За последние 20 лет уровень смертности от жары среди людей старше 65 лет увеличился на 70 %.
Всемирная организация здравоохранения опубликовала анализ причин смертей, вызванных аномальной жарой, наводнениями, лесными пожарами, таянием ледников и повышением уровня моря. За последние 20 лет уровень смертности от палящего жара среди людей старше 65 лет увеличился на 70 %.
Нехватка чистой питьевой воды является причиной смертельного исхода предотвратимых заболеваний среди детей в возрасте до 5 лет.
Болезни, вызванные загрязнением воздуха, ежегодно отбирают жизни у 7 миллионов человек.
Генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебреисус заявил, что, если ситуация не будет исправлена, факторы, связанные с изменением климата, могут ежегодно уносить 250 000 жизней в течение следующего десятилетия. Потому что сейчас более 3 миллиардов человек живут в таких экологически сложных регионах.
Глобальное потепление ухудшит состояние людей - кто в зоне риска
Начавшееся изменение климата ставит под угрозу жизни сотен миллионов людей.
Свежее исследование, проведенное консорциумом климатологов, бросает свет на ухудшение глобальных климатических показателей и их воздействие, особенно на людей, страдающих респираторными заболеваниями, такими как астма и хроническая обструктивная болезнь легких.
Об этом сообщается на сайте Сиднейского университета.
Данные исследования указывают, что из 35 основных мировых климатических показателей, 20 достигли исключительных значений. Это включает в себя выброс более 1 гигатонны углекислого газа в результате лесных пожаров в Канаде, 38 дней, когда глобальная температура превышала доиндустриальный уровень на 1,5°С, а также самую высокую среднюю температуру поверхности Земли за последние 100 тыс. лет, зарегистрированную в июле.
Доктор Томас Ньюсом, соавтор исследования из Сиднейского университета, подчеркнул неотложную необходимость усиления мировых усилий по борьбе с изменением климата. Он отметил, что часто экономически незащищенные слои населения несут наибольшую часть негативных последствий. Другие исследования также указывают на то, что изменение климата приведет к ухудшению респираторных проблем не только среди менее обеспеченных демографических групп.
Профессор Зорана Йованович Андерсен, председатель комитета по окружающей среде и здоровью Европейского респираторного общества, подчеркнула увеличенную уязвимость пациентов с респираторными заболеваниями к климатическим изменениям. В отчете подчеркиваются отрицательные последствия изменения климата, такие как повышение температуры, увеличение аллергенов в воздухе (пыльца и другие), учащение экстремальных погодных явлений, что ведет к сильному загрязнению воздуха, пыльным бурям, обильным осадкам и наводнениям, что, в свою очередь, приводит к увлажнению и образованию плесени в помещениях. Особенно под угрозой молодые дети и грудные младенцы, чьи легкие еще не полностью сформированы.
Авторы исследования призывают к повышению уровня осведомленности медицинских работников в области респираторной медицины для смягчения воздействия на пациентов и разъяснения связанных с этим рисков. Это поможет им лучше защитить себя от негативных последствий изменения климата.
Также обнаружено несоответствие норм качества воздуха в Европейском Союзе и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В настоящее время ЕС пересматривает свою Директиву о качестве атмосферного воздуха, чтобы привести ее в соответствие с рекомендациями ВОЗ и создать более надежную систему контроля качества воздуха, что способствует улучшению качества жизни и смягчению последствий изменения климата.
Изменение климата в равной степени влияет на людей и животных
Из-за глобального потепления в последние годы возросла смертность животных, а репродукция начала снижаться
Глобальное потепление влияет на животных так же, как и на людей.
Об этом сказал преподаватель Университета Анкары профессор Эрдоган Гюнеш «Угроза засухи сельскому хозяйству», состоявшейся в «Университете Текирдаг Намик Кемаль».
По его словам, в последние годы возросла смертность животных, а репродукция начала снижаться.
Эксперт сообщил, что наибольшее потепление за всю историю произошло в период с 2010 года до сегодняшнего дня.
Он назвал ошибочным рассмотрение проблемы изменения климата исключительно в ракурсе его воздействия на человека, Гюнеш подчеркнул, что повышение температуры негативно влияет на все живое.
«Начала расти смертность среди животных. Наблюдается упадок в животноводстве. Происходит таяние ледников в океанах. Возникает эрозия почвы»,-отметил он.
Ученый акцентировал, что неправильное применение пестицидов, чрезмерное использование удобрений и потребление энергии могут привести к увеличению выбросов парниковых газов.
Гюнеш подчеркнул, что мировое сообщество должно бороться с изменением климата сообща.
