Почему талибы только вступают в свою самую сложную битву
|
Завоевав страну, талибы ознаменовали новую главу в бурной истории Афганистана. Но главное еще впереди.
Хотя военная победа "Талибана"* увенчалась громким успехом, впереди еще жесткая борьба за умы и сердца населения страны и признание в мире. Подробнее о том, что стоит перед талибами и с какими проблемами они столкнутся, на cronos.asia.
Братоубийственный процесс
Не так давно, в движении "Талибан"* возник конфликт. Замглавы правительства талибов и сооснователь движения Абдул Гани Барадар исчез. Как сообщали, некие высокопоставленные источники Би–би–си, "Барадар разругался с Халилом Рахманом Хаккани, отвечающим за политику в отношении беженцев". В ряде мировых СМИ моментально прошли сообщения с предположением о том, что "исчезновение Барадара связано с острым конфликтом в руководстве радикального исламистского движения".
Правда днем позже в немецком издании DW появилась информация опровергающая исчезновение Абдул Гани Барадара. Исполняющий обязанности заместителя премьер–министра Афганистана Абдул Гани Барадар опроверг сообщения о том, что он пострадал в результате конфликта внутри руководства радикального исламистского движения "Талибан". "Это неправда, я в порядке и здоров", – заявил он в видеоинтервью государственному телевидению, которое политический офис "Талибана" в Дохе опубликовал в Twitter.
Тем не менее, зерна сомнений упали в благодатную почву. И кто бы ни был распространителем дезинформации, масс–медиа стали активно смаковать происходящее в Афганистане. Буквально во всех изданиях, чуть ли не ежедневно сообщается о совершенных талибами убийствах. К примеру, то же DW писало об убийстве известного исполнителя фольклорной музыки Фавада Андараби, который в своем творчестве выступал против талибов.
Агентство "Интерфакс" сообщало о гибели в Панджшере пресс–секретаря Фронта национального сопротивления Фахима Дашти. Новостное агентство "Паджхвок" выдало видеокадры как боевики движения "Талибан" открыли огонь по вышедшим на митинг в поддержку афганского флага людям.
Особому вниманию к борьбе внутри движения, способствовал и другой момент, описанный в начале сентября газетой Hindustan Times. По данным издания между различными ветвями движения "Талибан"* идет серьезная борьба за влияние. Одни из основных участников этого процесса – главы движения "Хаккани"**, которое считается одним из самых боеспособных в составе "Талибана"*, и мулла Мохаммад Якуб – сын основателя "Талибана"* муллы Омара.
"Данные, поступающие из Кабула, свидетельствуют, что мулла Якуб открыто говорил, что те, кто жил в роскоши в Дохе, не могут диктовать условия тем, кто воевал против возглавляемых США оккупантов", – сообщила газета.
Здесь стоит отметить, что на самом деле история талибов повторяется. Напомню в 1989 году, когда Советский Союз вывел свои войска из Афганистана, моджахеды пришли ко власти. Но они не были едины и в итоге различные группировки начали между собой военные действия, в результате чего была уничтожена большая часть Кабула. Этот хаос проложил путь для талибов, чтобы получить контроль и править страной с 1996 по 2001 год.
Однако сегодня, политическая ситуация в мире, да и в самой стране сильно отличаются о 90–х годов. И новое афганское правительство вынуждено считаться с мнением общества.
Мир и общество страны влияют на новое правительство Афганистана
На днях представитель "Талибана"* Забихулла Муджахид выложил фото с мероприятия, на котором, в том числе присутствовали посол России Дмитрий Жирнов, главы дипмиссий Пакистана и Узбекистана Мансур Ахмад Хан и Ёдгорхужа Шадманов.
И хотя на званом мероприятии были не все, здесь, надо признать, что данная фотография наглядно демонстрирует как меняются талибы. Вряд ли в 90–х годах они провели бы такой ужин с участием дипломатических представителей других стран.
Конечно, не все быстро меняется в этой стране в лучшую сторону. И тому доказательство недавнее заявление одного из основателей "Талибана", муллы Норуддина Тураби о введении жестоких казней и отрубания рук. Тураби предостерег мир от вмешательства в дела новых правителей Афганистана.
