|
Нобелевскую премию по экономике дали за умение торговаться. Почему это так важно?
|
В Стокгольме 12 октября завершилась Нобелевская неделя — последней из врученных в 2020 году наград стала премия в области экономики. В нынешнем году ее присудили американским исследователям Полу Милгрому и Роберту Уилсону за развитие теории аукционов. В своих работах экономисты не только разъяснили природу явления и поведение участников торгов, но и научили, как зарабатывать на аукционах больше. Секрет торгаша — в материале «Ленты.ру».
Аукционы на протяжении тысячелетий играют важную роль во взаимоотношениях людей. Древнегреческий историк Геродот писал, что аукционы проводились в Вавилоне еще 2,5 тысячи лет назад; в Древнем Риме они использовались кредиторами, чтобы продавать с молотка конфискованное имущество неплатежеспособных должников. В Европе в Новое время аукционные дома занимались продажей не только залогового имущества, но и других товаров, которые хотели сбыть продавцы. Например, старейший из ныне действующих аукционных домов — шведский Stockholms Auktionsverk — проводит торги с 1674 года. К XXI веку концепция аукционов еще глубже проникла в человеческую жизнь: в настоящее время купить или продать товар на торгах может любой желающий — для этого достаточно зайти на платформу eBay.
1,1миллиона долларов составляет размер премии в 2020 году
В современном мире аукционы стали универсальным способом продажи товаров — от домов до ценных бумаг. В настоящее время государства по всему миру берут в долг путем реализации гособлигаций на аукционах. Евросоюз проводит торги по квотам на выбросы углекислого газа, чтобы остановить глобальное потепление. С помощью аукционов производятся государственные закупки, уходят права на разработку месторождений, продаются радиочастоты. Милгром и Уилсон в своих работах смогли сформулировать принципы теории современных аукционов, объяснить, как люди принимают решения и как получить наибольший доход.
С молотка
В XXI веке на аукционе может оказаться любой товар: туфли, права на разработку месторождения нефти, картина Леонардо да Винчи, государственный долг. При этом товары имеют как «общепринятую», так и «частную» (личную) ценность. Первая — фактическая цена объекта, одинаковая для всех игроков, но точно неизвестная из-за ограниченного доступа к информации. Вторая — «эмоциональная» цена, которую каждый участник устанавливает для себя самостоятельно и которая не зависит от мнения других. Например, при покупке дома через аукцион его общепринятой ценностью будет стоимость, по которой в будущем можно будет продать объект, а частной — то, насколько дом и участок понравились покупателю.

Ценность большинства товаров имеет смешанную природу, однако некоторые объекты все же обладают только общепринятой ценностью. «Представьте, что вы торговец бриллиантами и, как и некоторые другие дилеры, планируете сделать ставку на необработанный алмаз, чтобы вы могли производить из него ограненные бриллианты и продавать их. Ваша готовность платить зависит от стоимости ограненных камней при перепродаже, которая в свою очередь зависит от их количества и качества», — пояснили в Нобелевском комитете. Однако у разных торговцев разные мнения об этой общепринятой ценности алмаза, они зависят от знаний, опыта и времени, которое было потрачено на осмотр камня. Оценить стоимость алмаза можно было бы лучше, если бы у дилера был доступ к оценкам других участников торгов. Однако каждый предпочитает хранить свою информацию в секрете.
В торгах такими предметами у участников велика вероятность попасть в «ловушку победителя» — ситуацию, при которой купивший алмаз участник на самом деле предложил самую высокую цену и потерпел убытки. Роберт Уилсон стал первым, кто еще в 1960-1970-х годах описал природу аукционов, где объект с неясной истинной стоимостью достается предложившему самую высокую цену. Он доказал, что при ограниченности информации в подобных торгах участники всегда занижают ставки и предлагают цену ниже той, которую считают рыночной, чтобы избежать «ловушки победителя».
