Победа в борьбе с холерой. Немецкий вирусолог призвал пересмотреть стратегию борьбы с COVID-19
|
Начиная с 2017 года, Йемен сталкивается с самой крупной и быстро распространяющейся вспышкой холеры в современной истории.
Ежедневно регистрируются тысячи новых случаев, большая половина из которых – дети. И Йемен был не одинок: в том году холерой заразились более 1,2 млн человек в 34 странах и 5654 человека умерли. Учитывая тот факт, что холеру можно предотвратить и вылечить, этого никогда не должно было случиться. К счастью, есть основания надеяться, что этого больше не повторится.
Холера – это диарейное заболевание, вызываемое употреблением воды или пищи, зараженной бактерией Vibrio cholerae. Она быстро распространяется в районах, где сточные воды и источники питьевой воды не обрабатываются должным образом, что делает холеру главным образом болезнью самых бедных и уязвимых – самых юных, самых старых и голодающих, а также перемещенных лиц. Без лечения, холера может убить за несколько часов. Несмотря на то, что лечение – базовая регидратационная терапия – простое, наиболее маргинализированные члены общества вряд ли будут иметь к нему доступ.
Но в течение последних трех лет, Глобальная целевая группа по борьбе с холерой (GTFCC) – партнерство более 50 организаций – работала над ликвидацией холеры как угрозы общественному здоровью. Как председатель GTFCC, я с гордостью поддерживаю нашу глобальную дорожную карту, которая направлена на искоренение болезни в 20 странах и сокращение числа сопутствующих смертей на 90% к 2030 году, как за счет расширения использования пероральной вакцины против холеры, так и за счет улучшения услуг по водоснабжению, канализации и гигиены (WASH).
В соответствии с дорожной картой, в конце 2017 года партнеры GTFCC приступили к работе по созданию системы поддержки для стран, пострадавших от холеры. Посредством увеличения объема технической помощи и предоставления инструментов и рекомендаций по поддержке разработки национальных планов борьбы с холерой, GTFCC способствовала тому, что национальные правительства смогли взять на себя ведущую роль в их реализации.
Например, на Гаити, Министерство здравоохранения и народонаселения направило в пострадавшие районы группы быстрого реагирования, где они продезинфицировали дома, предоставили гигиенические материалы и провели мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению. В 2018 году, в стране было зарегистрировано самое низкое число случаев холеры с момента начала эпидемии в 2010 году. На протяжении более одного года, на Гаити не было подтверждено ни одного случая холеры, что является доказательством влияния мощного эпиднадзора за заболеваниями и услуг WASH.
Более того, в 2017 году, при поддержке партнеров GTFCC, девяти пострадавшим странам поставили 10,5 млн доз пероральной вакцины против холеры. В течение года, по данным Всемирной организации здравоохранения, заболеваемость холерой снизилась на 60% до 499 447 случаев в 34 странах и 2990 смертей. Хотя непосредственная роль вакцины в этом снижении еще не полностью задокументирована, очевидно, что она составляет важную часть решения проблемы.
Страны, пострадавшие от холеры, продолжили вести эту борьбу. За последние три года при поддержке GAVI, Альянса по вакцинам и иммунизации, было поставлено более 50 млн доз пероральной вакцины против холеры. Вспышки холеры действительно имели место в Бурунди, Демократической Республике Конго, Эфиопии, Мозамбике и Судане. Но пострадавшим странам удалось отреагировать более эффективно, отчасти благодаря поддержке GTFCC.
Также прилагаются усилия, чтобы выйти за рамки реагирования на вспышки. Усилия по усилению долгосрочной борьбы с холерой и ее искоренению предпринимаются в Бангладеш, Замбии и Зимбабве. Сила превентивных мер была продемонстрирована в прошлом году в Мозамбике: после того, как тайфуны увеличили риск вспышки холеры, правительство быстро начало кампанию вакцинации и успешно предотвратило распространение болезни.
Но оральная вакцина против холеры, которая эффективна всего три года, не является долгосрочным решением. Напротив, она служит мостом между ответными мерами реагирования на вспышку и долгосрочным контролем болезни. Поскольку изменение климата, урбанизация и рост населения создают для холеры идеальную питательную среду, необходимо чтобы больше стран перешли этот мост – и как можно скорее.
