Мы больше не можем игнорировать пределы возможностей нашей планеты. Через 30 лет столица Индонезии уйдет под воду
Мы больше не можем игнорировать пределы возможностей нашей планеты. Через 30 лет столица Индонезии уйдет под воду
6 лет назад 1572 forbes.kz islam-today.ru

Шведский климатический правдоруб Грета Тунберг отправилась в США на гоночной яхте с нулевыми выбросами парниковых газов, чтобы поднять волну в различных регионах мира, в том числе на Саммите ООН по климатическим действиям, который пройдёт в сентябре в Нью-Йорке. 

Она прибудет в Америку в период, когда общество по обе стороны Атлантики стало намного лучше проинформировано об угрозах, связанных с изменением климата. Однако ещё предстоит увидеть, приведёт ли этот сдвиг в общественном мнении к каким-либо конкретным действиям.

Серьёзный подход к проблеме устойчивости означает, что мы больше не можем игнорировать пределы возможностей нашей планеты. Нам надо начать разрабатывать такие инструменты и решения, которые позволят сделать более устойчивыми все аспекты жизни общества, причём до того, как цена подобных усилий станет настолько высокой, что приведёт к нашему обнищанию. И это задача не только для учёных, которые специализируются в данной области, но для всех учёных и исследователей. Именно глядя сквозь призму устойчивости, мы должны теперь подходить ко всем эмпирическим вопросам, которые связаны с теми или иными решениями властей. Нам нужны исследования, которые возьмутся за решение трудных задач и будут ориентированы на выполнение миссии, а это требует широких, мультидисциплинарных усилий.

Именно с этой целью Майкл Грабб из Кембриджского университета (вместе с двумя соавторами) внёс поистине монументальный вклад своей книгой 2014 года «Планетарная экономика: Энергетика, изменение климата и три сферы устойчивого развития». Грабб воспользовался разнообразными инструментами экономической науки, чтобы очертить путь к устойчивому обществу. Хотя эту схему необходимо будет расширить за пределы экономики, она уже даёт полезную точку для старта.

«Три сферы», упомянутые в подзаголовке книги, связаны с человеческим поведением и с вопросом, а как на него можно повлиять с помощью – регулирования, традиционного рыночного ценообразования и инноваций. Для трансформации системы потребуются действия на всех трёх направлениях. Например, улучшение регулирования позволит изменить поведение человека так, чтобы снизить цены и подстегнуть инновации, а это, в свою очередь, приведёт к дальнейшему улучшению регулирования и снижению затрат.

К сожалению, каждая из этих трёх традиционных сфер развивается внутри экономики по отдельности – у каждой есть собственный жаргон, система данных, политические рекомендации, профессиональные сообщества и журналы. Цель «планетарной экономики» заключается в том, чтобы интегрировать эти сферы в единое сообщество, а его единственной задачей станет строительство цивилизации, способной существовать в пределах возможностей Земли.

Отчасти это уже происходит. Специалисты по эволюционной и институциональной экономике начали диалог с учёными, занятыми организационной и поведенческой экономикой, о том, как именно общественные и экономические решения отдельных людей со временем создают сложные системы. Специалисты по сложности экономики, например У. Брайан Артур, исследуют подобные вопросы уже несколько десятилетий. А параллельно экономисты, изучающие «остаток Солоу», обращаются ко всем трём сферам, чтобы понять необъяснимые факторы экономического роста.

 

Но такое междисциплинарное взаимодействие набирает обороты недостаточно быстро. Нам нужна новая область планетарной социальной науки, призванная объединить различные подходы, концептуальные схемы и аналитические инструменты – из политологии, социологии, антропологии и психологии. Мы не можем игнорировать науку о климате, и точно так же мы не может игнорировать проблемы в сфере геополитики и безопасности, с которыми будет сталкиваться нагревающаяся планета.

Для построения устойчивой глобальной экономики потребуется не только участие индивидуальных потребителей, частных корпораций и гражданского общества, но и активное вмешательство государства. Правительства срочно должны скорректировать систему регулирования, ввести новые рыночные стимулы, а также расширить жёсткую и мягкую инфраструктуру, необходимую для развития инноваций. Кроме того, власти должны быть готовы брать на себя тщательно просчитанные риски, а также проводить рекалибровку принятых мер, опираясь на обратную связь.

Субдисциплина, которая, наверное, ближе всего подошла к интеграции других дисциплин, в том числе медицины и экологической науки, – это общественное здравоохранение. В книге «Выживание: Одно здоровье, одна планета, одно будущее» Джордж Люддекке, председатель рабочей группы по образованию при комиссии One Health, показал, как вопросы общественного здравоохранения можно инкорпорировать в самые разные сферы для решения проблем здоровья отдельных людей, населения в целом, а также экосистем.

Ещё одно важнейшее направление – это, конечно, образование. В 2015 международное сообщество утвердило «Повестку ООН на период до 2030 года», а также 17 целей устойчивого развития (ЦУР). Одна из этих целей (ЦУР №4) называет высококачественное всеобщее образование ключом к строительству «мирных, справедливых и инклюзивных обществ». Но прогресс на пути к достижению этой цели (особенно в развивающихся странах) тормозится неравенством, нищетой, недостатком финансирования, экстремизмом и вооружёнными конфликтами.

