Пересмотр Закона об авторских правах в Японии: создать систему, вместе с защитой автора стимулирующую использование авторских работ
Пересмотр Закона об авторских правах в Японии: создать систему, вместе с защитой автора стимулирующую использование авторских работ
5 лет назад 1218 nippon.com

В связи со вступлением в силу Соглашения о Транс-тихоокеанском партнёрстве (TPP11) были внесены поправки в японский Закон об авторских правах. Закон скорректировали в ответ на становление «цифрового общества» и для усиления защиты авторских прав, однако, как отмечает автор, важная задача дальнейшей работы – учитывать такой аспект как содействие активному использованию авторских произведений.

Соглашение между одиннадцатью тихоокеанскими странами под названием «Всеобъемлющее прогрессивное соглашение о Транс-тихоокеанском партнёрстве» (проще именуемое ТТП-11) вступило в действие 30 декабря 2018 года в целях либерализации движения товаров, услуг, инвестиций и др. Параллельно в тот же день был изменён японский Закон об авторских правах.

После выхода США из числа стран-участниц соглашения, в рамках ТТП-11 был заморожен ряд положений, в том числе такие как «продление срока защиты» авторских прав, «меры технической защиты» и др. Но нынешние поправки к Закону об авторских правах содержат и так называемые оригинальные японские изменения, в том числе те, которые рассматриваются как следование этим замороженным положениям.

Продление срока защиты: теперь «до 70 лет после смерти»

Поправки, внесённые на этот раз в пять положений Закона об авторских правах, в общем и целом направлены на усиление защиты авторских прав. Для начала, давайте вкратце рассмотрим, в какие положения внесены изменения. 

1. Продление срока защиты

Срок защиты авторских прав продлён с «в принципе до истечения 50 лет после смерти автора» до «в принципе до истечения 70 лет со смерти». Кроме того, с 50 до 70 лет продлён и срок защиты авторских прав исполнителя и производителя фонограммы. При этом срок защиты для кинопродукции остался прежним – «до истечения 70 лет с опубликования».

2. Частичный перевод нарушения авторских прав в категорию преследуемых без наличия иска со стороны потерпевшего

Нарушение (ущемление) авторских влечёт уголовное преследование. Закон устанавливает меру наказания в виде тюремного заключения сроком до 10 лет или штрафа величиной до 10 млн йен для физических лиц и штрафа до 300 млн йен для юридических лиц, тяжёлую даже в сравнении с другими странами. Но поскольку нарушение авторских прав является преступлением, расследуемым по заявлению потерпевшего, для проведения уголовного суда необходимо наличие иска со стороны правообладателя. Нынешние поправки переводят в разряд преследуемых без наличия иска со стороны правообладателя только те тяжёлые правонарушения, которые оказывают влияние на легальный рынок – такие, как пиратство.

3. Система возмещения установленного законом ущерба

Правообладатель, авторские права которого были нарушены (ущемлены), может требовать от нарушителя компенсировать ущерб. Для этого ему необходимо подтвердить сумму ущерба, но доказать её непросто. Поэтому с целью облегчить бремя доказательства в Законе об авторских правах предусмотрен ряд правил оценки или расчёта величины причинённого ущерба. Нынешние поправки добавили к этим правилам одно положение: в случае, если нарушенными правами распоряжается бизнес по управлению авторскими правами (JASRAC, NexTone и т. п.), допускается использование расчёта величины ущерба соответственно ценам данного управляющего на использование авторских работ.

4. Правила в отношении обхода ограничений доступа

К технологиям защиты авторских произведений от несанкционированного копирования и использования относят: (1) средства технической защиты (контроля копирования), препятствующие несанкционированному копированию таких авторских произведений как музыка, видеозаписи, игры и т. п. и (2) средства технической защиты (контроля доступа) ограничивающие просмотр, прослушивание или иное использование авторского произведения – такие как кодирование сигнала спутникового вещания. До внесения поправок под действие закона подпадал лишь обход контроля копирования, в то время как обход контроля доступа оставался вне действия закона. С принятием нынешних поправок под законодательное регулирование подпадает и обход контроля доступа.