"Все критиковали нас за наказания на стадионе, но мы никогда ничего не говорили об их законах и наказаниях, – сказал Тураби. – Никто не скажет нам, какими должны быть наши законы. Мы будем следовать исламу и будем устанавливать свои законы на основе Корана", – заявил он.
Это конечно свидетельствует о том, что лидеры группы по–прежнему придерживаются глубоко консервативного, жесткого мировоззрения, даже если они и принимают технологические изменения в виде глобальной сети или сотовых телефонов.
Однако все же есть пара моментов, которые невозможно оставить без внимания.
Во-первых, о своих правах на свободу и волеизъявление заявили женщины Афганистана. И хоть эти митинги были жестко разогнаны, и ни одна из женщин так и не попала в новое правительство, громкие митинги, прокатившиеся по стране, уже являются первым звоночком тому, что старые порядки не приветствуются обществом страны.
Во-вторых, в новом правительстве Афганистана не все являются представителями титульной нации. По крайней мере, по утверждению источника cronos.asia сегодня в новом правительстве есть 2 таджика, возглавляющие штаб армии, вице–премьером является узбек, замминистра здравоохранения – хазариец и один из министров – нуристани.
В-третьих, перед талибами* по-прежнему стоит главная задача – решить проблемы экономической безопасности. Несмотря на принимаемые в настоящий момент талибами меры, экономическая ситуация в Афганистане остается крайне сложной. Это происходит во многом из-за того, что они имеют доступ лишь к 0,1% афганских госрезервов из 9,4 млрд долларов, поскольку их значительная часть заморожена США. По данным ЕС, с момента прихода к власти талибов в августе, цены на продукты в стране поднялись более чем на 50%. Растет инфляция. Банковская система Афганистана в значительной степени парализована, люди не могут снимать деньги, а система здравоохранения страны, которая в значительной степени зависела от иностранной помощи, по словам главы внешнеполитического ведомства Европейского союза Хосеп Боррелла, близка к краху. Посему представители нового правительства страны хоть как-то, но вынуждены считаться с соседями.
Последнее событие, на которое стоит обратить внимание – просьба Афганистана к странам Центральной Азии не отключать электроэнергию за долги. По информации телеканала TOLOnews долг Афганистана перед соседними странами за электроэнергию составляет порядка $62 млн. По данным канала афганская компания Da Afghanistan Breshna Sherkat (DABS) задолжала более $51 млн четырем соседним странам: Узбекистану, Таджикистану, Туркменистану и Ирану. DABS также обратилась к Миссии ООН по содействию Афганистану с призывом помочь в погашении задолженности, попросив $90 млн.
Остается лишь один вопрос: Как и чем талибы* будут погашать долги?
Признание мирового сообщества нужно заслужить
Чтобы избежать социально-экономического коллапса, талибам* придется считаться с мнением международного сообщества относительно их жесткого правления. По крайней мере, если они и в дальнейшем хотят получать помощь и признание, то должны идти навстречу мировому сообществу. Об этом во вторник, 5 октября 2021 года, заявил президент Франции Эммануэль Макрон, по мнению которого предстоящий саммит G20 должен послать талибам четкий сигнал об условиях международного признания.
"Мы будем говорить (на G20 – Прим.) об Афганистане. Мы абсолютно обязаны, то есть мы, европейцы, американцы, Китай, Россия, крупные африканские державы, страны Азии, Тихоокеанского региона и Латинской Америки – вместе, мы должны дать очень четкое послание о том, что мы создадим условия для признания Талибана*, – заявил Макрон.
Он настаивает на том, что международное признание должно иметь свою цену, и достоинство афганских женщин, равенство между мужчинами и женщинами.
"Талибан"* стремится к международной легитимности. Любую легитимность, любую поддержку необходимо заслужить", – считает и госсекретарь США Энтони Блинкен.
Об этом же в минувшее воскресенье 3 октября 2021 года, заявил Хосеп Боррелл. В своем блоге он написал, что реакция ЕС на кризис будет зависеть от поведения новых афганских властей, и любое возобновление отношений потребует соблюдения условий, включая права человека.
