На прошлой неделе на заседании комитета мажилиса парламента был рассмотрен законопроект, касающийся экстремизма и терроризма. Названный законопроект, кажется, самый скандальный после законопроекта о земле — в нем не предусмотрен законодательный запрет салафизма. Или политическая элита страны не осознает, насколько опасен салафизм обществу?
Как говорит председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев, обсуждение будет проходит максимально открыто и гласно.
Действительно, на сайте парламента организована прямая трансляция заседания комитета. Для обсуждения приглашены Айдос Сарым, Мухтар Тайжан, Зауреш Батталова, Жемис Турмагамбетова, Досым Сатпаев, Евгений Жовтис.
В рамках обсуждения проекта намечено внесение изменений в 19 законов и 5 кодексов. По словам заместителя председателя КНБ Марата Колкобаева, в новом законе будет усилено наказание за «экстремистские статьи».
Как лишение имущества остановит камикадзе?
Так, в обязательном порядке будет конфисковаться имущество лиц, имеющих отношение к преступлениям экстремистского характера.
Кроме того, Марат Колкобаев отметил, что особые требования будут предъявлены организациям, обеспечивающим охрану объектов, где хранятся оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества, магазинам по реализации охотничьего вооружения.
Однако
как может конфискация имущества препятствовать преступным намерениям людей, готовых пожертвовать ради этого собственной жизнью?
Вице-министр внутренних дел Рашид Жакупов сообщил, что в рамках законопроекта будет ужесточены правила регистрации в Астане и Алматы. То есть лица, сдающие квартиры в аренду, обязаны в течение 10 дней зарегистрировать (не прописать) своих квартиросъемщиков в местных органах. Эксперты утверждают,
это требование станет толчком для роста коррупции
Почему нет решения по идеологии?
Однако в законопроекте не предусмотрена проблема законодательного запрета салафизма
— В законопроекте отсутствует понятие идеологического противостояния салафизму. Салафизм – идеология, а таковой можно противостоять только другой четко выстроенной системой понятий. Значит мы должны пропагандировать свою официальную религию — мазхаб ханафистского толка, – говорит Маулен Ашимбаев.
Однако народные избранники, кажется, упустили из виду, что
в стране, где каждый вольно пропагандирует свою идеологию, противостоять салафизму невозможно
По словам известного религиоведа Кайрата Жолдыбайулы, если сознание человека отравлено ядом экстремизма, ему не надо никакого оружия.
— Раньше
в Казахстане была организация «Таблиги жамаат», ее мы запретили законодательно. А почему для борьбы с салафизмом мы ищем другие стандарты?
Почему так? Чтобы противостоять чуждой для нашего общества идеологии, государство должно оказывать всестороннюю поддержку, выделять необходимые для этого средства, — убежден Кайрат Жолдыбайулы.
Существует ли внутреннее противостояние запрету салафизма?
Действительно, как говорит религиовед, в новом законопроекте есть много моментов, на которые нужно обратить особое внимание. В их числе одна из неотложных задач — запрет салафизма, определение ее главных идеологов.
Так, в последнее время такие личности как Дарын Мубаров, Октам проявили себя как активные пропагандисты салафистского течения.
Компетентные органы должны не откладывая выступить с заявлением и привлечь их к ответственности.
Сегодня именно они способствуют тому, что молодые люди берут в руки оружие
Однако компетентные органы вместо того, чтобы бороться с причинами проблемы, кажется, больше внимания уделяют ее последствиям.
Словом,
сторонники салафизма усиленно работают над тем, чтобы не допустить законодательного запрета своей идеологии
Если следовать их установкам, то завтра события, имевшие место в Актобе и Алматы, станут обыденным делом. В этой связи появляется резонный вопрос —
власть ждет, когда салафиты войдут в Акорду?