NoonPost (Египет): надвигается опасность. Что, если кто-то проникнет в наш мозг и украдет наши идеи?
|
Илон Маск продемонстрировал миру свинью с чипом в голове. Следующий этап — чипирование человека. Эта процедура, по словам разработчиков, — спасение для тех, кто страдает параличом, потерей памяти и другими невралгическими недугами. Автор размышляет, а какова обратная сторона медали? Что если наши мысли перестанут быть «частной собственностью»?
Kогда в 1973 году было изобретено первое устройство для дистанционного управления телевизором в форме пульта, многие думали, что ничего лучше изобрести уже невозможно. Откуда прошлым поколениям было знать, что спустя десятилетия мы будем управлять устройствами с помощью звуковых сигналов или своей речи, а голосовые помощники будут отвечать на наши вопросы и выполнять многие другие задачи?
Несомненно, если бы на тот момент кто-то заявил, что через 50 лет люди будут управлять телевизорами, переключать каналы или регулировать освещение в доме с помощью одних лишь мыслей, его прозвали бы безумцем.
Многие спросят — а сейчас это возможно? Да, эксперименты, проведенные такими крупными компаниями, как Neuralink и Фейсбук, доказывают, что мы двигаемся в этом направлении.
Всего лишь несколько дней отделяют нас от крупнейшего события этого десятилетия, когда американский миллиардер и владелец SpaceX и Tesla Илон Маск объявит о подключении человеческого мозга к компьютеру.
Между воображением и амбициями
Илон Маск неоднократно выражал убежденность, что разработка надежного искусственного интеллекта представляет собой одну из главных угроз существованию человечества. Бизнесмен предупреждает, что в течение следующих десятилетий человечество может настолько отстать от искусственного интеллекта, что машины будут оценивать людей так же, как люди в настоящее время оценивают домашних животных.
В 2016 году американский миллиардер заявил о намерении подключить человека к компьютеру с помощью чипа, имплантированного в мозг. С этой целью он основал компанию Neuralink и начал работать над так называемым BRAIN COMPUTER INTERFACE, или сокращенно BCI.
Поначалу некоторые отнеслись к проекту, как к чему-то из области фантастики. Работа продолжалась, и на каждом этапе Маск сообщал в Твиттере, что еще на один шаг ближе к достижению своей цели. В июле Маск назначил дату начала первого эксперимента по подключению людей к компьютерам — 28 августа.
Однако, согласно просочившейся в СМИ информации от группы сотрудников компании, эксперименты не увенчаются успехом, так как Маск оказывает на компанию сильное давление с точки зрения сроков работы. Работа не была выполнена в требуемое время, и сотрудники были вынуждены уйти из компании. В настоящее время работу продолжают всего двое ученых из восьми.
Как работает BRAIN COMPUTER INTERFACE?
Большинству из нас ничего не известно о технологиях нейроинтерфейса, предназначенных для подключения человеческого мозга к компьютеру. На самом деле это очень сложный механизм, и процесс осуществляется в несколько этапов:
Обнаружение сигнала. На этом этапе необходимо использовать устройство для измерения электрической активности мозга, чтобы обнаружить в нем конкретные сигналы.
Обработка сигнала. Следует отделить сигнал от шума. Например, помехой могут стать движение глаз, глотание слюны и любое другое действие.
Преобразование сигнала. На данном этапе необходимо усиление сигналов до определенного уровня, на котором устройства смогут с ним работать.
Кодирование сигнала. Последний этап предназначен для кодирования сигнала и преобразования его в импульсы или числа, понятные компьютеру.
Чип будет соединен с мозгом путем имплантации с использованием обычных нейрохирургических методов, но выполнять такие операции будет специально разработанный с этой целью робот.
Как говорится в статье Neuralink, опубликованной на веб-сайте компании: «Мы создали робота-нейрохирурга, способного имплантировать 192 электрода в минуту. Каждый электрод нужно вживлять в мозг отдельно с очень высокой точностью, чтобы избежать повреждения кровеносных сосудов и определенных зон мозга».
Предполагаемая область применения BRAIN COMPUTER INTERFACE
Согласно публикациям Маска в его аккаунте в Твиттере или заявлениям Фейсбука, посвященным исследованиям компании в этой области, новые технологии будут иметь широкое применение, хотя имеющиеся достижения уже заслуживают похвалы и внушают оптимизм в отношении результатов будущих исследований.
Один из примеров применения BCI — это подключение к нему автомобилей, что позволит предотвращать дорожно-транспортные происшествия. Это серьезный прорыв, если учесть, что автомобильные аварии являются одной из самых распространенных причин смертей в мире.