По утверждению Боррела, широко распространенные сообщения о нарушениях прав человека подорвали оптимизм стран ЕС в отношении того, что подход талибов изменился с тех пор, как он впервые управлял Афганистаном в период с 1996 по 2001 год.
Наконец, родившиеся после 90-го года молодые афганцы, получившие образование за пределами своей страны, имеют совершенно иное представление о мире и образе жизни. Будучи активными, они не согласны с консервативным устоем талибов*. И даже несмотря на то, что и в среде молодых афганцев нет единодушия во взглядах на будущее, все же они так или иначе оказывают значительное давление на талибов, к которому, надо полагать, нынешние лидеры "Талибана"* как-то не привыкли.
Более того, далеко не все в стране согласны жить под талибами*. Примером тому может служить недавний взрыв возле ворот мечети Эйд-Гах в Кабуле, когда там проходила церемония прощания с матерью официального представителя исламистского движения "Талибан"* Забихуллы Муджахида.
Теракт унес жизни 12 человек. Свыше 32 человек получили ранения. Согласно обнародованным сведениям, во время операции трое террористов "ИГ-Хорасан"*** были "нейтрализованы": они взорвали себя сами с помощью поясов смертников.
Что нужно сделать сейчас?
Эксперты всевозможных рангов и направлений сходятся во мнении о необходимости введения инклюзивной политической системы. Но, пожалуй, в этом плане мне больше нравится расклад Мехди Хакима, профессора юридического факультета Стэнфордского университета. Который считает, что талибам нужно освоить урок предыдущей власти и сделать выводы.
"Децентрализация власти и создание эффективной системы надзора и баланса являются предпосылками стабильного, мирного и процветающего Афганистана", – говорит он.
И подчеркивает, что без мобилизации и поддержки нового поколения образованных и талантливых афганских специалистов, в том числе тысяч квалифицированных юристов, эффективное управление будет невозможным для решения серьезных проблем, которые преследуют страну в сложном и сложном мире.
Действительно "Талибан"* может хорошо владеть оружием, но в итоге это вряд ли приведет к мирному и процветающему Афганистану. Инклюзивная политическая система, хорошее управление и развитие, основанное на прогрессе, достигнутом за последние 20 лет, имеют решающее значение для предотвращения возврата к мрачному и жестокому прошлому страны.
*"Талибан" – исламистское радикальное религиозно-политическое военизированное движение, запрещённое во многих странах мира.
** движение "Хаккани" – запрещено в ряде стран.
"ИГ-Хорасан"*** ("Исламское государство вилаят Хорасан") было создано в январе 2015 года. Вилаят - административно-территориальная единица в ряде мусульманских стран; Хорасан - название исторической области, включавшей в себя Афганистан и части Ирана, Пакистана, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана. Считается одной из самых экстремистских и жестоких среди воинствующих джихадистских групп в Афганистане.
«Нас просто застрелят»Талибы запретили женский спорт. Какая судьба ждет афганских спортсменок?
Вавгусте 2021 года «Талибан» (запрещенная в Казахстане террористическая организация) захватил власть в Афганистане, и почти сразу в жизнь афганских женщин вернулись многочисленные запреты, которые действовали в годы правления исламистов. Теперь афганкам снова нельзя заниматься спортом. Талибы считают, что тренировки и соревнования не являются жизненной необходимостью, а значит, от них следует отказаться. Между тем за годы жизни без исламистов спорт стал чрезвычайно популярен у афганских женщин: открывались секции, проводились турниры, создавались национальные команды для участия в международных чемпионатах и Олимпиадах. Теперь футболистки, баскетболистки, легкоатлетки не просто лишились возможности заниматься любимым делом, но всерьез опасаются за свою жизнь. Они уничтожают спортивную одежду, удаляют аккаунты в социальных сетях, уезжают за границу, и их спортивные перспективы весьма туманны. Как запреты на занятия спортом трактуют с точки зрения религии, что ждет афганских спортсменок и как они пытаются бороться с дискриминацией, выясняла «Лента.ру».