«Уровень глобального потепления в будущем будет зависеть от объема выбросов углекислого газа и парниковых газов в ближайшее десятилетие. Поэтому подход к сельскому хозяйству также должен быть пересмотрен. Иначе говоря, мы должны решить проблемы в сельскохозяйственном производстве и проблемы, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду», - сказал он.
Развивающимся странам ежегодно требуется $2,4 трлн на борьбу с изменением климата
Эта сумма может показаться высокой, но это ничто по сравнению с ценой бездействия, уверены эксперты
Однако еще многое предстоит сделать для мобилизации финансирования, необходимого для претворения обязательств в жизнь. Международные организации – особенно Международный валютный фонд – должны активизировать свою деятельность. Несмотря на то, что МВФ относительно медленно продвигался в борьбе с изменением климата, под управлением директора-распорядителя Кристалины Георгиевой он добился больших успехов. Но ему необходимо продвинуться в своем климатическом лидерстве гораздо дальше.
По оценкам Независимой экспертной группы высокого уровня по климатическому финансированию, в период до 2030 года странам с формирующимся рынком и развивающимся странам на борьбу с изменением климата потребуется ежегодно мобилизовать $2,4 триллиона, причем $1 триллион из этой суммы будет поступать из внешних источников. Эта сумма может показаться высокой, но это ничто по сравнению с ценой бездействия.
Уже сейчас сильные ураганы и наводнения в Карибском бассейне, засуха в странах Черной Африки и в Аргентине, а также лесные пожары во многих развитых странах усиливают нестабильность и наносят серьезный экономический ущерб, включая кризисы платежного баланса в некоторых странах. По мере увеличения и усиления стихийных бедствий, связанных с изменением климата, издержки, связанные с повышением устойчивости и переходом на низкоуглеродный путь развития, будут только расти, в то время как способность стран покрывать эти затраты будет падать.
Чтобы предотвратить такой исход, МВФ – единственная многосторонняя организация, на которую возложено поддержание стабильности международной финансовой и валютной системы с целью содействия долгосрочному развитию – призван сыграть решающую роль. В конце концов, мобилизация финансовых ресурсов и финансовая стабильность лежат в основе мандата МВФ.
Как и бóльшая часть финансовой системы, МВФ не спешил осознавать, что изменение климата может быть столь же «макрокритическим», как, скажем, шок процентных ставок, войны или финансовые кризисы в странах с развитой экономикой. Но сейчас ситуация меняется. В 2021 году МВФ провел «комплексный анализ надзорной деятельности», в результате которого исполнительный совет поручил поставить изменение климата в центр надзорных и консультативных операций фонда. Вскоре последовала комплексная климатическая стратегия. А в прошлом году МВФ создал Фонд устойчивости и устойчивого развития (RST), чтобы помочь странам с низким уровнем дохода и уязвимыми странами со средним уровнем дохода противостоять климатическим потрясениям.
Эти действия ставят МВФ в авангард борьбы за климат. Чтобы укрепить эту позицию, фонд в настоящее время набирает сотрудников, совершенствует свои методы моделирования климатических проблем, обновляет рекомендации по странам и предоставляет больше финансирования для стран, уязвимых к изменению климата. Однако, согласно предварительной оценке независимой Целевой группы по климату, развитию и МВФ, фонд должен сделать гораздо больше.
Высоко оценивая недавний прогресс МВФ, Целевая рабочая группа настоятельно рекомендует ему диверсифицировать свои рекомендации по вопросам политики, не ограничиваясь налогами на выбросы углерода. Хотя установление цены на углеродоемкие виды деятельности, несомненно, важно – как для увеличения государственных доходов, так и для стимулирования экономических субъектов к сокращению выбросов – это не является панацеей. Другие дополнительные стратегии, такие как стандарты выбросов, поэтапный отказ от ископаемых видов топлива и зеленая промышленная политика, также заслуживают рассмотрения.
Еще один недостаток нынешнего подхода МВФ заключается в том, что его рекомендации по смягчению последствий изменения климата распространяются только на 20 стран с наибольшим объемом выбросов углерода и только на добровольной основе. Это недальновидно, не в последнюю очередь потому, что сегодняшние крупнейшие эмиттеры могут не стать таковыми завтра.
В более широком смысле МВФ должен обеспечить, чтобы все его наблюдения и рекомендации, связанные с изменением климата, продвигали одну основную миссию: помощь странам-членам в мобилизации триллионов долларов, необходимых для финансирования зеленого перехода, таким образом, чтобы это было разумно с финансовой точки зрения, политически осуществимо и совместимо с финансовой стабильностью. Важно отметить, что это включает в себя оказание помощи странам в подготовке к климатическим потрясениям и преодолении их последствий, а также выявление и разработку жизнеспособных заменителей экономической деятельности и налоговых поступлений, получаемых в настоящее время за счет ископаемых видов топлива.
