Опасный катализатор: изменение климата. Экстремальные погодные условия на Ближнем и Среднем Востоке могут дестабилизировать всю систему безопасности
|
епривычные сильные ливни, превращающие ручейки в бурлящие потоки. Длительные засухи, ставящие под угрозу выживание сельского населения. Постоянно обновляющиеся температурные рекорды, которые становятся настоящим испытанием для жителей городов и людей, имеющих проблемы со здоровьем. Из-за участившихся экстремальных погодных явлений все больше людей на Ближнем и Среднем Востоке становятся жертвами бедственного положения. Изменение климата часто обостряет существовавшие ранее проблемы.
Две недели Иран страдает от небывалой жары, которая еще более усугубила трехлетнюю засуху. В настоящий момент пересохло свыше 80 процентов иранских земель. Из-за нерационального ведения сельского хозяйства, уменьшения или отсутствия осадков, а также роста конденсации в стране практически иссякли запасы воды из открытых источников (приблизительно на 95-97 процентов). Положение усугубляется новыми каскадами плотин, строящихся для форсирования электрификации, в которой остро нуждается страна, и превращающихся в дополнительную преграду для немногих сохранившихся русел рек. Показательным примером является озеро Урмия на крайнем северо-западе Ирана. Некогда самое крупное внутреннее озеро страны потеряло 85 процентов своей площади и стало практически непригодным для сельского хозяйства. В прошлом отдельные части озера Урмия входили в состав крупнейшей природоохранной зоны Ирана, переставшей сейчас существовать в прежнем виде. Помимо дефицита воды, принимающего угрожающие масштабы, в Иране в 2017, 2019 и 2020 годах зафиксирован рост числа катастрофических наводнений, обусловленных изменением климата.
Из-за участившихся экстремальных погодных явлений все больше людей на Ближнем и Среднем Востоке становятся жертвами бедственного положения
Но если говорить о нехватке воды, то Иран опережает еще одно государство этого региона – Иордания. Хашимитское королевство десятый год подряд страдает от аномальной засухи. По данным Института природных мировых ресурсов, Иордания наряду с Катаром, Ливаном, Ираном и Израилем принадлежит к числу государств, наиболее подверженных дефициту водных ресурсов. В течение последних десятилетий Иордании удавалось покрывать потребности в питьевой воде за счет подземных водохранилищ. Но теперь это не решает проблему: к настоящему моменту запасы десяти из двенадцати водохранилищ страны упали до критически низкого уровня.
Экстремальные погодные условия представляют особую опасность для Иордании. Если в 1980-1990-е годы периоды засухи случались каждые 15-20 лет, то сегодня они наблюдаются почти каждые три года, что усиливает давление на водные резервы страны. Между тем нехватка питьевой воды в Иордании составляет около 500 млн куб. м. Население страны временами вынуждено обходиться менее 40 л воды в день. Для сравнения: в Германии потребление воды на душу населения составляет около 120 л в день. Начиная с 2000-х годов, приходится постоянно пересматривать расчеты остаточных запасов питьевой воды в Иордании в сторону их понижения. По оценкам специалистов, они будут исчерпаны в промежутке между 2030 и 2050 годами.
Многочисленные примеры подобного рода дают представление о последствиях изменения климата в регионе. Из-за повышения уровня моря растет засоление земель сельскохозяйственного назначения в дельте Нила. Из-за выкачивания грунтовых вод и массовой застройки соответствующих территорий в Александрии, Каире или Порт-Саиде на полтора метра под землю просели целые городские кварталы, что существенно повысило риск наводнений. От повышения уровня моря всего на 50 сантиметров только в мегаполисе Александрия может пострадать свыше 8 млн человек. То же возможно и в удаленной местности Шатт-эль-Араб на юге Ирака или иранской провинции Худжистан. С учетом особого значения этого региона для мировой торговли нефтью и газом повышение уровня моря на полметра в течение последующих 30 лет может породить огромные проблемы в энергетике, инфраструктуре и сельском хозяйстве – с последствиями для региональной и глобальной архитектоники безопасности.
