
|
Опасный рост: в США зреет новый глобальный кризис
|
Стремительный рост доходности казначейских облигаций США взбудоражил инвесторов и подкосил фондовый рынок.
Уолл-стрит закрылась в минусе, запаниковали и на других финансовых площадках: биржевые индексы и валюты большинства стран заметно подешевели. Доллар, наоборот, несколько укрепился. Впрочем, доходность американских долговых бумаг больше трех процентов, не наблюдавшаяся с 2008 года, не сулит ничего хорошего ни США, ни глобальной экономике.
Доходность по трехмесячным казначейским векселям США превысила дивидендную доходность индекса S&P 500 впервые с февраля 2008 года. Еще большую тревогу внушает ключевой ориентир для мировых финансовых рынков — десятилетние трежерис.
Их доходность, рост которой указывает на падение самих бумаг, обновила максимумы, пробила психологически важную отметку в три процента, подойдя вплотную к опасной черте.
По мнению аналитиков Morgan Stanley, одного из крупнейших американских банков, если доходность десятилетних долговых бумаг превысит 3,05%, произойдет обвал.
Почему рост доходности — это плохо
Когда ФРС США повышает процентные ставки или осуществляет другие меры по ужесточению кредитно-денежной политики, «дешевых денег» в финансовой системе становится меньше. Соответственно, у участников рынка меньше возможностей для покупки гособлигаций.
Десятилетние трежерис — эталонные бумаги, от которых зависят цены на бонды во всем мире. С повышением доходности гособлигаций их цена падает (и наоборот), а участники рынка ждут более высоких процентных ставок со стороны центробанков.
Чем выше процентные ставки, тем больше стоимость заимствований для компаний.
В итоге акции компаний теряют привлекательность. Кроме того, поскольку к десятилетним трежерис привязаны ставки по банковским кредитам и ипотеке, снижается покупательная способность населения.
Когда доходность поднимается выше трех процентов, игроки начинают учитывать перспективу повышения ставок.
«А это, в свою очередь, подогревает опасения грядущего краха рынка, того, что кризис уже за углом», — отмечает инвестор-миллиардер, «король облигаций» Джеффри Гундлах.
Как объясняют эксперты, нынешняя разница между краткосрочной и долгосрочной доходностью означает буквально следующее: инвесторы видят, что вкладывать средства в американский долг с погашением через два года почти так же рискованно, как и кредитовать экономику США на десять лет. Но при нормальном функционировании экономики краткосрочные вложения в госдолг всегда менее рискованны.

Участники рынка внимательно отслеживают эту разницу — так называемую кривую доходности. Чем меньше разрыв в доходности краткосрочных и долгосрочных трежерис, тем выше вероятность краха экономики. Сглаженная кривая доходности — традиционный предвестник рецессии.
События на долговом рынке уже подкосили американские биржи и могут обрушить рубль, спровоцировав выход нерезидентов из российских долговых бумаг. Инвесторы начнут переводить свои вложения из развивающихся стран в облигации развитых государств.