В начале 1980-х уже Милгром продолжил изучение теории аукционов с предметами, которые обладают как общепринятой, так и частной ценностью. Он выяснил, что некоторые форматы аукциона решают проблему «ловушки победителя». Милгром изучил концепцию английского аукциона, где в качестве отправной точки устанавливается минимальная цена, которая затем повышается с определенным шагом. Он исследовал и голландский аукцион, который подразумевает установку в начале самой высокой цены за товар и ее дальнейшее снижение, пока первый покупатель не согласится на сделку. Ему в итоге и продается объект, выставленный на торги.
Милгром доказал, что проблема «ловушки победителя» реже встречается в английских аукционах, поскольку они генерируют новую информацию об объекте. При торгах с повышающимися ставками участники видят, сколько конкуренты готовы дать за товар, и более реально оценивают его стоимость. В результате цена за товар реже бывает заниженной по сравнению с голландскими аукционами. Таким образом, Милгром на практике доказал, что продавец напрямую заинтересован в том, чтобы у потенциальных покупателей было как можно больше информации о стоимости объекта до начала торгов. Например, продавец дома может рассчитывать на более высокую конечную цену за объект, если участники торгов до их начала будут располагать независимой экспертизой.
Помимо того, что Милгром и Уилсон сформулировали теорию аукционов, они также изобрели новые форматы проведения торгов, отметили в Шведской академии. Наиболее известный среди них — аукцион, на котором американские власти продают радиоволны операторам связи. Раньше компании проходили «конкурс красоты», на котором от них требовалось аргументировать, почему волна должна достаться именно им. В 1990-х с технологическим бумом и резким числом телекоммуникационных компаний власти США стали практически тонуть в заявках на предоставление волн и решили распределять их случайным образом через лотерею.
Идея не нравилась ни компаниям, ни правительству. Первые вынуждены были перекупать права на частоты, которые были им нужны для выстраивания собственной инфраструктуры, вторые теряли из-за появившегося вторичного рынка миллиарды долларов. Выходом стала организация комбинаторых аукционов, на которых участники могли торговаться не за определенную волну, а за их пакет, а государство получало дополнительные деньги в бюджет. Идея такого аукциона принадлежала Милгрому и Уилсону.
В чистой теории
Пол Милгром и Роберт Уилсон — американские экономисты из Стэнфорда. Милгром родился в 1948 году в Детройте, окончил местный Мичиганский университет. В Стэнфорде он получил степень магистра наук по статистике, а позднее там же — докторскую степень в бизнесе. В разные годы он преподавал или выступал с лекциями в Северо-Западном Университете, Йельском Университете и в Беркли. Уилсон родился в 1937 году в Женеве, штат Небраска. Он получил степени в Гарварде и Кембридже. В настоящее время он является заслуженным профессором Стэнфордского университета.
Уилсон, который получил сообщение о награждении в середине ночи, уже отреагировал на новости о присуждении ему Нобелевской премии. Он поблагодарил Нобелевский комитет за награду и сообщил, что пока не решил, как отметит награждение. В ходе пресс-конференции, которая прошла в режиме онлайн, он признался, что никогда не участвовал ни в одном аукционе. «Но однажды моя жена купила лыжные ботинки на eBay», — сообщил он. Уилсон пока не решил, на что потратит деньги, полученные от Нобелевского комитета. Скорее всего, он сохранит их для жены и детей, сообщил экономист.
Награда по экономике — самая молодая среди Нобелевских премий и не входит в число традиционных наград, учрежденных по завещанию Альфреда Нобеля. Банк Швеции создал ее в честь своего 300-летия и присуждает с 1969 года. Финансирование премии осуществляется из средств, пожертвованных регулятором. Нобелевский лауреат в области экономики, как и получатели «классических» премий, выбирается Шведской королевской академией наук. Размер всех наград одинаков и составляет 10 миллионов шведских крон (в 2020 году это 1,1 миллиона долларов). Милгром и Уилсон поделят выигрыш поровну. Вручение премии состоится 10 декабря, однако в нынешнем году из-за пандемии церемония пройдет виртуально и без традиционного банкета.
В 2019 году премию Нобелевского комитета в области экономики вручили троим исследователям: американо-индийскому ученому Абхиджиту Банерджи, его супруге, представительнице США и Франции Эстер Дюфло, а также американскому экономисту Майклу Кремеру. Премию присудили за экспериментальный подход к искоренению бедности в мире.