Хотя эти тенденции известны давно, они, а также соответствующие последствия для политики безопасности, не осознавались или игнорировались. Государства этого региона, за исключением Иордании и Израиля, не изъявляли желания решать климатические проблемы на многостороннем уровне. Экологическая, климатическая и водная политика неизменно рассматривалась как сугубо национальная задача, от чего страдало в первую очередь местное население.
Государства этого региона, за исключением Иордании и Израиля, не изъявляли желания решать климатические проблемы на многостороннем уровне
События последних недель показали, что так больше продолжаться не может. Начиная с середины июля в Иране в связи с экстремальной нехваткой воды прошли демонстрации, во время которых погибло много людей. Одновременно участились случаи нелегального бурения скважин, а также акты саботажа на государственных гидросооружениях в знак протеста против правительства. Государство отвечает на них, как и прежде, репрессиями и ужесточением контроля. В отличие от демонстраций за демократические выборы или права и свободы, в которых большинство участников составляет городское население, сейчас на протесты выходят и сельские жители, которые, собственно говоря, и составляют консервативную основу режима в Тегеране. Поэтому и стражи революции, и власть в Тегеране пытаются обновить курс и увеличить вес экологической и климатической политики в своей повестке. В настоящее время даже стражи революции осознают изменение климата как одну из самых главных угроз для Ирана. Еще во времена Хасана Рухани правительство предприняло ряд мер, чтобы остановить высыхание озера Урмия.
Однако правительство по-прежнему враждебно относится к частным и научным инициативам по защите климата. Как только меры по охране окружающей среды начинают касаться малоэкологичных инфраструктурных проектов полугосударственных предприятий, готовность заниматься проблемой изменения климата исчезает. Такая схема поведения бытует не только в Иране.
Любая дестабилизация вследствие экологической катастрофы может пошатнуть и сложившуюся систему безопасности в целом
Климатические изменения бьют поначалу главным образом по сельским жителям, а также экономически и социально слабым слоям населения. В связи с этим на Ближнем и Среднем Востоке обозначилась растущая тенденция к урбанизации. Одновременно в городах появились трущобы и кварталы бедняков. И то, и другое способствует нагромождению разных проблем, уже усугубивших конфликты последнего десятилетия.
Это имеет последствия и в области политики безопасности. Так, например, на местах приходится наращивать мощности по стратегическому прогнозированию, защите от стихийных бедствий и устойчивому развитию военного потенциала. Как можно уже сегодня видеть на примере Ирана, Иордании или других государств региона, армии и структурам военного командования на Ближнем Востоке предстоит решать новые задачи. В течение последних десятилетий речь на внутреннем политическом уровне шла преимущественно о репрессивных мерах по подавлению недовольства среди населения. Но в ближайшем будущем эта система в таком виде существовать более не может. Всем действующим лицам в области политики безопасности, в том числе вооруженным силам, полиции, разведывательным службам и соответствующим министерствам, все чаще придется сталкиваться с климатическими изменениями. Любая дестабилизация вследствие экологической катастрофы может пошатнуть и сложившуюся систему безопасности в целом. Если всем игрокам в сфере безопасности не удастся найти ответ на эти растущие вызовы, социальные волнения в регионе будут лишь усиливаться.
Штефан Лукас (Stefan Lukas) – специалист по Ближнему Востоку, с 2019 года – приглашенный преподаватель Академии командного состава бундесвера в Гамбурге. Исследует вопросы политики безопасности в регионе Персидского залива, в т.ч. влияние изменения климата на политику и безопасность на Ближнем Востоке, а также растущее влияние Китая в этом регионе. Кроме того, Лукас является консультантом Общества по вопросам политики безопасности.
Страны мира приготовились к поражению в борьбе с глобальным потеплением
Участники ноябрьского климатического саммита ООН COP26 признали, что переговоры не приведут к новому прорыву, необходимому для выполнения условий Парижского соглашения. Государства приготовились к поражению несмотря на то, что ранее организация объявила конференцию одним из последних шансов предотвратить ухудшение климата, пишет The Guardian.
