|
Не только санкции бьют по экономике Ирана
|
Иранская пословица гласит: "Какой будет весна - таким будет весь год". Если учитывать нанесенный недавними наводнениями ущерб в Исламской Республике, то новый иранский год, начавшийся 21 марта, будет очень тяжелым для страны.
Согласно оценке властей лишь прямые убытки от подтоплений могут превысить $2,5 млрд. Еще до того, как был озвучен огромный ущерб от наводнений, Международный валютный фонд 9 апреля пересмотрел прогноз роста Ирана в сторону резкого понижения в рамках общего прогноза для мировой экономики на 2019 г. По мнению МВФ, иранская экономика в текущем году сократится на 6%.
Еще одной плохой новостью наступившей весны стало решение администрации Дональда Трампа не продлевать разрешение для ряда стран покупать иранскую нефть, из-за чего Тегеран больше не сможет получать доходы от экспорта нефти. Прогноз МВФ не стал большим сюрпризом для Тегерана. Страна уже достаточно долгое время борется с рекордной инфляцией, высокой безработицей и низкой покупательной способностью населения.
Иранские эксперты еще несколько недель назад предсказывали крайне тяжелым наступивший год и экономический спад не ниже 5,5%, причем виновны в негативном экономическом прогнозе, по их мнению, не только американские санкции, но и различные внутренние факторы.
Одной из ключевых причин ухудшения ситуации является дефицит государственного бюджета. У Ирана явная структурная бюджетная проблема: правительство всегда планирует государственный бюджет на основе подхода нулевого дефицита, но в конечном итоге создает дефицит бюджета, который еще больше раскручивает инфляцию.
В первые девять месяцев прошлого иранского года, когда наиболее серьезные последствия санкций США еще не проявились, дефицит бюджета достиг беспрецедентных 400 трлн риалов ($9,5 млрд). Как ожидается, к концу иранского года дефицит достигнет 600 трлн ($14,3 млрд). Конечно, санкции виновны в замедлении инвестиций, но основными причинами дефицита бюджета являются некомпетентность и бесхозяйственность.
Негативное воздействие на экономику также оказывает широко распространенное уклонение от уплаты налогов и коррупция. По словам заместителя главы экономической комиссии парламента Казема Делхоша, около 35-40% налоговых доходов страны не материализуется из-за уклонения от уплаты налогов.
Столь высокий уровень уклонения можно объяснить лишь функционированием теневых и коррумпированных сетей. Единственная хорошая новость в том, что правительство признает существование подобных структур. По словам бывшего вице-президента и "реформиста" Мохсена Фарахани, иранскую экономику грабит небольшая группа лиц, пишет Al-Monitor. Второй фактор - неспособность чиновников сдерживать рост ликвидности.
Несмотря на усилия властей, денежная масса страны продолжает стремительно расширятся. В прошлом иранском году она увеличилась на 20,9%, и эксперты ожидают ее роста еще на 25% в текущем году. Маджид Реза Харири, член исполнительного совета Иранской торговой палаты, считает, что увеличение ликвидности имеет политические причины и может быть остановлена только через повышение прозрачности в экономической деятельности, особенно в банковском секторе.
В число других негативных явлений также входит подпольная экономика, плохой деловой климат, бегство капитала и мрачные экономические перспективы Ирана. В прошлом иранском году иранские компании экспортировали сырья на $42 млрд, но лишь $10 млрд были репатриированы на родину. Таким образом, бегство капитала через экспорт создает огромный дисбаланс в экономике. Все вышеназванные проблемы хорошо известны иранскому правительству.
Однако политическая система, похоже, не способна или не желает проводить соответствующую политику. Иранский экономист Масуд Нили описывает проблему следующим образом: "Ни одно из экономических решений в Иране не основано на экспертном анализе: пришло время использовать экспертные знания и деполитизировать все экономические шаги".
"Мы должны научить наших политиков проводить анализ затрат и выгод, понимать экономические издержки их политических решений, включая вопросы, связанные с энергетическими субсидиями и запуском ракет", - говорит Мехди Бекиш, другой иранский экономист.
Очевидно, что экономика должна стать приоритетом для властей. Правительству необходимо помнить, что лишь транспарентность, подотчетность, борьба с коррупцией, взяточничеством и неэффективностью могут поддержать экономику Ирана.
Иран пригрозил закрыть пролив и выйти из договора по ядерному оружию
Если Вашингтон усилит антииранские санкции, Тегеран угрожает полностью заблокировать поставки нефти, которые идут из Персидского залива через Ормузский пролив. Об этом 28 апреля заявил глава генерального штаба вооруженных сил Ирана Мохаммед Багери, сообщает "Гордон" со ссылкой на иранское информационное агентство Isna.
Глава генштаба отметил, что до недавнего времени авианосцы США должны были согласовывать с Корпусом стражей исламской революции проход через Ормузский пролив, поэтому в Штатах знают, с какой эффективностью Иран может заблокировать вывоз нефти.
"Если наша нефть не будет транспортироваться этим проливом, то и нефть из других стран, конечно, не будет транспортироваться через него", - сказал Багери. Готовность иранских военных закрыть Ормузский пролив также озвучил командующий военно-морскими силами Корпуса стражей исламской революции Алиреза Тангсири, передает агентство Fars.

Ормузский пролив имеет важнейшее стратегическое значение: по нему идут основные пути транспортировки нефти из районов Ирана, Ирака, Кувейта и других стран вокруг Персидского залива. © RT
Кроме того, как передает Euronews, в ответ на ужесточение американских санкций Иран рассматривает возможность выхода из Договора о нераспространении ядерного оружия. Об этом заявил министр иностранных дел страны Мохаммад Джавад Зариф.
"У Исламской Республики есть несколько вариантов, и власти сейчас их рассматривают. Выход из договора - один из них. Наша страна испытывает некоторые сложности из-за американских санкций, но у нас есть опыт в этой сфере. Мы знаем, как обходить подобные меры, и найдем выход из ситуации. Благодаря опыту и помощи иранского народа мы минимизируем их негативное влияние", - сказал Зариф в воскресенье, 28 апреля.
В прошлом году США в одностороннем порядке вышли из сделки с Ираном по ядерной программе и вновь ввели санкции против Тегерана. При этом для ряда стран (Китая, Индии, Италии, Греции, Японии, Южной Кореи, Тайваня и Турции) Штаты установили временные исключения, то есть обязались до определенного времени не вводить против них санкции за покупку определенных объемов иранской нефти.
В понедельник, 22 апреля, администрация Дональда Трампа объявила, что не будет продлевать исключения после 2 мая.