Как сообщила недавно компания Nissan, в настоящее время ее сотрудники проводят исследования с целью разработки системы управления автомобилем, которая поддерживает технологию нейроинтерфейса и позволит автомобилю замедлять скорость или вращать руль намного быстрее, чем это способен сделать человек. Тем временем компания Фейсбук разработала технологию, позволяющую преобразовывать мысли в предложения. Новые программы смогут записывать 100 слов в минуту, читая наши мысли.
Помимо прочего, текущие исследования в области BCI направлены на восстановление поврежденного зрения. Электроды имплантируются непосредственно в серое вещество мозга во время хирургической операции, которая преобразует сигналы, полученные через небольшую линзу, в изображения, понятные нашему мозгу.
Кроме того, по словам Маска, идет работа в области протезирования. Новые технологии будут использоваться для восстановления подвижности парализованных людей или создания устройств, помогающих им двигаться с помощью мыслей.
Также технологии BCI могут помочь людям, страдающим от эпилепсии и депрессии. Они будут мгновенно посылать электрические импульсы в области мозга, ответственные за конкретные симптомы этих заболеваний.
Опасения в отношении взлома нейроинтерфейсов
До того, как сигналы достигнут протезов и тела человека, система искусственного интеллекта обрабатывает данные электрической активности мозга с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ).
В этой связи у экспертов возникают опасения по поводу незаконного использования этих данных или разработки алгоритмов, дающих неверные результаты. Например, некоторые сигналы могут быть неправильно интерпретированы и в конечном итоге привести к ошибочным результатам.
Что касается конфиденциальности получаемых данных и кибербезопасности, то устройства для электроэнцефалограммы могут также отслеживать эмоциональные и когнитивные реакции пациента на основе определенных маркеров. Эти маркеры позволяют оператору ЭЭГ получать информацию о чувствах пациента в отношении деликатных тем и идей — сексуальной активности, политических предпочтений и личных отношений. Другими словами, они дают операторам ЭЭГ возможность лучше понимать предпочтения пациента.
Пациенты также могут не знать, что их личная информация может использоваться алгоритмами прогнозирования некоторых компаний. Последние ведут сбор конфиденциальных данных в личных целях и могут продать их третьей стороне без согласия клиентов.
Уязвим ли наш разум для проникновения?
Недавно была опубликована статья, авторы которой предупреждают, что в чипы можно проникнуть, и это позволит преступникам красть идеи и воспоминания. В интервью Zdnet эксперты пояснили: «Киберпреступники могут получить доступ к мозгу и нейроинтерфейсам, стирать наши навыки, проникать в мысли и воспоминания. Эти системы подвержены взлому, как и любые другие».
Чтобы технология была более безопасной, системы должны гарантировать, что ни одно постороннее лицо не может вносить изменения в их функции. Это подразумевает использование протоколов безопасности, аналогичных тем, что используются в смартфонах, например, антивирусных программ.
«Чип может дать возможность хакерам проникать в мысли или воспоминания политических и военных лиц. Ими в личных целях могут воспользоваться также любые другие преступники», — уверен Джо Бест из Zdnet. — Кража такого типа данных не похожа на все, что мы знали раньше«.
Саситхарана Баласубраманиама (Sasitharan Balasubramaniam), директора по исследованиям группы программного обеспечения и систем связи (TSSG) Уотерфордского технологического института, интересует ответ на следующие вопросы: «Какой урон нанесут подобные кибератаки мозгу, сотрут ли они наши воспоминания или лишат каких-то навыков? Ограничатся ли кибератаки внедрением новой информации в наш мозг или запустят деструктивные процессы в нейронах, что приведет к перестройке мозга и негативно скажется на мыслительных процессах?»
Кроме того, авторы упоминают, как именно преступники могут работать с чипами, если они попадут в их руки.
Так, хакеры могут перехватывать данные, которые передаются от BCI к мозгу, что позволяет им собирать конфиденциальную информацию для доступа в электронную почту и другие системы.
Современные механизмы кибератак имеют два главных ограничения. Во-первых, они требуют ряда конкретных образцов ЭЭГ для создания модели для будущих атак. Во-вторых, для более эффективного выполнения атаки злоумышленник должен знать точное время запуска ЭЭГ. Если он успешно преодолеет эти препятствия, результаты его работы могут оказаться намного лучше.
Всем этим могут воспользоваться злоумышленники, продающие личные данные. Кроме того, используя эти лазейки, системе можно отдать приказы совершить самоубийство и различные преступления, поскольку злоумышленники всегда пытаются разработать новые способы обхода мер безопасности. Как следствие, ученым важно продолжать выявлять слабые места системы и создавать новые механизмы для обеспечения безопасности.