Кроме того, представители ООН, Великобритании, ответственной за проведение саммита, и чиновники ключевых стран-участников неофициально заявили, что первоначальная цель переговоров — удержать рост глобальных температур ниже 1,5 градуса по сравнению с доиндустриальными уровнями до конца столетия — вряд ли будет достигнута. Этот план требует сокращения выбросов парниковых газов в мире на 45 процентов к 2030 году, но заявленные меры главных экономик по борьбе с глобальным потеплением не приведут к такому результату.
Тем не менее ООН, Великобритания и США настаивают на том, что мировые лидеры смогут заключить на COP26 особое соглашение и будут регулярно «обновлять» свои обязательства в ближайшие несколько лет, все больше приближаясь к выполнению рекомендаций ученых по поводу допустимого объема выбросов. «Сокращения на 45 процентов мы не достигнем, но участники должны продемонстрировать вклад [в общие усилия], чтобы показать тенденцию к снижению [выбросов]», — заявил высокопоставленный чиновник ООН. Представитель Великобритании также признал, что саммит не даст всего, что хотят участники, но уверен, что возможен прогресс по другим вопросам, включая поэтапный отказ от угля, предоставление климатического финансирования бедным странам и улучшение охраны лесов. Высокопоставленный американский чиновник подчеркнул в разговоре с The Guardian, что страны по-прежнему должны стремиться к максимально высокому уровню сокращения выбросов: «Мы попытаемся достичь [необходимого сокращения выбросов]. Никто в администрации не хочет признать поражение, пока мы не приложим максимум усилий».
На парижском саммите по климату в декабре 2015 года 196 стран-участников решили, что каждые пять лет будут возвращаться за стол переговоров со свежими целями по достижению экологических целей. Бывший посланник ООН по вопросам климата Мэри Робинсон настаивает, что вместо этого представителям государства нужно собираться каждый год, чтобы обсуждать планы и заявлять о новых усилиях. ООН придерживается аналогичной точки зрения. «Парижское соглашение установило пятилетний период для реализации амбиций, но ничто не мешает стране пересмотреть и обновить свой NDC (планы по сокращению выбросов) в следующем году», — сказал высокопоставленный чиновник ООН.
В то время как Великобритания, США и ЕС представили очень смелые планы, крупнейший в мире производитель выбросов — Китай — до сих пор не обнародовал подробной программы по снижению выбросов. Единственное, что известно о плане КНР — эти шаги приведут к достижению пика выбросов в 2030 году. Однако эксперты уверены, что таких усилий недостаточно для удержания мирового потепления ниже 1,5 градуса. Китай все еще не сообщил, будет ли председатель КНР Си Цзиньпин присутствовать на конференции COP26. Другие участники опасаются, что страна не предпримет никаких серьезных шагов на саммите. Некоторые другие страны, среди которых Австралия, Бразилия, Мексика, Индонезия, Россия и Саудовская Аравия, также не смогли разработать более амбициозные планы по спасению планеты.
Летом межправительственная группа экспертов по изменению климата ООН представила доклад о текущей экологической ситуации на планете. Специалисты заявили, что в ближайшие десятилетия признаки глобального потепления почувствуют все страны, так как повышение температуры на планете достигнет критических значений для сельского хозяйства и здравоохранения.
Названы главные жертвы глобального потепления
Исследователи назвали возрастную группу, которая станет главной жертвой глобального потепления. По мнению экологов из разных европейских университетов, значительно пострадают от наводнений, пожаров и прочих природных катаклизмов поколения моложе 40 лет, но больше всех — дети, пишет The Guardian со ссылкой на исследование.
Опубликованное в журнале Science исследование впервые делает акцент на несправедливом воздействии глобального потепления на разные возрастные группы и разные страны. Ученые основывались на данных с компьютерных моделей климатических изменений, социологических исследованиях и анализах продолжительности жизни, а также прогнозах Межправительственной группы экспертов ООН.
Исследователи выяснили, что сильнее от последствий климатического кризиса страдают те, кто меньше всего повлиял на его возникновение, — маленькие дети и развивающиеся государства. Ребенок 2020 года рождения за свою жизнь перенесет в среднем 30 периодов экстремальной жары — в семь раз больше, чем поколение 1960-го. К тому же нынешние дети застанут в два раза больше засух и лесных пожаров, в три раза больше наводнений и неурожаев, чем те, кому сейчас 60 лет.
