Почему в Балтистане рекордно низкий уровень преступности?
|
В регионе Балтистан на севере Пакистана уровень преступности такой низкий, что близок к нулю. Например, в городе Ганче с населением 160 000 человек в 2007-2017 годах не было зарегистрировано ни одного преступления, а последнее убийство произошло около 15 лет назад.
За последние два столетия во всем мире был достигнут радикальный прогресс в сфере образования, технологий и экономики. Несмотря на это, а также огромные финансовые, технические и человеческие ресурсы, ведущие страны мира не смогли существенно снизить уровень преступности. Более того, он растет.
Между тем в мире существует регион с почти нулевым уровнем преступности, хотя это кажется невероятным. И это Балтистан на севере Пакистана. Это гористая местность, в которой расположены высочайшие горы Земли, в том числе знаменитая К2. Общая площадь Балтистана, крупнейшими городами которого являются Скарду, Шигар, Харманг и Ганче, составляет 31 000 км², а население — 303 214 человек. В 2009-2021 годах здесь отмечался незначительный уровень преступности. В Ганче с населением 160 000 человек в 2007-2017 годах не было зарегистрировано ни одного преступления, а последнее убийство произошло около 15 лет назад.
Существует ряд объяснений этому явлению.
На протяжении веков Балтистан включал в себя небольшие независимые государства, связанные кровным родством их правителей, или раджей, торговлей, общими верованиями, а также культурными и языковыми узами. В XIV веке здесь распространился ислам. Не имеющий выхода к морю, зажатый между Гималаями и Каракорумом этот регион раньше был открыт для внешнего мира только в течение трех месяцев летом. Положение улучшилось лишь в 1960-х годах, когда была построена дорога. Местное население, народ балти, обладает богатой культурой, на которое оказали влияние Тибет и Великие Моголы, буддизм и ислам. Шиитские и суфийские священнослужители в Балтистане сыграли особую роль в формировании характера местных общин. Суровая местность и климат подкрепляют религиозность, а небольшая численность населения усиливает приверженность балти этническим и культурным нормам.
Как заявляют исследователи, четкая идентификация помогает людям твердо верить в свою социальную моральную систему. Жители Балтистана твердо идентифицируют себя со своим регионом и его культурой. Уникальная этническая идентичность и географическая изоляция жителей Балтии способствуют формированию прочных связей с членами семьи, родственниками и друзьями.
Такое положение дел привело к созданию сообщества, в котором соблюдаются и защищаются социальные стандарты. Твердая вера в систему социальной морали позволяет жителям Балтистана строго придерживаться принятых в обществе норм, поэтому склонность к девиантному поведению здесь низкая. Как сообщается, если в Ганче кто-то находит деньги, сумку или кошелек, в мечети вывешивается или делается объявление об этом. Часто люди оставляют свои дома и магазины незапертыми, потому что здесь не существует понятия грабежа или кражи.
Вместе с этим ученые говорят, что участившиеся контакты изолированного в прошлом Балтистана с внешним миром может способствовать и росту негативного воздействия. Приезжающие сюда туристы приносят с собой ценности и модели поведения, чуждые балти. Поэтому ученые заявляют, что для защиты этого прекрасного региона политики и правоохранительные органы должны обратить внимание на смягчение неблагоприятного внешнего воздействия на него. Пусть Балтистан и дальше пользуется репутацией самого безопасного места на земле.
Балти – народ, живущий на стыке двух культур
На стыке двух государств, двух культур, двух религий – именно так можно охарактеризовать положение мусульманского народа балти, который живет на границе Пакистана и Индии. Их жизнь словно застыла в XV столетии и дошла в таком виде до наших дней, сохранив свои культурные особенности, считает The Hindu.
Село Туртук находится прямо на границе Пакистана, на северо-востоке области Ладакх (историческая и географическая область в составе индийского штата Джамму и Кашмир) и в 10 км от самой северной деревни Индии – Танг. Здесь проживает всего лишь 300 человек. В отличие от других частей Ладакха, местное население исповедует не буддизм, а ислам. Примечательно, что ислам в эти районы проник вместе с суфийскими проповедниками шесть столетий назад.
