Обанкротить предприятие в Казахстане станет проще
Обанкротить предприятие в Казахстане станет проще
6 лет назад 5025 forbes.kz

Правительство вносит поправки в законодательство, призванные облегчить процедуру банкротства.

По данным Министерства финансов РК, сегодня процедуру банкротства проходят 4 тыс. субъектов бизнеса, 400 предприятий находятся в стадии реабилитации. Но при этом, отмечает министр финансов Алихан Смаилов, фактически субъектов бизнеса, находящихся в сложном финансовом положении, значительно больше. Просто действующий закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес.

- В каждом четвертом случае суд выносит отказ в признании банкротом. Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъекта. Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам. Аналогично при применении реабилитации. В каждом третьем случае суд отказывает в ее применении, мотивируя тем, что должник является платежеспособным или не доказал наличие ресурсов для восстановления платежеспособности, -объяснил он, выступая на заседании правительства в понедельник.

Для решения этих проблем Минфин разработал поправки в законодательство, направленные на упрощение условий для применения процедур реабилитации и банкротства, сокращение сроков проведения процедур и упрощенную ликвидацию бездействующих должников.

В настоящее время при применении процедуры реабилитации суд должен установить не только факт прекращения платежей, но и наличие у должника возможности восстановить платежеспособность. Законопроект предлагает облегчить эту задачу: суд фиксирует наличие неисполненных обязательств свыше трех месяцев и факт «положительного» баланса. Это подтверждает способность компании восстановить свое финансовое положение.

Аналогично по банкротству. Применение процедуры банкротства связано с определением судом факта финансового краха субъекта. Сейчас порядок открытия банкротства таков: компания должна находиться в состоянии устойчивых неплатежей на протяжении 3-4 месяцев, после чего возникает право инициировать в судебном порядке банкротство, а суд обязан установить несостоятельность компании, что на практике вызывает различное толкование данного понятия. К примеру, при наличии у компании актива в виде контрольно-кассовой машины, суд отказывает в признании ее банкротом, несмотря на огромные долги. Причина – должник не использовал все возможности по погашению долга за счет реализации актива. Такой подход вынуждает компанию продолжать ведение убыточного бизнеса, - объяснил Смаилов.

Поэтому законопроектом предусматривается конкретизация входных критериев, позволяющих открыть процесс банкротства. Суду необходимо будет установить факт «отрицательного» баланса на дату подачи заявления о признании должника банкротом, как свидетельства несостоятельности субъекта. Таким образом Минфин рассчитывает устранить неопределенность и упростить вход в процедуры реабилитации и банкротства.

Кроме того, в настоящее время индивидуальные предприниматели не могут применить процедуру реабилитации и вынуждены идти на банкротство. Законопроектом предложено предоставить им возможность реабилитироваться.

Также действующее законодательство не предусматривает прямых норм по снятию арестов со счетов и имущества даже после утверждения плана реабилитации предприятий, и чаще всего этот вопрос решается через суд достаточно долгое время. Законопроектом предлагается отменить все аресты по счетам и имуществу должника с момента утверждения судом плана реабилитации, что даст возможность компании приступить к исполнению плановых мероприятий, не отвлекаясь на судебные тяжбы.

- В целях недопущения применения реабилитации недобросовестными субъектами законопроектом предусмотрены ограничительные меры. В частности, установлен запрет для применения реабилитации, если со дня вынесения судом решения об отказе в применении такой процедуры не истекло шесть месяцев, - добавил глава Минфина.

В настоящее время процедуры банкротства занимают достаточно долгое время - до 7,5 месяцев уходит на созыв всех заседаний собраний кредиторов. Поэтому предлагается передать ряд полномочий собрания кредиторов более мобильному комитету кредиторов, за счет чего ожидается значительная оптимизация сроков проведения процедуры банкротства.

На сегодня в банкротстве кредиторы предъявляют всю сумму задолженности, образовавшуюся на момент признания банкротом, что не соотносится с мировой практикой по применению банкротства и положениями Гражданского кодекса об исковой давности. В связи с чем законопроект предписывает кредиторам заявлять свои требования к банкроту исключительно в пределах срока исковой давности.

Еще одно новшество - предложено конкретизировать состав преступления должностных лиц банкрота как причинение имущественного ущерба законным правам и интересам кредиторов.