«О занятиях спортом мы не могли и мечтать»
Приход к власти «Талибана» в середине августа 2021 года в корне поменял образ жизни афганцев, и положение женщин в стране вызывает особенно серьезное беспокойство. В период предыдущего правления талибов в Афганистане действовал целый ряд мер, направленных на ограничение прав женщин. Вне закона оказались самые естественные для светского мира вещи вроде маникюра и косметики. Жестоко наказывались даже пребывание на улице без сопровождения мужчины или прилюдный смех. Талибы объясняли такой подход стремлением создать безопасную среду для женщин, где те могли бы «сохранить достоинство и целомудрие».
Теперь же талибы пообещали, что базовые права женщин «будут соблюдаться в соответствии с нормами шариата» (система правил и обычаев, на которых строится исламское право, — прим. «Ленты.ру»). Например, девочки смогут ходить в школу, правда, отдельно от мальчиков и в хиджабе. При этом занятия спортом вновь попали под запрет, как и 20 лет назад. Об этом талибы сообщили в начале сентября.
Заместитель главы комиссии «Талибана» по культуре Ахмадулла Васик в интервью австралийскому SBS News заявил, что движение не пойдет на компромиссы в этом вопросе и «не предаст исламские ценности». Ислам позволяет женщинам выходить на улицу лишь по необходимости, например в магазин, а спорт таковой не является, пояснил Васик. Он добавил, что Исламский Эмират не приемлет занятий, которые раскрывают лица и фигуры женщин. Люди не должны видеть их не только вживую, но и на фото или видео, а в эпоху масс-медиа избежать распространения таких кадров невозможно.
Футбол, баскетбол, легкая атлетика, дзюдо и некоторые другие виды единоборств, плавание и, главным образом, крикет — эти виды спорта до недавнего времени пользовались у афганских женщин популярностью. Так, национальная баскетбольная команда была создана еще в 2001 году. В 2004-м на Олимпийские игры квалифицировались бегунья Робина Мукимьяр и дзюдоистка Фриба Резихи. Футбольная сборная появилась в 2007-м и принимала участие в чемпионате, организуемом Федерацией футбола Южной Азии (SAFF). Команда по крикету существовала с 2010-го. Были учреждены и женские паралимпийские сборные по ряду видов спорта.
Когда «Талибан» вышел из Афганистана, мы начали снова заниматься спортом. До этого мы не могли тренироваться, мы даже не могли о таком мечтать
«Призываю их сжечь форму сборной»
Введение запрета, ликвидация всех сборных и клубов и возможные последствия заставили спортсменок начать всерьез опасаться за жизнь и стремиться как можно скорее покинуть страну. Халида Попал, экс-капитан женской футбольной команды Афганистана, которая с 2016 года живет в Дании, еще в августе удалила аккаунт сборной в Twitter, чтобы помешать талибам найти футболисток. В интервью Reuters она рассказывала: «Сегодня я прошу их стереть из сети имена, личные данные, фотографии ради безопасности. Я даже призываю их сжечь или каким-либо другим образом избавиться от формы сборной».
Действующий капитан Шабнам Мобарес, проживающая в США, при этом заявила, что игроки столкнулись с реальными угрозами расправы со стороны боевиков. «Я разговаривала с одной из моих подруг по команде, которая осталась в Кабуле. Она прячется, ей некуда идти, талибы знают о ней и ее семье», — цитировала спортсменку газета The Telegraph. За ситуацией следила и Международная федерация футбола (ФИФА).
В результате 21 сентября издание AP сообщило, что женская сборная Афганистана уехала из страны. При этом представительницы взрослой команды останутся в Пакистане, а молодежная сборная обоснуется в Португалии. Эвакуация согласовывалась с «Талибаном» через военных чиновников и разведывательные службы США, сенатора Криса Кунса, американских союзников и гуманитарные группы. Будут ли футболистки продолжать выступления — неизвестно.
Непонятным остается и будущее женской сборной Афганистана по велогонкам. Еще в июле капитан команды Рухсар Хабибзай рассказывала The Guardian, что и до прихода талибов гонщицам в стране приходилось нелегко. Они часто подвергались словесным и физическим домогательствам на улицах. Однако теперь ситуация стала хуже в разы. «Я не уверена, что талибы действительно разрешат женщинам учиться и работать. Так как же они позволят нам кататься на велосипеде? Они просто застрелят нас», — говорила она. С конца августа никаких новостей от велогонщиц не появлялось.