Природа этого края очень живописная, земля плодородная, что позволяет местным жителям заниматься сельским хозяйством. Они выращивают абрикосы, виноград, яблоки, вишни, персики. В зимнее время деревня бывает изолирована, поэтому жители стараются запастись продовольствием на длительный срок.
Дом одного из жителей деревни, 70-летнего Мохаммада Али, частично стал музеем. По его словам, этот дом стоит здесь с XV века, когда была основана деревня.
Согласно данным музея, Туртук когда-то населяли племена брокла, но позже они были захвачены среднеазиатскими народами, чьи потомки и живут здесь до сих пор. Кроме того, Туртук был центром торговли, и сюда приезжали торговцы – представители разных рас и народов. Поэтому сегодня здесь можно встретить людей, относящихся к разным расам.
Дом Али полон памятных вещей. В его обширную коллекцию входят орудия труда, сделанные из костей, одежда, каменная посуда и многие другие вещи.
«Вот это – каменное блюдо, которому, вероятно, 300 лет. Жители давно перестали использовать их, заменив на металлические», – рассказывает Мохаммад Али, показывая экспонаты с своем доме-музее.
Он рассказал, что раньше дома строили из дерева, они хорошо держали тепло даже при температуре минус 20 градусов. Теперь дома строят каменные.
Идея создания музея возникла у его детей, которые хотели сохранить память о своей уникальной истории. Когда музей только открылся в мае этого года, посетителями были только местные жители. Потом стали приходить жители из соседних деревень, в том числе школьники. За ними потянулись туристы.
Недалеко от дома Мохаммада Али находится необычный дом с деревянными колоннами и замысловатым фризом (декоративный орнамент в виде горизонтальной полосы, окаймляющий верхнюю часть стены – Исламосфера) в геометрических и цветочных узорах. Этот дом называется дурбар (царский двор – Исламосфера). На втором этаже дома находится “царская” комната. Здесь, облачившись в наряды, с резной тростью в руках, восседает Йабго Мохаммад Хан Качо, правитель династии Йабго и «король» этого “дворца”, история которого непрерывно длится с XV века.
«Вы сейчас находитесь не только в Ладакхе, но и в Балтистане (область в Пакистане, соответствующая средневековому королевству с таким же названием – Исламосфера). Эта мощная династия правила Балтистаном более 2000 лет », – начинает свой рассказ Йабго Мохаммад, указывая на родовое дерево, которое он сделал на стене комнаты. Он степенно и величаво рассказывает как здесь правили разные цари, как трое царевичей делили царство и наконец как постепенно Балтистан стал частью Пакистана.
Интересно, что в современную эпоху политические перипетии также не обошли данную местность стороной. Жители деревни любят рассказывать историю о том, как после отделения Пакистана от Индии в 1947 году они из индийцев превратились в пакистанцев, а после войны 1971 года (война Пакистана с Индией, в результате которой Восточный Пакистан стал независимым государством Бангладеш – Исламосфера) они стали обратно индийцами. Самое интересное, что оба раза смена гражданства не сопровождалась переменой места жительства. Вот такая примечательная история.
Что касается дурбара, то Качо превратил его в музей династических реликвий. Здесь можно увидеть головные уборы правившей династии, старые монеты, мечи и вооружение.
С 2010 года это место начали посещать туристы. Они вносят некоторые неудобства в размеренную жизнь местных жителей, выражающиеся в загрязнении окружающей среды, оставлении после себя пластиковых отходов, нехватке питьевой воды, увеличении строительства.
Тем не менее, сейчас жизнь в Туртуке протекает как обычно. Дети возвращаются из школы, люди возвращаются с работы, и зов муэдзина эхом разносится по полям. А как только садится солнце, вся округа смолкает, кроме бурного речного потока, текущего рядом с деревней. Его непослушные воды с шумом утекают вдаль, словно спеша рассказать людям интересные истории славного народа балти, с незапамятных времен живущего в этих краях.