Перспективы развития мирового халяль-рынка (инфографика)
Перспективы развития мирового халяль-рынка (инфографика)
7 лет назад 3864 islam-today.ru Зульфия Нури

Увеличение мусульманского населения в геометрической прогрессии и повышение покупательской способности молодых мусульман позволило за последние 15 лет сформировать рынок халяльной продукции на международном уровне. Мы живем в удивительное время и становимся свидетелями перехода от «эры бездумного потребления» к эпохе потребления полезных и натуральных продуктов на глобальном уровне. Одним из таких видов продуктов является халяль, дозволенное и разрешенное по религиозным предписаниям. Эту традицию мусульмане строго соблюдают  на протяжении более 1000 лет как одно из ключевых предписаний Всевышнего. Но только в последнее десятилетие халяль стал элементом рыночного механизма в силу роста мусульманского населения и ее урбанизации, благодаря тому, что западные корпорации начали производить данные продукты в мировом масштабе. В силу того, что традиция халяль является важной частью мусульманской религии, она является мощной движущей силой рынка и универсального бренда «Халяль», имеет долгосрочную перспективу развития. Общий рынок в почти 2 млрд мусульман-потребителей также является мощной экономической силой. Сегодня рынок халяль продуктов в мире ежегодно оценивается более чем в $2,1 трлн. Потенциальные потребители из 112 стран - мусульманское население порядка 1,8 млрд человек, их количество только увеличивается,  до 2050 года составит уже 2,8 млрд. Увеличению спроса на продукты халяль способствует постоянно растущий  средний класс населения мусульманских и исламских стран, к тому же около 70% арабского мира составляют  молодые мусульмане до 25 лет, а две трети мусульманского населения  Европы и Северной Америки - молодежь до 30 лет. Это и есть экономически активное население.

Перспективы развития мирового халяль-рынка

Рост населения мусульман по годам  (Источник: MajlisGlobal) Если количество потребителей перевести на язык экономики, то можно получить потрясающие цифры по мировому объему рынка халяль. Об этом свидетельствуют последние данные компании Transparency Market Research: мировой рынок продуктов халяль  к 2020 году увеличится, достигнув оборота в $6 трлн, а к 2030 году - до $10,5 трлн, демонстрируя среднегодовой темп роста в размере 16%. Какой рынок в мире сегодня может продемонстрировать такие возможности? Ранее в докладе Thomson Reuters и консалтинговой компании  Dinar Standard объем рынка оценивался  более скромными цифрами: в размере $2,6 трлн  к 2020 году. В экономике только факты могут доказать подлинность цифр. Специалисты организации Euromonitor International отмечают, что продажи свежего мяса в регионе Ближнего Востока и Африки выросли на 19%,  это на 13% выше среднего мирового показателя.  В Азиатско-Тихоокеанском регионе (Пакистан, Индонезия и Малайзия) рост продаж свежего мяса вырос в разы, на 54%, 16% и 15% между 2009 и 2014 годами. Чуть меньший рост произошел в мусульманских странах региона: в ОАЭ он составил 33%, в Египте – 28%, в Марокко – 19%. Также любопытно, что  потребители продуктов халяль тратят 30% своего дохода на питание, тогда как потребители обычных пищевых продуктов - 14%, об этом свидетельствуют исследования, проведенные  консалтинговой компанией Sutralis (Франция) в 2012 году. Только транснациональным корпорациям, например,  Nestle, McDonald’s, KFC, ретейловым сетям Carrefour и Tesco,  под силу так быстро развернуть масштабные производства. Только ведущий игрок на рынке продуктов питания и напитков Nestle SA (Малайзия) производит около 300 наименований продуктов халяль  на 159 фабриках из 480, принадлежащих компании. Проще говоря, данные корпорации не могли проигнорировать растущие потребности  25% мусульманского населения мира. Таким образом,  именно вышеописанные мировые бренды могли оказать влияние на рост популярности продуктов халяль во всем мире, осведомляя, в том числе потребителей-немусульман,  о его высоком качестве и пользе для здоровья. Но это не значит, что другие национальные игроки не смогут воспользоваться огромными возможностями данного рынка, наоборот, благодаря усилиям правительства и исламским банкам, зная специфику рынка стран, они вполне могут стать участниками международного рынка. Поистине халяль является не только образом жизни для правоверных мусульман, но имеет особое значение для решения коренных вопросов населения африканских и ближневосточных стран, в снижении уровня бедности и в обеспечении потребности внутреннего рынка, в первую очередь продовольственными товарами. Так как, переработка сельхозпродукции и производство продуктов питания являются  ключевыми секторами развития халяльной продукции. К тому же, рост халяльной экономики создает дополнительные рабочие места, что является актуальным для быстрорастущего населения любой страны.