RST является долгожданным дополнением к пакету программ МВФ, но его необходимо расширить. То же самое относится к Трастовому фонду для ограничения и преодоления последствий катастроф (CCRT), который покрывает выплаты по обслуживанию долга беднейших и наиболее уязвимых стран, когда на них обрушиваются катастрофические стихийные бедствия или кризисы в области общественного здравоохранения.
В настоящее время страны, уязвимые с точки зрения изменения климата, в совокупности задолжали МВФ примерно $40 миллиардов, однако большинство из них в настоящее время не имеет права на участие в программе CCRT, который может выделить не более $100 миллионов. CCRT необходимо располагать средствами для предоставления бóльшего объема финансирования большему числу стран. Аналогичным образом всё больше стран нуждаются в «клаузулах о паузе» в своих кредитных соглашениях с МВФ – как это только что обязался сделать Всемирный банк – с тем, чтобы им не пришлось выплачивать платежи по обслуживанию долга в условиях борьбы с климатическими потрясениями.
Другим ключевым приоритетом МВФ должно стать приведение его основных программ кредитования в соответствие с Парижским соглашением по климату 2015 года и обеспечение того, чтобы его условия кредитования должным образом учитывали фискальные издержки достижения Целей устойчивого развития ООН в странах, испытывающих долговую нагрузку. Исследование МВФ показало, что пакеты «зеленых стимулов» могут значительно ускорить рост экономики. Аналогичным образом исследование Института Брукингса показало, что если страны будут использовать пакеты мер стимулирования в период экономического кризиса, то они добьются более высоких темпов роста и повышения кредитоспособности, мобилизуя при этом финансовые средства, необходимые для борьбы с изменением климата.
В последнем докладе Рамочной конвенции ООН об изменении климата верно сказано: когда речь идет об амбициозных действиях в области климата, это «сейчас или никогда». МВФ должен прислушаться к этому предупреждению и активизировать свои амбиции по мобилизации финансирования, необходимого миру для противостояния климатическому кризису. Второго шанса не будет.
Лоуренс Тубиана, бывший посол Франции в Рамочной конвенции ООН об изменении климата, генеральный директор Европейского климатического фонда и профессор Sciences Po в Париже
Кевин П. Галлахер, профессор по политике глобального развития Бостонского университета и директор Центра политики глобального развития Бостонского университета
© Project Syndicate 1995-2023
Почему Индии сложно участвовать в борьбе с изменением климата
Состоявшаяся в 2023 году в Дубае Конференция ООН по изменению климата (СОР28) завершилась тщательно сформулированным заявлением, которое призывает к постепенному отказу от ископаемых видов топлива
Это породило надежды, что международное сообщество сможет, наконец-то, достичь целей, установленных в Парижском климатическом соглашении 2015 года. Однако будет трудно достичь целевых уровней сокращения выбросов углекислого газа без немедленных и решительных действий Индии, которая занимает третье место в мире по объёмам выбросов парниковых газов.
Индия (в 2022 году на её долю приходилось 7,6% мировых выбросов парниковых газов, в то время как доля Китая составляла 30,7%, а США – 13,6%) поставила перед собой амбициозные цели в сфере возобновляемой энергетики, и эта страна играет ведущую роль в международных климатических переговорах. Но хотя все эти усилия свидетельствуют о том, что Индия действительно намерена отказаться от ископаемого топлива, страна наталкивается на ряд политических препятствий, которые серьёзно ограничивают её возможности в достижении критически важных климатических целей.
Индия применяет контрцикличный подход к налогообложению нефтепродуктов: налоги снижаются, когда мировые цены повышаются, и они растут, когда цены падают. Европейские правительства руководствовались более экстремальной стратегией, когда цены на газ резко повысились после нападения России на Украину: они предоставили субсидии на общую сумму более 650 млрд евро в период с сентября 2021-го по январь 2023-го с целью защитить потребителей от резкого увеличения расходов на энергоносители.
Впрочем, в Индии фактическая плата за углерод равнялась всего лишь 14 евро за тонну в 2021 году. Кроме того, электричество в Индии сильно субсидируется: многие домохозяйства и фермеры пользуются электроэнергией бесплатно или платят лишь небольшую часть от её реальной цены. В качестве меры компенсации промышленные и коммерческие потребители платят за электричество по более высоким ставкам. Однако даже в этих условиях государство субсидирует примерно 20% стоимости производства электроэнергии.