В пользу бедных
Нищета уничтожает мировую экономику. Эти ученые знают, как ее победить
Более 700 миллионов человек во всем мире живут в нищете. Пять миллионов детей ежегодно умирают, не дожив до пяти лет. Несмотря на серьезный прогресс в преодолении бедности за последние 20 лет эта проблема все еще стоит довольно остро. Нобелевскую премию по экономике в 2019 году дали именно за вклад в борьбу с нищетой. Этой награды удостоились сразу трое ученых: Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло и Майкл Кремер. Жюри Шведской академии наук отметило их экспериментальный подход, изменивший развивающиеся экономики. Рецепт от бедности — в материале «Ленты.ру».
В 2018 году ООН провела исследование бедности, которое охватывало 105 стран и 5,7 миллиарда человек. Выяснилось, что 23,5 процента живут за чертой бедности, а 46 процентов — в «исключительной бедности» и не имеют доступа к медицинским услугам или образованию.
Экономисты предметно изучали бедность с середины XIX века, но в основном это были теоретические исследования, пытавшиеся найти характерные черты, объясняющие отличие бедных от остального общества. Бороться с бедностью зачастую предлагалось за счет стимулов, эффективность которых редко проверялась на практике.
Лауреаты Премии Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля 2019 года действовали иначе. Результатом их 20-летней работы стал новаторский подход, предлагающий решать глобальную задачу путем ее деления на более мелкие составляющие. Дробление проблемы на сегменты в свою очередь предполагает дальнейшую экспериментальную работу в каждом из них — например, в образовании или детском здравоохранении.
Ученье — свет
В середине 1990-х годов Майкл Кремер и его коллеги из Гарварда использовали полевые эксперименты, чтобы протестировать меры, которые могли бы улучшить школьное образование в западной Кении, где дети ходят в школу голодными и зачастую не имеют доступа к учебникам. Затевая исследование, Кремер хотел узнать, улучшатся ли результаты учеников, если школа обеспечит их книгами и питанием, приведут ли эти инвестиции к повышению качества образования. Чтобы ответить на поставленный вопрос, экономист взял несколько школ, которые нуждались в значительной поддержке, и случайным образом разделил их на группы.

Все школы, участвовавшие в эксперименте, получили дополнительные ресурсы, но в разном формате и в разное время. Так, одной группе предоставили большее количество учебников, другой — бесплатное школьное питание, в третьей добавили денег учителям.
Вот только оказалось, что ни еда, ни книги не имеют ровно никакого влияния на результаты обучения. Ученые пришли к выводу, что основной проблемой во многих странах с низким уровнем дохода является не нехватка ресурсов — главное препятствие заключается в том, что преподавание недостаточно адаптировано к потребностям школьников. При этом адресная помощь отстающим ученикам позитивно сказывалась на общих образовательных результатах.
Таким образом, эксперименты, проводимые Кремером, наглядно продемонстрировали, что обеспечение школ учебниками само по себе не поможет детям узнать больше; для повышения уровня образования нужно улучшать качество преподавания и развивать индивидуальные подходы к ученикам. В числе эффективных методов предлагается группировать детей по уровню знаний, а не по возрасту или классу; сосредотачивать внимание на основополагающих навыках, а не только и не столько на учебной программе; отслеживать прогресс детей.
В результате переориентация обучения улучшила возможности получения образования для более чем 60 миллионов детей в Индии и Африке.
На здоровье
Абхиджит Банерджи и Эстер Дюфло из Массачусетского технологического института (MIT) проводили схожие исследования в других странах, в том числе в Индии. Более 80 процентов всех беднейших людей на Земле проживают в Африке к югу от Сахары и в Южной Азии. Несмотря на то что Индия сократила уровень бедности с 55 до 28 процентов за десять лет, она все еще остается страной с самым большим количеством бедных — 364 миллиона человек. Благодаря Банерджи и Дюфло в двух индийских школах, в Мумбаи и Вадодаре, внедрили практику экспериментального обучения. Оно отвечало потребностям детей из бедных семей и включало индивидуальный подход, который доказал, что даже самые слабые ученики могут показывать хорошие результаты. Сегодня по этим программам обучают уже более пяти миллионов индийских детей.
