Журналист Мадина Ашилова и профессор КазНУ имени аль-Фараби Калимаш Бегалинова побывали у берегов Аральского моря. На страницах Tengritravel.kz они рассказали, чем сейчас живут жители затерянных в песках поселках и какие надежды строят местные рыбаки и верблюдоводы.
Аральское море: смерть или возрождение? С этим вопросом съемочная группа документального проекта "Я здесь" отправилась к Аральскому морю. Путь пролегал через юг Казахстана. Общая протяженность маршрута - свыше 1 700 километров.
Большая часть пути - по транспортному коридору Западная Европа - Западный Китай. Далее, начиная с Аральска, еще свыше 100 километров по гравийной дороге и пескам.
Атмосфера опустынивания начинает ощущаться уже с Аралкума - небольшой станции в Кызылординской области (около 50 километров до Аральска). Вдоль трассы продают копченую рыбу, и тут же бойко по пустынной местности начинают бегать верблюды.
В самом Аральске - бывшем портовом городке, некогда центре казахстанского рыболовства - моря уже давно нет. О величии городка напоминают лишь руины старого порта. Величавые корабли, снабжавшие весь Союз свежей рыбой, портовые динозавры, уже давно заржавевшие и не эксплуатируемые никем, и огромное дно, некогда бывшее Аральским морем…
7 октября 1921 года В. И. Ленин в письме обратился к рыбакам Аральского моря:
"Жертвуйте, дорогие товарищи, аральские ловцы и рабочие, щедрой рукой! Вы сделаете не только дело человеческой совести, но вы укрепите дело рабочей революции. Ибо вы всему миру покажете, а прежде всего всем трудящимся, что несокрушима мощь рабочего Советского государства, построенного на широчайшей помощи друг другу пролетариев самых отдаленных друг от друга мест".
Цитаты, старые фотографии и артефакты - единственное, что сегодня напоминает о былой славе Аральска…
Мы же едем дальше - в поисках моря…
Дорога уводит в сторону Сексеула и еще дальше - в поселок Акеспе. На карте видно, что ранее этот поселок располагался непосредственно у побережья залива Бутакова. Сегодня вода отошла. Земля местами соленая, а местами - пустынная… Сам же поселок за считанные годы буквально занесло песками …
О людях, затерянных в песках Арала
Акеспе раньше был богатым рыболовецким поселком. Тут днем и ночью ловили свыше 20 видов рыб. Почти все жители поселка были заняты этим промыслом.
Спустя полвека, от богатого старого Акеспе осталось…. всего пять домиков, и те уже давно не ловят рыбу.
Молодая семья Сегизбаевых - одна из последних в старом Акеспе. Их дом расположен на краю поселка. Семья занимается верблюдоводством. Готовят свежий шубат, после на мотоциклах развозят его по близлежащим поселкам.
Утро начинается рано - в шесть утра уже нужно доить верблюдов. Дойка в день пятикратная. Хозяева строго следят за тем, чтобы верблюды перед выпасом выпили воды. Днем глава семейства Темирбай на мотоцикле объезжает пустынные пастбища, следит за тем, все ли у верблюдов хорошо. Хозяйка Мира же целыми днями готовит шубат и множество других продуктов из верблюжьего молока. Трое детей во всем помогают родителям. Даже маленькая Нурсезим время от времени развлекает верблюжат.
Знают ли Сегизбаевы, что живут в зоне экологического бедствия?
Безусловно. Более того, время от времени им буквально приходится бежать от опустынивания и песков. Этот дом - далеко не первый, что они построили, были и другие. Как пески начинают наступать - выхода нет. Приходится искать подходящее место и строить новый дом. И вот сейчас глава семейства Темирбай подумывает о новой кочевке.
"Песок иногда заваливает наш дом по крышу. Утром не выйти на улицу. Бывает, нанимаю трактор, приезжает, расчищает. И спустя неделю снова такая же картина. Каждый день ведрами убираем песок. Но его все больше и больше. Мы уже начали строить еще один дом в новом Акеспе. Придется со временем переезжать", - рассказывает он.