Поскольку на электроэнергию приходится 34% всех выбросов парниковых газов Индии, реформа ценообразования на электричество крайне важна для достижения поставленных страной целей сокращения выбросов. Но провести такую реформу непросто, потому что цены на электроэнергию устанавливаются не каким-то одним центральным органом, а 28 штатами страны и восьмью квазисуверенными союзными территориями. Эти 36 юрисдикций, с собственной политикой и интересами, представляют собой того самого «слона в комнате», который мешает любым попыткам ликвидировать углеродные субсидии.
С тех пор как Индия обрела независимость, практически все штаты страны занимаются субсидированием цен на электроэнергию. Ожидания бесплатной или, по крайней мере, дешёвой электроэнергии стали неотъемлемой частью демократической политики страны. Хотя активное субсидирование существенно расширило доступ населения к электроэнергии, она осложняет финансовое положение правительств штатов и препятствует инвестициям в чистую энергетику. Кроме того, в аграрных регионах наличие бесплатного электричества способствовало деградации и истощению водных ресурсов. А использование угля в качестве основного сырья для производства электроэнергии приводит к серьёзным проблемам со здоровьем из-за загрязнения воздуха и к увеличению выбросов углекислого газа.
В индийской политике, которой свойственна популистская конкуренция между правительствами различных штатов, раздача бесплатной или дешёвой электроэнергии (наряду с денежными пособиями) превратилась в главную предвыборную валюту властей. Популярность такого подхода была наглядно продемонстрирована в ходе последних выборов: партии обещали субсидировать электричество и, придя к власти, выполняли эти обещания. В результате цена на электроэнергию постепенно движется в неправильном направлении: вместо повышения платы за углерод увеличивается его субсидирование.
Центральное правительство Индии пытается подтолкнуть власти штатов к рационализации ценообразования на электроэнергию, но его успехи не очень велики. И точно также вряд ли произведут сколько-нибудь существенный эффект такие меры, как инициированный Евросоюзом «Механизм пограничной углеродной коррекции» (сокращённо CBAM) или требование отчётности о выбросах парниковых газов. Подобные меры (фактически протекционистские) нацелены в первую очередь на торгуемые товары и услуги, а как раз эти отрасли не получают больших субсидий в Индии, и, кроме того, правительство сейчас пытается создать для них систему торговли квотами на выбросы парниковых газов (cap-and-trade). Важно, что механизмы, подобные CBAM, будут оказывать минимальное влияние на ценообразование в непромышленном потреблении электроэнергии.
Однако глубоко укоренившаяся популярность субсидирования электроэнергии в Индии и сопротивление реформам не обязательно означают, что все усилия, направленные на сокращение выбросов парниковых газов (как внутри Индии, так и во всём мире), ждёт неизбежный провал. Хотя у Индии мало шансов изменить систему ценообразования на электроэнергию, она может изменить методы её производства. Да, на спрос нельзя повлиять, но, переключив энергосети с ископаемых источников энергии на возобновляемые, страна сможет поставлять дешёвую энергию и одновременно сократить выбросы углекислого газа.
Для того чтобы такой переход стал экономически рентабельным, технологии возобновляемой энергетики должны подешеветь. Несмотря на всю их протекционистскую природу, ряд мер промышленной политики (например, закон «О снижении инфляции» президента США Джо Байдена) может принести пользу развивающимся странам, подобным Индии. Снижая стоимость производства и хранения зелёной энергии, такие меры позволяют уменьшить проблематичность субсидирования электроэнергии с точки зрения выбросов.
Политики и экономисты могут извлечь ряд важных уроков из индийского опыта. Единодушное и рьяное требование ввести плату за углерод, возможно, является ошибочным, потому что оно игнорирует реалии страны. Если не произойдёт какого-либо непредвиденного шока, 36 юрисдикций Индии вряд ли когда-нибудь отменят косвенное субсидирование выбросов углекислого газа в производстве электроэнергии. И поэтому важно сосредоточить внимание на выявлении осуществимых решений, которые можно разработать и реализовать в подобных условиях политических ограничений. Например, с помощью международной финансовой поддержки можно было бы значительно уменьшить риски, связанные с проектами возобновляемой энергетики в развивающихся странах, и сделать их более привлекательными для частных инвесторов.
Очевидно одно: простые ссылки на рецепты из учебников ни к чему хорошему нас не приведут. Согласно определению, безумие – это неоднократное совершение одного и того же действия (или в нашем случае его восхваление) в надежде получить иной результат. В данном конкретном случае это безумие создаёт угрозу для всех нас.
© Project Syndicate 1995-2024