Это означает продолжение работы с производителями для расширения доступа к вакцинам. Успешное рефинансирование GAVI в июне, в размере $8,8 млрд, позволит многое сделать для достижения этой цели. Это также означает увеличение инвестиций в укрепление служб WASH, которые могут защитить население от холеры еще долго после того, как действие вакцины закончится.
Более того, для достижения целей нашей глобальной дорожной карты в быстро меняющемся глобальном ландшафте, странам необходимы гибкие, хорошо обеспеченные ресурсами механизмы поддержки. Вот почему секретариат GTFCC создает Платформу поддержки стран, которая дополнит программу ВОЗ по холере.
Платформа поддержки стран будет отвечать за обеспечение эффективной организации ресурсов по борьбе с холерой и поддержку наиболее нуждающихся стран и сообществ. Это будет включать наращивание потенциала для мониторинга, отчетности и анализа. В конце концов, мы не можем бороться с холерой, если нам точно не известно где она возникает.
Для этого, нужно положить конец предвзятому отношению к холере. Эмбарго на перемещение людей и товаров не только неэффективны в предотвращении распространения болезни; они также вынуждают правительства неохотно сообщать о вспышках заболевания из-за боязни экономических последствий. Если бы страны были уверены в том, что они получат поддержку, а не наказание, они могли бы принять упреждающий подход к профилактике. Цель Платформы поддержки стран состоит в том, чтобы укрепить способность стран сдерживать вспышки болезней до их начала.
К счастью, многие страны – такие как Эфиопия, Кения и Судан – при поддержке GTFCC, обязались разработать многосекторальные планы по борьбе с холерой. Для того чтобы это работало, необходимы эффективная трансграничная коммуникация и сотрудничество между директивными органами, работниками здравоохранения, поставщиками услуг WASH и местными сообществами. Платформа поддержки стран будет способствовать таким усилиям, выступая в качестве хаба работы GTFCC и помогая налаживать эффективное сотрудничество.
Пандемия COVID-19 возложила серьезную нагрузку на системы здравоохранения во всем мире. Меньше всего странам нужно также противостоять вспышкам холеры. GTFCC – и новая Платформа поддержки страны – готова им в этом помочь.
Немецкий вирусолог призвал пересмотреть стратегию борьбы с COVID-19
Немецкий вирусолог, глава института вирусологии и исследований ВИЧ Боннского университета профессор Хендрик Штрек в интервью изданию Welt am Sonntag призвал пересмотреть стратегию борьбы с коронавирусом, отметив, что ситуацию нельзя оценивать лишь исходя из данных о количестве заражений, а случаи бессимптомного течения COVID-19 не обязательно плохи, передает РИА Новости.
«Мы не должны ограничиваться лишь количеством заражений при оценке ситуации», - считает вирусолог.
По его словам, несмотря на рост заболеваемости COVID-19 в Германии и других европейских странах, о росте смертности едва ли можно говорить. Профессор отметил, что нельзя «позволить жизни приостановиться», и никто - ни один политик, вирусолог или эпидемиолог - не знает «единого правильного способа борьбы с пандемией».
По мнению Штрека, заражения по возможности необходимо предотвращать, но вместе с тем данные по числу зараженных можно интерпретировать иначе, чем сейчас.
«С социальной точки зрения, случаи заражения без симптомов не обязательно плохи. Чем большее число людей заражается, не проявляя симптомов, тем большее - хотя бы на короткий период времени - приобретает иммунитет. Они больше не могут способствовать пандемии», - заключил боннский профессор.
Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку новой коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией. По последним данным ВОЗ, в мире заражены уже более 28,3 миллиона человек, более 911 тысяч скончались.
Как спасти девять миллионов детей
В прошлом году в среднем каждые 39 секунд от пневмонии умирал один ребёнок.
Будучи формой острой респираторной инфекции, пневмония – это диагностируемая, излечимая и предотвратимая болезнь. Пневмококковые конъюгированные вакцины (ПКВ), которые защищают от бактерий, вызывающих пневмонию и менингит (инфекция мозга, ставящая под угрозу жизнь человека), существуют с 2000 года. Однако их использование сконцентрировано в основном в развитых странах. Причина проста: они очень дорогие. К счастью, ситуацию может изменить новая вакцина.