С одной стороны, песок, с другой - соль, пестициды, ядохимикаты Арала. Тут не одно, а сразу несколько экологических бедствий.
Жители прекрасно знают о своем положении. Но они принимают его таким, какое оно есть. Они живут, подстраиваясь под стихию. И, словно вместе с Аралом, проходят через все его испытания.
Новые рыбаки Арала
Если взглянуть на карту, создается впечатление, что вот он - Арал, буквально в пяти минутах от Акеспе. И да, и нет. Вода в Арале - давно уже не та. Эта вода настолько бывает соленой, что одно время даже прожигала одежду рыбаков, съедала их кожу.
Берег весь покрыт белой солью, тоннами ракушек. И во многих местах берег болотист. Чтобы пробраться к воде, прежде нужно пройти через болото. С другой стороны, жители поселка - уже нового Акеспе, что переехал на пару километров дальше, - радуются - ведь Арал, который многие давно похоронили, еще есть. И не только есть, но и растет!
Фото из открытых источников
Это благодаря Кокаральской плотине, построенной в 2005 году. Она регулирует воду в Малом Арале, не позволяя ей вытекать дальше. Благодаря этой плотине, уровень воды за последние годы заметно увеличился, соленость же уменьшилась. Снова в Арале заплескалась рыба, и снова сотни рыбаков ищут свое счастье.
Аманбек и Заманбек Елпановы - два брата-близнеца - занимаются рыболовством с детства. Трагедия Арала развернулась буквально на их глазах. Было время, когда воды было много и уловы получались богатыми - то было детство рыбаков. Было и время полного забвения, когда вода быстро уходила, а из-за солености гибла почти вся рыба. Сегодня же - время надежды. Благодаря Кокаральской плотине эта часть Аральского моря постепенно восстанавливается. Вода с каждым годом прибывает и разнообразие рыб увеличивается.
Ночью рыбаки расставляют сети, а поутру, с первыми лучами солнца, собирают улов. Днем не рыбачат. На то есть своя причина - сильный ветер. Братья чувствуют, когда море спокойно, и только тогда выходят в путь.
Аманбек и Заманбек живут в ритме Арала. Если морю хорошо, то и им, рыбакам - тоже. Рыболовство - это вся их жизнь.
Посетив и старый, и новый Акеспе, приходишь к выводу, что не все так плохо. В тех местах, что полностью занесены песками, жители освоили новое дело - верблюдоводство. В новом же Акеспе люди возвращаются к прежнему ремеслу - рыболовству. Малый Арал здесь восстанавливается. Более того, рыбаки уверены, что плотину можно и поднять. Воды стало настолько много, что Арал с казахстанской стороны может стать еще более глубоким и полноводным.
Но такова ситуация только у нас - на Малом Арале. Большей же части Аральского моря, в том числе той, что расположена на стороне Узбекистана, грозит неминуемая гибель…
Узбекская сторона Арала
Муйнак, бывший портовый город. Здесь расположено знаменитое кладбище кораблей. Прямо перед набережной ржавеет с десяток бывших судов.
Море от Муйнака ушло примерно на 100 километров. И сейчас вместо синего живого Большого Арала здесь повсюду бесплодные пустыни и пески.
Существенно повысилась здесь и температура. Вдобавок к Кызылкуму и Каракумам, что расположены в Узбекистане и Туркмении, появилась на карте новая пустыня - Аралкум. Пекло настолько сильное, что одежда прожигает тело, а техника отказывается работать. Днем не встретишь на улицах ни местных жителей, ни туристов. Жизнь начинается вечером, с заходом солнца…
К сожалению, эта часть Аральского моря обречена. Никакие усилия более море не вернут. Спустя время оно высохнет и окончательно станет бесплодной пустыней.
Что же привело Арал к гибели?