Перспективы развития мирового халяль-рынка

Международный бренд «Халяль» должным образом оправдывает свою универсальность. Ведь словосочетание  мусульманский мир – это не абстрактное понятие. Мусульманский мир -  это одна четвертая часть всего населения земного шара, сосредоточенное,  в основном, в регионах  Азии, Ближнего Востока, Африки.  В докладе Pew Center указывается, что наибольшая концентрация мусульман наблюдается в Азии, где проживает более 60% от общего числа мусульман,  20% проживают на Ближнем Востоке, а остальные разбросаны по всей планете. Таким образом,  две трети мусульман проживают в Азии, от Турции до Индонезии. На Ближнем Востоке, традиционно считающимся регионом наибольшего сосредоточения мусульман, их насчитывается всего 1 % от мирового населения. Распределение мусульман по регионам  (Источник: MajlisGlobal) И ещё одна интересная особенность. Более 300 миллионов мусульман, то есть одна пятая часть мусульманского населения мира, проживают в странах, где ислам не является преобладающей религией. В Индии, где преобладающую часть населения составляют индусы, проживает больше мусульман, чем в любой другой стране, за исключением Индонезии и Пакистана, а именно 177 млн. человек. Приверженцев ислама там в два раза больше, чем в Египте, который считается самой большой арабской страной. Также в Китае мусульман больше,  чем в Сирии (интересные наблюдения приводятся в СМИ – в Китае около 22 % китайцев в возрасте до 30 лет исповедует ислам); в Германии больше, чем в Ливане, а в России – 25 млн мусульман, больше, чем в Иордании и Ливии вместе взятых. Также мусульмане в южноафриканских странах к югу от Сахары, являются меньшинством, там проживают лишь 240 млн мусульман, примерно 15% от общего числа мусульман в мире.

Согласно данным исследования Pew Center, самыми большими исламскими сообществами в мире являются:

Индонезия –221  млн  мусульман, 88% населения страны.

Пакистан – 176  млн  мусульман, 97% населения страны.

Индия – 177 млн  мусульман, 14% населения страны.

Бангладеш – 144 млн  мусульман, 90% населения страны.

Египет – 79 млн  мусульман, 95% населения страны.

Нигерия – 88 млн  мусульман, 50% населения страны.

Иран – 77 млн  мусульман, 89% населения страны.

Турция – 74 млн  мусульман, 98% населения страны.

Эфиопия - 46 млн  мусульман, 35% населения страны.

Алжир – 36 млн  мусульман, 98% населения страны.

Марокко – 32 млн  мусульман, 99% населения страны.

Китай – 27 млн мусульман, 2% населения страны.

Россия – 20 млн мусульман, 14 % населения страны.

Мусульман больше всего проживает в Азии (около 1 млрд. 180 млн.),

далее идут Африка (более 500 млн.), Европа (около 50 млн.), Северная и Южная Америки (свыше 10 млн.), Австралия и Океания (0,7 млн.). Таким образом,  потребители халяльной продукции и услуг представляют собой различные расы, народности и национальности и, естественно, различные культуры поведения и потребления пищи – это как единый организм, их объединяет общее - вера, истина и традиция. 

0 комментариев
Архив