Большинство афганских спортсменок действительно удалили аккаунты в социальных сетях. С журналистами общаются лишь те из них, кому удалось уехать, причем разговаривают они только лично через переводчика. Так, капитан женской сборной Афганистана по баскетболу на колясках Нилофар Баят, сумевшая эмигрировать в Испанию, признавалась изданию Vice: «Я была в опасности. Я считала, что "Талибан" убьет меня. Им не нравятся такие женщины, как я», — говорила она. Позже журналисты убрали ее имя из статьи.
Редкой же атлеткой, чей Instagram еще функционирует, остается бегунья Камиа Юсуфи, участница Олимпийских игр в Рио и Токио, знаменосец команды. В частности, она писала, что теперь женщинам в Афганистане могут помочь только молитва и вера: «Как жестоко нашу родину лишили спокойствия. Как жестоко была отдана наша драгоценная земля. Не знаю, смогу ли я еще когда-либо выступить на соревнованиях, смогу ли с гордостью показать лицо миру. Женщины всей моей страны, да защитит вас бог».
«Жена пророка Мухаммеда даже сражалась верхом на верблюде»
Мировое спортивное сообщество, разумеется, осудило действия талибов. Так, президент Международной федерации плавания (FINA) Хусейн Аль-Мусаллам заявил, что спорт должен делать будущие поколения страны счастливыми, а общество — безопасным. «Хочу подчеркнуть, что спорт в целом предназначен для всех — и для мужчин, и для женщин, спорт должен служить миру, обществу, человеческому достоинству. Спорт должен быть открыт для всех, без какой-либо дискриминации по политическому, религиозному или половому признаку. Так что подход, который мы видим сейчас в Афганистане, неверен», — приводит его слова ТАСС.
О том, как талибы понимают шариат, на чем на самом деле основан их «подход» к женскому спорту и как запреты на него трактовать с точки зрения ислама, «Лента.ру» спросила Георгия Асатряна, научного сотрудника РЭУ имени Г.В. Плеханова и ИНИОН РАН, эксперта клуба «Валдай» и Российского совета по международным делам, и Валентину Бабакишвили, старшего преподавателя факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова.
Георгий Асатрян: «Талибан» — фундаменталистская этно-религиозная организация, которая видит в терроризме метод политической борьбы. Талибы — представители деобандийского направления в исламе, которое зародилось и развивалось в Британской Индии в середине XIX века. Процессы урбанизации, модернизации, индустриализации не затронули последователей этого направления ислама и, в частности движение талибов. То есть они пытаются реализовывать религиозные и социокультурные практики позапрошлого столетия, не подвергшиеся какой-либо реформации. Но это лишь одна сторона вопроса.
Основа идентичности талибов, как это ни странно, не фундаменталистская трактовка ислама. На первом месте традиционное право, адат (обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отраженные в шариате, — прим. «Ленты.ру»), проще говоря, племенное право. Основа идентичности талибов — племенная идентичность.
Адаты существовали на территории проживания талибов задолго до появления там ислама. Порой догмы племени и ислама противоречат друг другу, и тогда выбор делается в пользу первого. Например, в исламе нет запрета на наследование для женщин, а племенной обычай запрещает это. Другой пример — кровная месть, которая в традиционном исламе запрещена. У талибов же сегодня действует правило «бадал», являющееся одним из столпов неписанного кодекса «пуштунвала». Дело в том, что население Аравийского полуострова активно применяло кровную месть в период джахилии (последний в доисламской истории период, когда человечество жило без пророка; первобытная грубость и невежество, предшествующие принятию ислама, — прим. «Ленты.ру»).
Так что можно сказать, что у талибов племенное право синтезировалось с исламским в фундаменталистской трактовке и стало неким единым специфическим целым
Например, известны случаи, когда сторонники «Аль-Каиды» (запрещенная в России террористическая организация) после посещения территории талибов отмечали их «неисламскость». В журнале «ИГИЛ DABIQ» (по названию «Исламского государства» — запрещенной в Казахстане террористической организации) были напечатаны воспоминания террориста, побывавшего у талибов. Он был сильно разочарован.