В середине ХХ века Аральское море было четвертым в мире по величине озером. С начала 60-х годов оно начинает резко мелеть. Основная причина - чрезмерный забор воды для сельскохозяйственных угодий. Почти весь приток воды в Аральское море обеспечивался реками Амударья и Сырдарья. Сегодня Амударья более в Арал не впадает. Со стороны Узбекистана морю питаться нечем. Река распадается на множество рукавов, но так и не доходит до пункта назначения. Подтверждается это сотнями каналов. Подъезжая ближе к Муйнаку, видишь, что и они все давно высохли.
Так, вода Арала была разменяна на тысячи полей риса и хлопка, и весьма сомнительное мировое первенство в этой сфере.
На данный момент восстановление Большого Аральского моря со стороны Узбекистана невозможно. Мы можем наблюдать лишь скорое его высыхание и последние капли великого моря.
Надежда остается только за Малым Аралом, расположенным на территории Казахстана. Только он на данный момент имеет шанс на выживание. А это значит, что и Акеспе, погруженный в пески, имеет все шансы на возрождение.
Автор текста: Калимаш Бегалинова
Фотографии: Мадина Ашилова
Как страны Центральной Азии борются с последствиями аральской катастрофы
В конце июня в Душанбе состоялось заседание правления Международного фонда спасения Арала (МФСА). В нем приняла участие и казахстанская делегация. Главным итогом встречи стало утверждение Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ-4). Это не первая попытка решить аральский вопрос, об истории которого рассказывает портал zakon.kz.
ПБАМ-4 рассчитана на 2020-2030 годы. Ее ориентировочный бюджет составляет более двух миллиардов долларов. По замыслу авторов, эта программа должна значительно улучшить экологическую обстановку и социально-экономическое положение жителей бассейна Аральского моря (БАМ). Однако возникает вопрос: а смогли ли предыдущие программы существенно что-то улучшить в этом плане?
Аральское море начало мелеть со второй половины 1960-х годов. Попытки его спасти предпринимались неоднократно. Предлагался даже вариант переброски части сибирских рек. А именно, перенаправление в Центральную Азию четырех или пяти процентов Оби. Этого должно было хватить, чтобы обеспечить водой население и производственные мощности региона в то время. Но это оказался очень дорогой и спорный проект. Когда советское руководство все-таки нашло решение и было готово капитально заняться этой проблемой, начал распадаться СССР и всем стало не до Арала, - рассказывает заместитель директора исполнительной дирекции МФСА в Казахстане Марат Нарбаев.
Впоследствии руководители уже независимых республик Центральной Азии вернулись к теме помощи Аралу и в 1993 году учредили Международный фонд спасения Арала (МФСА). Он должен был разрабатывать и реализовывать региональные программы по возрождению Аральского моря и помощи местным жителям.
Изначально существовала договоренность, что Казахстан, Узбекистан и Туркменистан будут вкладывать 0,3% от своих ВВП в спасение Арала, а Кыргызстан и Таджикистан - по 0,1%. Все эти средства должны были направляться в МФСА. Но такие обязательства оказались неподъемны для республик. Негласно было принято решение, что те средства, которые государства сами тратят на решение проблем в бассейне Аральского моря, будут засчитываться как вклад в МФСА.
В том же году при активном содействии Всемирного Банка, ЮНДП, ЮНЕП началась подготовка первой Программы бассейна Аральского моря (ПБАМ-1). Она была утверждена в 1994 году в городе Нукус в Узбекистане и рассчитана на восемь лет (1994-2002) с примерным бюджетом в 800 млн долларов. Ее основными целями были восстановление нарушенной экологии Приаралья; совершенствование методов управления водными и земельными ресурсами БАМ; создание управленческих структур всех уровней для планирования и реализации мероприятий Программы.
В рамках ПБАМ-1 в странах ЦА была подготовлена Региональная стратегия управления водными ресурсами. Кроме того, была обеспечена устойчивость некоторых плотин и водохранилищ, оснащены новым оборудованием гидрометслужбы Таджикистана и Узбекистана, созданы два региональных и пять национальных центров баз данных по состоянию окружающей среды и водных ресурсов, реализованы проекты по восстановлению водно-болотных угодий в некоторых районах Узбекистана, начаты работы по восстановлению северной части Аральского моря и сохранению русла реки Сырдарья.