Сегодня от пневмонии непропорционально сильно страдают наиболее уязвимые группы населения: дети и старики, особенно живущие в развивающихся странах. В 2019 году 70 миллионов детей не были полностью защищены вакцинами ПКВ. Более 80% из них жили в странах Юго-Восточной Азии, западной части Тихоокеанского региона и Африки. В 2020 эта цифра может оказаться даже выше, потому что многие из этих стран с большим количеством невакцинированных детей сообщают о сильных сбоях в реализации программ иммунизации из-за Covid-19.
До пандемии дети в странах с низкими доходами в 14 раз чаще, чем дети в странах с высокими доходами, умирали, не достигнув пятилетнего возраста, как правило, из-за пневмонии и других острых инфекций. Этот показатель, возможно, увеличится: новые данные показывают, что вызванные пандемией сбои в работе систем здравоохранения, а также сокращение доступа к продовольствию могут увеличить детскую смертность в странах с низкими и средними доходами на один миллион человек.
В такой ситуации нужно срочно обеспечивать широкий и недорогой доступ к критически важным вакцинам, включая ПКВ. Уже давно доказано, что вакцины – это лучший из всех имеющихся у нас инструментов защиты здоровья детей, особенно в бедных и уязвимых странах, где у миллионов семей нет доступа к высококачественным медицинским услугам.
В Бангладеш, где ПКВ были включены в национальную программу иммунизации в 2015, хорошо знают, какой разницы можно добиться с помощью вакцинирования. Благодаря настойчивости и последовательности правительства и руководителей системы здравоохранения, эта страна быстро реализовала план по вакцинации почти всех младенцев в стране.
Результаты говорят сами за себя. Менее чем за пять лет число случаев острой пневмонии у бангладешских детей сократилось примерно на 50%; количество случаев менингита также снизилось. В развитых странах можно увидеть аналогичную картину: в США и Великобритании после начала использования ПКВ был зафиксирован резкий спад количества детей с острой пневмонией, вызванной пневмококковыми бактериями.
Такой прогресс объясняется не только прямой защитой тех, кто был вакцинирован, но и выработкой коллективного иммунитета. Когда большинство людей вакцинированы, тогда бактерии, вызывающие пневмонию, не могут с лёгкостью распространяться, а значит, люди, которых нельзя вакцинировать (например, из-за их слишком маленького возраста или нарушений в их иммунной системе), тоже оказываются защищены.
Защищая здоровье детей, пневмококковые вакцины одновременно помогают высвободить дополнительные ресурсы для системы здравоохранения. Во многих странах с низкими доходами, где число больничных коек ограничено (и эти ограничения возрастают, когда начинает распространяться Covid-19), каждый ребёнок, не попавший в больницу из-за пневмонии, освобождает место для другого (возможно, с болезнью, которая не является предотвратимой), и тот может получить необходимое лечение.
Все дети заслуживают одинаковой защиты от болезни. И именно это станет возможным с новой вакциной под названием Pneumosil, которая была одобрена Всемирной организацией здравоохранения в декабре 2019 и правительством Индии в июле этого года. Производимая в Индии, Pneumosil будет доступна странам с низкими доходами по цене на 30% ниже, чем цена, которую они сейчас платят за пневмококковые вакцины. Страны со средними доходами также будут платить меньше, а значит, Pneumosil станет самой доступной по цене вакциной в своей категории.
Иными словами, Pneumosil предоставляет развивающимся странам экономичный инструмент защиты здоровья уязвимых детей, одновременно повышая динамизм на рынках вакцин. В условиях появления как никогда широкого выбора вакцин ПКВ политические лидеры, финансовые доноры и активисты должны ухватиться за эту возможность и быстро начать программы иммунизации везде, где это необходимо. Если они этого не сделают, это будет равнозначно смерти почти девяти миллионов детей в течение следующего десятилетия.
Когда даже один ребёнок страдает от предотвратимой болезни – это трагедия. Но позволить миллионам детей умереть от такой болезни – это уже преступление. У нас есть инструменты для их спасения, а самый мощный из этих инструментов стал сейчас как никогда доступным.