При этом результаты существенно различались в зависимости от региона. Дети из Европы и Центральной Азии в четыре раза сильнее пострадают от климатических изменений, чем бабушки и дедушки, а дети из стран Африки к югу от Сахары — в 5,7 раза. Прогноз основан на том, что все страны выполнят представленные планы по сокращению выбросов углекислого газа.
Научный руководитель исследования профессор Вим Тиери (Wim Thiery) из Брюссельского университета считает, что результаты анализа доказывают важность сокращения выбросов парниковых газов. Если бы не глобальное потепление, люди моложе 40 лет с вероятностью в 0,01 процента могли бы застать такое количество природных катаклизмов. Однако именно эти поколения смогут оценить на собственном опыте эффективность мировой климатической политики.
Ученые надеются, что на предстоящей Конференции ООН по изменению климата в Глазго особое вниманию будет уделено устранению климатической несправедливости. Эксперты считают, что сдерживание роста средних температур относительно доиндустриального уровня на отметке в 1,5 градуса Цельсия сможет вдвое сократить число потенциальных стихийных бедствий, а удержание потепления на уровне двух градусов Цельсия — на четверть.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, устранение неравенства в борьбе с глобальным потеплением проходит недостаточно быстро. Развитые государства ни разу с 2009 года не смогли собрать необходимую сумму — 100 миллиардов долларов — на развитие экологичных проектов в бедных странах.
На новое поколение придется в 2 раза больше лесных пожаров и в 2,8 раза больше наводнений
В международном исследовании участники группы BCLIMATE выяснили, что новое поколение детей столкнется с большим количеством климатических проблем.
Если сегодняшняя политика по отношению к климату не будет меняться, то новое поколение детей переживет в семь раз больше периодов экстремальной жары, засухи будут происходить в 2,6 раза чаще, в 2,8 раз увеличится число наводнений, будет почти в 3 раза больше неурожаев, а также в 2 раза больше лесных пожаров. Все это по сравнению с людьми, которые родились 60 лет назад.
Международная группа впервые количественно оценила воздействие засух, аномальной жары, неурожаев, наводнений, тропических циклонов и лесных пожаров на жизнь одного поколения. Они взяли период с 1960 по 2020 год и рассчитали, сколько экстремальных событий пришлось на жизнь отдельно каждого поколения.
Результаты показывают, что если глобальные температуры в ближайшие сто лет вырастут на 3 °C, то ребенок, которому в 2020 году исполнилось 6 лет, переживет за всю свою жизнь в 2 раза больше лесных пожаров и тропических циклонов, в 3 раза больше наводнений, в 5 раз больше засух, 36 раз больше периодов экстремальной жары, а также неурожаи будут происходить в 4 раза чаще.
Если температура вырастет на 3,5 °C, то периодов экстремальной жары будет в 44 раза больше.
Фото дня: в Испании установили огромную тонущую голову, чтобы напомнить об изменениях климата
В реке Нервьон испанского города Бильбао появилась скульптура тонущей девушки — огромная голова из стекловолокна, которая скрывается под водой во время приливов и появляется обратно во время отливов. Как сообщает «Рейтер», произведение называется Bihar (в переводе с баскского — «Завтра»), его установили, чтобы напомнить об изменениях климата.
Автор работы — мексиканский художник Рубен Орозко. Он создал реалистичную скульптуру для организации BBK Foundation, которая занимается развитием провинции Бискайя (город Бильбао — ее административный центр).
По словам художника, цель 120-килограммовой скульптуры — напомнить, что «действия людей могут потопить Землю или удержать ее на плаву». Представители BBK Foundation назвали работу отражением того, что может произойти, если человечество продолжит способствовать глобальному потеплению.
Скульптура находится в центре города, ее установили поздно ночью неожиданно для местных жителей.
Похожим образом поступил в 2015 году британский скульптор Джейсон Тейлор: он установил в реке Темза скульптуры людей, которые «исчезают» во время приливов. С помощью акции он также хотел привлечь внимание к изменениям климата.