5. Право требовать вознаграждение за вторичное использование звуковой веб-трансляции

В случае использования в сфере вещания компакт-дисков – для телевизионной трансляци или видеозаписи – Японская ассоциация индустрии звукозаписи или Совет объединений исполнителей Японии осуществляют консолидированный сбор платы за использование музыки и других материалов и распределяют собранные средства между компаниями грамзаписи, певцами, исполнителями и т. д. До внесения поправок вторичное использование оплачивалось фирмам грамзаписи и исполнителям только в тех случах, когда был использован физический носитель, например, компакт-диск. Теперь вторичное использование надлежит оплачивать и в случае звуковой веб-трансляции.

Внесение поправок, связанных с ограничением обхода контроля доступа, а также правом требовать вознаграждение за вторичное использование звуковой веб-трансляции, является ответом на развитие цифровой среды. В отношении устанавливаемого законом порядка компенсации ущерба пересмотр ограничился довольно скромными рамками.

Исключить производные произведения и пародии из числа нарушений, преследуемых без наличия заявления правообладателя

Теперь в дополнение к содержанию поправок давайте рассмотрим наиболее сильные опасения, высказанные в связи с продлением срока защиты авторских прав и частичного перевода их нарушения в разряд преследуемых в отсутствие иска со стороны потерпевшего.

Поправки по продлению срока защиты распространяются на авторские произведения, срок защиты которых не истёк к моменту вступления поправок в силу (30 декабря 2018 года). К примеру, поскольку произведения Эдогавы Рампо и Танидзаки Дзюнъитиро стали общественным достоянием в 2016-м году, а работы Ямамото Сюгоро – в 2018-м, вступление в действие поправок к закону не восстанавливает авторские права на произведения этих авторов. С другой стороны, работы Фудзиты Дзюндзи, которые должны были стать достоянием общества в 2019-м году, а также произведения Мисимы Юкио, переход прав на которые должен был произойти в 2021-м, теперь отойдут в общественный домен на 20 лет позже.

При этом максимально продолжительным является срок защиты авторских прав в отношениях с США, Канадой, Австралией и рядом других стран, в случае которых к 70 годам следует добавить еще 3.794 дня (примерно 10 лет и 5 месяцев) – в общей сложности около 80 лет и 5 месяцев со смерти автора. Это обусловлено так называемым «причислением военного времени» (в отношении авторских произведений стран, победивших во Второй мировой войне, действует режим дополнительного причисления военного времени к сроку защиты авторских прав – в целях восстановления интересов правообладателей за военный период). Во время переговоров о Транс-тихоокеанском партнёрстве (ТТП) японская сторона заявляла: «Условием продления срока защиты авторских прав должен стать отказ от причисления военного времени». Но поскольку причисление военного времени обязательно по условиям Сан-Францисского мирного договора, упразднение этой практики оказалось непростой задачей с неясным порядком решения.

Частичный перевод нарушения авторских и других прав в разряд преступлений, преследуемых без обращения потерпевшего, вызвал обеспокоенность участников крупнейшей ярмарки комиксов Комикет и многих других лиц тем, что вероятность попасть под уголовное преследование приведёт к отмиранию производных (вторичных) авторских работ. В результате производные работы и пародии были выведены из-под действия данной поправки. Но это вовсе не означает, что ситуация окончательно упорядочена, поскольку положение о преследовании по заявлению правообладателя продолжает оставаться в силе.

К примеру, в 2014 году был подан иск в связи с несанкционированным использованием персонажа комикса-манга "Hi Score Girl" в разработке персонажей игр и других работ, и материалы о причастных к нарушению были направлены в прокуратуру. Пусть до сих пор правообладатели в Японии предпочитали закрывать глаза на вторичные работы и пародии, тем не менее, риск подачи исков и направления материалов в прокуратуру, как это произошло в вышеописанном случае, сохраняется.

