О китайской модели управления современным обществом
О китайской модели управления современным обществом
5 лет назад 1150 rezonans.kz

Совершенно очевидно, что этот год станет переломным для человечества, заставив пересмотреть систему приоритетов и базовых ценностей.

Пандемия COVID-19 показала неспособность медицинских систем даже самых развитых стран быть готовой к вызовам, с которыми справился развивающийся Китай. США показали свою несостоятельность перед Китаем даже по количеству жертв, принесённых эпидемии.

Ряд экспертов предполагает, что в ближайшем будущем нас ждет новый мировой гегемон. Им станет Китай.

Разумеется, подобный расклад не может устраивать США и западный мир в целом. Тем не менее, мы полагаем, что в ближайшие годы изменится понимание приоритета общественной безопасности перед конфиденциальностью. Понятие приватности в ближайшие годы будет пересмотрено. Также, как будет пересмотрено понимание общественного блага.

Например, мы полагаем, что потребуется вводить свои реальные персональные данные перед доступом в социальные сети. Возможно, это противоречит сегодняшнему пониманию демократических ценностей, но необходимо вспомнить слова известного военного историка Юваля Ноя Харари: «Либеральная история – это история обычных людей. Почему она должна оставаться актуальной для мира киборгов и сетевых алгоритмов?».

Человеческое общество 2020 года, охваченное не только пандемией коронавируса, но и пандемией fake news на эту тему, уже глубинно предрасположено и неизменно придёт к выводу, что подобная процедура станет необходимой.

А разве это не типичная китайская модель социального управления? Когда человек уже не может безнаказанно распространять фэйковые новости, заниматься кибербуллингом, и мошенничеством.

Значительное количество домыслов и фэйков, способствовавших росту агрессии против Китая, является не только инструментарием для решения локальных политических интересов, но и инструментом замедления китайской парадигмальной экспансии. Уровень агрессии по отношению к Китаю искусственно подогревается многоуровневыми источниками информации, которые представляют нам современные технологии – от одиночных псевдоборцов за демократию до транснациональных компаний и политических сил, заинтересованных в приходе ко власти на волне синофобии.

Тем не менее, вектор обозначен и мы предполагаем, что ментальная экспансия Китая пройдёт не сразу: в течение нескольких лет будет анализироваться происходящая ситуация и на каждом этапе анализа будет жесткое противостояние со стороны США и проводимой ими политики.

Однако, процесс переосмысления ценностей уже начался. Китайское мировоззрение в корне отличается от мировоззрения западного. Но это не означает, что западная модель развития общества является единственно верной. И что есть признаки демократии на самом деле? 

Даже опираясь на классическое понимание этого термина, одним из признаков демократии является тот факт, что общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов. В трактовке социального управления по китайской модели, этот признак демократии соблюдается полностью.

Китай предлагает новую систему государственного управления, и эта система рано или поздно будет перенята другими странами.

Сроки зависят от того, какого типа общество преобладает в конкретной стране. 

Для этого необходимо понять разницу между системой ценностей общества коллективистского типа и общества индивидуалистского типа. 

В обществах индивидуалистского типа люди действуют исходя из эгоистичных интересов и интересов ближайших членов семьи. Основными ценностями индивидуалистских обществ можно считать приоритет собственного перед остальными. Если следовать этой ценностной парадигме, то карантин и жёсткие условия изоляции во время эпидемии являются прямым нарушением прав человека. 

В абсолютном понимании приоритета прав и свобод одного перед общественным означает, что любой человек, вне зависимости от того здоров он или болен, имеет полное право на свободу передвижения и заражения других людей. И что тогда останется от человеческой популяции? Та ли это модель, к которой нужно стремиться?

В коллективистских обществах, к которым относится наша страна, господствует противоположная система ценностей, в которой люди воспринимают себя частью социальной или рабочей группы, а интересы эго отодвигаются на второй план. Каждый человек, начиная с момента своего рождения, уже включен в сообщество (расширенная семья, включающая дальних родственников, клан, ру и пр.), соблюдает интересы своей группы.

Степень зависимости индивида от интересов группы, степень психологической взаимосвязи членов общества или сотрудников организации является определяющей в разнице между западной и восточной моделью управления социумом.

Каждое общество уже ставит вопрос – насколько жизнеспособно их государство перед такими вызовами, как пандемия COVID-19 и множества других эпидемий, которые еще ждут нас впереди.

Хотя о рисках возникновения зоонозных эпидемий говорилось неоднократно учеными еще несколько лет назад, и у каждой страны есть протокол реагирования для предотвращения эпидемии, человечество все же оказалось неготовым к тем вызовам, которые эволюция создала для человечества, совершенствуя природу вирусов и бактерий.

Очевидно, что в условиях эпидемий и иных кризисных ситуаций, общества коллективистского типа имеют больше шансов на выживание.

Пока западный мир уделяет больше внимания развитию технологий, Китай имеет гораздо более амбициозные и большие планы – развитие человечества в парадигме ценностей коллективизма, а также использования технологий и научных достижений для этой цели. Этот подход стратегически перспективней, поскольку он предполагает гораздо более высокую точку обозрения перспективы и предлагает новую систему координат.

0 комментариев
Архив