Помимо образования, Банерджи и Дюфло проводили ряд экспериментов в сфере здравоохранения. По мнению ученых, первоочередная задача правительств бедных стран заключается в максимальном облегчении доступа малоимущих к профилактическому медицинскому обслуживанию. В частности, предлагается размещать раздаточные пункты с бесплатной хлоркой рядом с источниками воды, вознаграждать родителей за вакцинацию детей, бесплатно выдавать препараты для дегельминтизации и питательные добавки в школах.
По словам Дюфло, в Индии сельские жители редко решаются отправиться за много километров в медпункт, поскольку медиков часто не бывает на рабочем месте. В результате всю необходимую вакцинацию проходят не более шести процентов детей. Тогда экономисты предложили использовать передвижные лаборатории — устанавливать их в будние и выходные дни в местах скопления людей и предлагать сделать прививку. Это почти втрое увеличило число привитых детей — до 18 процентов.

Однако еще больший эффект дала система поощрений — матерям прививавшихся детей давали килограммовую упаковку чечевицы, и количество привитых детей выросло до 38 процентов. Кроме того, выяснилось, что таким образом одна вакцина в конечном итоге обходится государству дешевле, чем если не добавлять никаких стимулирующих мер, а просто звать семьи на стационарные медпункты. Главный вывод Нобелевских лауреатов заключается в том, что для выхода из ловушки бедности людям требуется мощный экономический толчок, после которого они смогут уже самостоятельно двигаться вперед.
Сообразили на троих
Все трое ученых живут и работают в США. Майкл Кремер родился в 1964 году, степень доктора экономических наук он получил в Гарварде, где теперь профессор. В своих работах американец изучает сферы образования, здравоохранения и сельского хозяйства в развивающихся экономиках, в частности, в странах Латинской Америки. Кремер — один из авторов механизма рыночных обязательств, стимулирующего частные инвестиции в разработку и распространение вакцин в развивающихся странах.
Абхиджит Банерджи родился в 1961 году в индийском городе Бомбее (с 1995 года — Мумбаи). В 1988 году получил степень доктора экономических наук в Гарварде. На сегодняшний день является профессором экономики Массачусетского технологического института (MIT). Основное направление его исследований — экономика развития.

Банерджи — муж и научный руководитель Эстер Дюфло. Они совместно провели несколько классических исследований и написали по ним работы.
Эстер Дюфло родилась в 1972 году в Париже. Получила степень доктора экономических наук в MIT и работает профессором в этом же институте. Дюфло — вторая женщина в истории, которая получила премию памяти Нобеля по экономике. Кроме того, она самая молодая из лауреатов этой награды. До этого рекорд принадлежал 51-летнему американцу Кеннету Эрроу. Экономистка имеет связи с Россией — в 1993 году она работала в Москве научным ассистентом Джеффри Сакса, который возглавлял группу экономических советников президента Бориса Ельцина. Дюфло хорошо знает русский язык и даже защитила диссертацию по истории первой пятилетки в Советском Союзе.
На повестке дня
Западный мир фокусируется на проблеме бедности уже не первый год, поэтому победа ученых, заложивших фундаментальные основы именно в этой области, вполне ожидаема. Актуальности исследованиям Банерджи, Дюфло и Кремера добавляет недавнее выступление нового главы Генассамблеи ООН. Тиджани Мухаммад-Банде, в частности, заявил, что свою главную задачу он видит в искоренении бедности, а также в борьбе с безграмотностью и голодом.
Годом ранее Нобелевскую премию по экономике получили американские ученые Уильям Нордхаус и Пол Ромер. Жюри Шведской академии наук отметило их вклад в развитие методов макроэкономического прогнозирования в контексте глобальных изменений климата и технологического прогресса. Работы ученых позволили значительно расширить методы моделирования рыночной экономики в контексте природы, опыта и знаний.