Побочный эффект: усложнение улаживания правовых вопросов

Нынешнее усиление правовых позиций автора в форме продления срока защиты авторских прав и частичного перехода к преследованию без заявления потерпевшего позволяет рассчитывать на увеличение доходов правообладателей какой-то части авторских работ. С другой стороны, из-за продления срока действия авторских прав соответственно уменьшится количество авторских работ, которые могут быть использованы без согласия правообладателя. Более того, вызывает опасения то, что побочным эффектом внесённых поправок станет усложнение улаживания правовых вопросов, которым будет сопровождаться увеличение числа произведений с недоступным правообладателем (т. н. «произведений-сирот»).

С течением времени, по мере увеличения числа произведений, правообладатель или местонахождение которого неизвестны, распределение прав среди наследников после смерти правообладателя и другие факторы могут усложнить улаживание правовых вопросов. Для получения согласия правообладателя потребуется заниматься поиском его контактных данных, связываться с ним и вести переговоры. Но смысл авторского произведения состоит именно в том, чтобы люди им пользовались. Не используемые авторские произведения обречены на исчезновение и забвение, а правообладатели вряд ли желают им такой судьбы. Для того, чтобы способствовать более активному использованию авторских произведений, вероятно, следует работать над упрощением механизмов решения правовых вопросов.

В качестве примера воздействия продления срока защиты авторских прав можно привести ситуацию с электронной библиотекой «Аодзора бунко». Она оцифровала и безвозмездно предоставляет свыше 11 тысяч произведений в статусе достояния общества (PD). Помимо использования специализированной программы-приложения, читать эти произведения можно на электронных букридерах. Библиотека вела подготовку к публикации произведений, которые должны были стать достоянием общества в январе 2019 года, но теперь их публикация откладывается на 20 лет. Для читателей это означает невозможность бесплатно знакомиться со всеми этими произведениями. Более того, это скажется и на вторичном использовании этих работ.

Вместе с тем в настоящий момент ведётся разработка интернет-портала для перекрестного поиска разнообразного контента, принадлежащего Японии. Официальная публичная презентация запланирована на 2020 год, но на момент написания данного материала уже вышла бета-версия, позволяющая вести интерактивный поиск среди примерно 90 тыс. наименований различного контента. Базам данных, связанным с данным проектом, приходится улаживать отношения с правообладателями, и если этот прощесс станет проще, то можно рассчитывать на дальнейшее пополнение контента.

Борясь с пиратскими копиями, не забывать о важности подхода с позиции жизни произведения

В поправках в законодательство об авторском праве существуют два направления. Первое – усиление позиции правообладателя. Примером служат нынешние поправки, а также политика борьбы с пиратскими копиями. Другое направление – ограничение и регулирование авторских прав с целью стимулировать расширение использования авторских произведений. Этому направлению соответствует вступившее в силу с 1 января 2019 года «Расширение ограниченных прав» и др.

Что касается мер борьбы с пиратством, в 2018 году обсуждался вопрос блокирования сайтов, но поскольку в ходе дебатов были высказаны сильные возражения о нарушении т. н. «конфиденциальности коммуникации» и др., до принятия мер законодательного характера дело не дошло. Кроме того, в отношении перевода в нелегальный статус скачивания манга и других неподвижных изображений произошло расширение от скачивания «пиратских копий» до скачивания «авторских произведений» в целом, но поскольку это вызвало сильный протест со стороны как специалистов, так и общества, в настоящее время обсуждается пересмотр данного положения. Высказываются и опасения по поводу «методов предупреждения о доступе».

Методология определённо требует обсуждения, но в отношении пиратских копий и других деяний высокой степени незаконности ужесточение регулирования, вероятно, необходимо. В противном случае сокращение желающих создавать контент может породить порочный круг, и в конечном счёте пользователь лишится удовольствия потреблять контент.

Вместе с тем с точки зрения поощрения использования авторских произведений необходимо упростить улаживание правовых вопросов либо ограничить ситуации, требующие их улаживания. Усиление режима авторских прав приносит не только пользу, но и вред. Не лучше ли в дальнейшем уделять больше внимания рассмотрению данного вопроса в плане расширения использования и практического применения авторских произведений?

0 комментариев
Архив