того же года в суде Жаркента она раскрыла шокирующие подробности о лагере политического перевоспитания мусульманских меньшинств в Синьцзяне, где работала в течение нескольких месяцев.
По ее словам, лагерь был «настоящей тюрьмой»; в нем содержалось более 2500 этнических казахов.
Суд вынес Сауытбай условный приговор и освободил ее из-под стражи, постановив, что она не подлежит депортации в Китай. Через какое-то время она уехала в Швецию.
Надежное убежище
В ходе недавнего визита в Центральную Азию госсекретарь США Майк Помпео поддержал позицию Казахстана и призвал страны предоставить убежище представителям этнических меньшинств, которые бегут из Синьцзяня.
«Мы просто просим [страны] предоставить надежное убежище тем, кто пытается бежать из Китая», — сказал Помпео 2 февраля на пресс-конференции с министром иностранных дел Казахстана Мухтаром Тлеуберди.
«Защитите человеческое достоинство, просто поступайте правильно», — добавил Помпео.
Помпео встретился с высшими должностными лицами в Казахстане в преддверии визита в Узбекистан.
2 февраля, в ходе своего визита в столицу Казахстана Нур-Султан, он встретился с гражданами Казахстана, утверждающими, что члены их семей находятся в заключении в Синьцзяне.
«Соединенные Штаты будут делать все от них зависящее для разрешения как этой ситуации, так и более обширной проблемы китайских репрессий в Синьцзяне», — обещал Помпео казахам, говорится в заявлении посольства США в Нур-Султане.