Главной особенностью первой программы явилось то, что проекты были действительно совместными, общерегиональными. Тогда еще оставалась надежда, что общими усилиями все-таки удастся спасти Аральское море и вернуть все, как было раньше, - отмечает Марат Нарбаев.
Почти 90% поставленных целей было достигнуто. Это окрылило многих участников проекта, и представители стран ЦА разработали вторую программу на 2003-2010 годы с еще более амбициозными и масштабными целями. ПБАМ-2 включала 14 приоритетных направлений, объединенных в четыре блока: водохозяйственный, социально-экономический, экологический и мониторинг окружающей среды.
Однако авторы программы не согласовали ее с международными донорами, и последние почти не поддержали ее материально. Общий бюджет ПБАМ-2 составил два миллиарда долларов. Из них доноры вложили не больше 2-3%, основные расходы легли на республики.
На этом этапе страны уже гораздо меньше сотрудничали и пытались решать проблемы Приаралья, исходя из собственных соображений и интересов на своей территории своими силами.
В рамках ПБАМ-2 Казахстан начал работу над крупномасштабным комплексным проектом «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря» (РРССАМ). Главным итогом стало строительство Кокаральской плотины и восстановление северной части моря - Малого Арала. Его емкость составила 27 кубокилометров (для сравнения: емкость Капчагайского водохранилища - 16 кубокилометров). Уровень воды поднялся с 39 до 42 метров, море стало ближе к Аральску на 17 километров.
Из 70 высохших озер 30 снова заполнились водой. Вернулись многие из исчезнувших видов рыб. Заработали рыбоперерабатывающие заводы. На сегодня их здесь восемь, причем четыре из них получили европейскую сертификацию. Кроме этого, в ходе реализации ПБАМ-2 в Казахстане отремонтировали множество старых и построили новые гидротехнические сооружения.
В 2009 году президенты Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана встретились в Алматы и приняли решение о подготовке третьей программы с участием национальных экспертов и международных доноров. ПБАМ-3 была рассчитана на 2011-2015 годы с бюджетом в шесть миллиардов долларов.
Но фактически страны ЦА потратили на национальные проекты по комплексному использованию водных ресурсов, экологии и социально-экономическому направлению более девяти миллиардов долларов.
В ходе Программы в Казахстане было выполнено 142 проекта на общую сумму 550,95 млн долларов. При этом многие проекты продолжались и после официального завершения программы. Основные усилия были направлены на решение социально-экономических вопросов: улучшение доступа к питьевой воде населения, проживающего в сельской местности, строительство школ и больниц, улучшение транспортных и коммуникационных связей сельских населенных пунктов.
И вот пришел черед четвертой фазы. Она рассчитана на десять лет, и ее ориентировочный бюджет пока составляет около двух миллиардов долларов. Предполагается, что основными источниками станут гранты международных фондов, займы банков развития и софинансирование стран ЦА.
Ключевой замысел четвертой программы - это возвращение к общерегиональным проектам и повышение благосостояния населения. Вернуть Аральское море на отметку 60-х годов - такая задача теперь даже не ставится. Но необходимо смягчить последствия аральского кризиса, обеспечить жителей питьевой водой, доступным образованием и медицинской помощью, поставить заслоны пыльно-солевым бурям, сохранить существующие озера и водно-болотные угодья, усовершенствовать управление водными ресурсами, - говорит Марат Нарбаев.
Планируется активно продвигать водосберегающие технологии и научно-обоснованное облесение не только на дне Арала, но и вдоль всех рек и вблизи всех водоемов. Кроме того, будут модернизированы гидротехнические сооружения, обеспечен учет воды на всех, даже самых мелких, каналах и увеличено количество гидропостов, которых сегодня в РК в три раза меньше, чем положено по нормативам.
Данил Утюпин