Валентина Бабакишвили: Согласно трактовкам большинства мазхабов (толков, учений — прим. «Ленты.ру»), ислам предписывает женщинам, достигшим половой зрелости, закрывать шею и волосы, но не лицо. Перед посторонними мужчинами мусульманка обязана закрывать все, кроме кистей рук и лица. Сейчас в некоторых обществах покрывают даже школьниц. Отдельные исламские богословы разграничивают степень открытости мусульманки перед другими мусульманками и перед женщинами, придерживающимися иных конфессий.
Одновременно можно встретить хадисы (изречения пророка Мухаммеда — прим. «Ленты.ру»), определяющие необходимость скрывать женскую красоту от глаз всех тех мужчин (не родственников), которые могут впасть в искушение от взора на женщину, поскольку для женщины — замужней или незамужней — это равноценно оскорблению. Соответственно, именно поэтому талибы снова провозглашают обязательство женщин, выходящих за пределы дома, надевать никаб или бурку — чтобы «не вводить мужчин в соблазн».
Согласно трактовке «Талибана», части тела от пупка до колена включены в ряд запрещенных к показу даже перед мужем и ближайшими родственниками
Как ислам относится к занятиям спортом? Можно ли говорить, что поощряет, учитывая, что человеку предписано заботиться о теле и здоровье? Это распространяется только на мужчин или на женщин тоже?
Спорт является обязательным средством защиты и поддержания здоровья человека, которое он будет тратить на молитвы и иные богоугодные дела. Кроме того, мусульманин должен быть в состоянии защитить себя от посягательств, для чего требуется физическая сила, и должен быть готов при необходимости сражаться. Виды спорта, поощряемые Кораном, — это бег или быстрая ходьба, конный и верблюжий спорт, плавание, стрельба из лука. Вторая жена пророка Мухаммеда даже сражалась верхом на верблюде.
В исламских обществах существует предостережение от занятий в фитнес-центрах со смешанными залами и играющей громкой музыкой на фоне, однако отсутствует запрет для женщин на занятия спортом в целом, как и не существует требования закрывать лицо во время тренировки. Казалось бы, женская скромность и целомудрие не потеряются, если наблюдать за тренировками любительницы или выступлением профессиональной спортсменки будут даже сотни тысяч человек.
Во времена предыдущего правления талибов сборная не была допущена к Олимпийским играм из-за дискриминации в отношении женщин в стране. В те годы спорт в Афганистане был также под запретом.
В сентябре следующего года в турецкой Конье под эгидой Организации исламского сотрудничества (ОИС) состоятся Игры исламской солидарности. Ранее ожидалось участие спортсменов из всех 57 стран, входящих в состав ОИС. Игры пройдут уже в пятый раз и включат состязания по 20 видам спорта. Судя по фотографиям прошлых лет, соревновавшиеся мусульманки были как покрытыми, так и нет. Талибы же вряд ли допустят участие женщин даже в мусульманских Играх. Ожидается, что команда Афганистана не будет приглашена.
***
В сентябре афганская бегунья, чье имя не называется из соображений безопасности, в интервью казахстанскому «Радио Азаттык» заявила, что ни она, ни ее соотечественницы никогда не нарушали исламских норм на тренировках или соревнованиях и носили платки и закрытую одежду: майки с длинными рукавами, длинные спортивные штаны, а поверх — юбки. Она добавила, что в будущем хотела стать тренером, но похоронила эту мечту. «Впереди я вижу только тьму. Я боюсь за себя и семью. Не хочу подвергать близких опасности, пытаясь продолжить карьеру», — объяснила женщина.
В то, что талибы пойдут на уступки, верится с трудом. Значит, в лучшем случае афганских спортсменок ждет выступление за сборную беженцев. Такой вариант доступен только тем, кто уехал из страны и вскоре получит соответствующий статус и разрешение Международного олимпийского комитета. Те же, кто остался на родине, прячутся и просят о помощи. Возможно, кого-то из них еще удастся вывезти. Но реально ли спасти всех — вопрос открытый.