То есть достаточно будет установить факт вывода должностным лицом имущества до банкротства и причинение ущерба интересам кредиторов, - пояснил министр.

Он отметил, что в настоящее время привлечение к субсидиарной ответственности должностных лиц по долгам банкрота является номинальным. Так, в преддверии банкротства в качестве руководителей назначаются лица, не имеющие постоянного места жительства и имущества. Соответственно, они не могут отвечать по долгам банкрота в субсидиарном порядке. В этой связи законопроект предусматривает введение норм, устанавливающих ответственность фактических бенефициаров банкротства, то есть непосредственно тех лиц, в результате чьих действий предприятие обанкротилось.

Планируется ввести и упрощенную ликвидацию длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства. Смаилов пояснил, что сегодня есть масса бездействующих предприятий, которые не применяют процедуру банкротства в силу ее затратности (по времени и ресурсам). Для их ликвидации законопроект предлагает упрощенную процедуру банкротства должников без привлечения администратора.

- Это позволит быстро и без излишних затрат ликвидировать должников, которые фактически прекратили предпринимательскую деятельность, - добавил глава Минфина.

Как в Казахстане намерены бороться с теневым оборотом

Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев рассказал о мерах против теневого оборота, которые запланированы на ближайшие 2 года, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«Мы приняли план мероприятий на 2018-2020 годы. Если в целом статистику посмотреть, то начиная с 2013 года на сегодня идет уменьшение (теневого оборота - прим.ред.) с 28 до 25%. Приняты некоторые законодательные изменения стимулирующего, ограничительного, а также административного характера, чтобы снизить теневую составляющую теневой экономики. К примеру, сейчас будут запрещены платежи в безналичной форме между предприятиями, которые работают на основе патента или как индивидуальные предприниматели, между юрлицами, в рамках тысячекратного размера МРП, или мы говорим о том, что необходимо с 2020 года переходить на массовое применение онлайн кассовых аппаратов», - сказал Премьер, отвечая на вопросы сенатора Сергея Плотникова о мерах против теневой экономики.

Премьер пояснил, что изначально планировалось начать эту работу с 2024 года, но затем сроки решено было сдвинуть.

«С 2018 года сейчас работают онлайн кассовые аппараты по 17 видам товаров, с 2019 года мы перейдем на компании, которые на открытых рынках работают, с 2020 года уже на предприятия, которые используют единый земельный налог. То есть с 2020 года все предприятия малого и среднего бизнеса будут обеспечены и перейдут на онлайн кассовые аппараты. Здесь, чтобы не было нагрузки на бизнес, применяют стимулирующие меры со стороны Правительства. Мы уменьшаем на 60 тысяч тенге налоги, тем самым, за счет такой операции малый бизнес может закупить себе кассовые аппараты», - добавил он.

Б. Сагинтаев также отметил, что вопросы имеются и к механизмам работы торговых рынков. Он подчеркнул, что все торговые рынки страны должны перейти на стационарный формат работы с 2020 года.

«В большинстве регионов эта работа активно проводится. Есть регионы, где идет работа по подготовке к 2020 году с опозданием, но мы полагаем, что к 2020 году все регионы должны успеть перейти на стационарные формы торговли на рынках. Большая работа проводится в рамках программы «Цифровой Казахстан», мы ввели программу «Астана-1» на границе, электронные счета-фактуры, маркировку товаров на границе с Китаем на «Хоргосе», буквально 1,5 месяца назад запущен пропускной пункт «Нур жолы», оснащенный новейшими видами техники и оборудования. И, безусловно, все это приводит к положительным результатам. Уже за 9 месяцев работы этих программ наши службы дополнительно выявили нарушения со стороны участников внешнеэкономической деятельности, которые снижают объем импорта, тем самым снижают стоимость завозимого товара, им были направлены уведомления о нарушениях», - сказал Премьер.

В общей сложности, по его словам, были выявлены нарушения по итогам 9 месяцев на сумму в 44 млрд тенге.

«Все эти компании доначислили в бюджет 44 млрд тенге. И в целом мы предполагаем, что в 2019 году благодаря этой работе порядка 520 млрд тенге дополнительно поступит в бюджет, эта цифра отражена в нашем 3-летнем бюджете», - заключил он.

0 комментариев
Архив