В развитых странах системы образования должны готовит учащихся к вступлению в мир, в котором происходят фундаментальные социальные, экономические и технологические перемены. Молодёжи сегодня нужны такие навыки, которые позволяют не только приспособиться к происходящей трансформации, но и возглавить её. Это означает, что образовательная политика тоже должна быть мотивирована желанием ответить на вызовы времени. На практике каждый университет должен подумать о введении обязательного курса, посвящённого системному мышлению и междисциплинарным подходам.

Между тем, во всём мире от организаций государственного и частного сектора требуют интеграции целей устойчивого развития в их повседневную деятельность. В книге «Выживание» представители 17 организаций (среди них американский Центр по контролю и профилактике заболеваний и Всемирный фонд дикой природы) рассказывают Люддекке, как они постепенно переходят к более мультидисциплинарным подходам. Тем не менее, в целом совершенно очевидно, что многим странам (если не большинству) ещё предстоит задуматься над ценой полномасштабной реализации программы ЦУР. А без их активного участия успех маловероятен.

Более того, большинство национальных финансовых министерств не до конца понимают значение «Повестки-2030». Отстаивая устойчивость, мы не должны создавать новую уязвимость в виде избыточной задолженности. Недавний опыт показывает, что финансовые кризисы способны быстро свести на нет экономические и политические достижения, иногда поворачивая вспять десятилетия развития или ставя под угрозу будущий экономический рост и устойчивость.

Пока Грета Тунберг готовится выйти на новый берег, люди, находящиеся у власти, должны задуматься о своей ответственности перед всеми поколениями. Нам срочно нужно создавать условия для рождения планетарной социальной науки, которая позволит нам принимать информированные политические решения. В конечном итоге, планета выживет. А вот выживет ли человечество, будет зависеть от лидерских качеств, продемонстрированных уже сегодня, а также от управленческих и научных систем, которые мы построим для будущего. Ничто так не фокусирует мозг, как перспектива исчезновения.

Через 30 лет столица Индонезии уйдет под воду

Столица Индонезии Джакарта почти обречена: к 2050 году около трети города может быть поглощено морем, пишет австрийская газета Kronen Zeitung.

Крупнейший город Индонезии опускается в море со скоростью до 25 см в год. В основном это происходит из-за бесконтрольного осушения подземных вод и связанного с этим понижения их уровня. Из-за строительства небоскребов почва все более уплотняется, что также способствует понижению уровня подземных вод. К этому нужно добавить подъем уровня моря в мире.

В настоящий момент уже 40% площади Джакарты находится ниже уровня моря. Некоторые районы расположены на высоте 4 м ниже уровня моря. Для сдерживания воды на побережье выстроена стена, однако не везде достаточно прочная.

Этот процесс кажется необратимым. В конце апреля 2019 года президент Индонезии Джоко Видодо заявил о намерении перенести столицу из 10-милионной Джакарты. Как сообщало ИА REGNUM, новой столицей может стать город Паланкарая, расположенный на острове Калимантан (Борнео).

Угроза экологической катастрофы в Красном море

Красное море протянулось от Суэцкого канала, открывающему путь в Средиземное море до Индийского океана у берегов Йемена и Сомали.

В силу своего географического положения Красное море является одним из самых важных торговых путей в мире. Через это море ежедневно проходят сотни миллиардов долларов в виде нефти и других экспортных товаров.

В древние времена Красное море послужило проходом для чудесного освобождения пророка Моисея и его последователей от рабства у египетского фараона.

Красное море сыграло важную роль в становлении ислама, когда сподвижники пророка Мухаммеда (ﷺ), подвергшиеся пыткам в Мекке, пересекли его воды в поисках убежища и защиты в Хабаше (нынешней Эфиопии), раскинувшейся на просторах Африканского Рога. Эти два события, связанные с Красным морем, ознаменовали новые этапы истории человечества.

Геостратегическая значимость была присуща Красному морю и прилегающему к нему региону всегда. Этим пытались пользоваться, пользовались и продолжают пользоваться. Во 2-м тысячелетии до н.э. один из египетских фараонов пытался соединить Красное море с Средиземным, используя для этого воды Нила. Персидский покоритель Египта Дарий I в 500-м году до н.э. также претворил в жизнь проект канала между Нилом и Красным морем. Затем каналом занимались римские императоры. После включения Египта в состав арабского халифата в 642 году н. э. канал был восстановлен и эксплуатировался. Однако, в 776 году халиф Мансур (ум.755 г.) счел, что канал уводить торговые пути от центра Халифата и дал распоряжение засыпать его. В эпоху османского владычества в 1569 году по приказу великого визиря Османской империи Мехмеда Соколлу (1505-1579) рассматривался план восстановления канала. В 1798 году Наполеон Бонапарт, вторгшийся в Египет, также рассматривал возможность строительства нового канала, напрямую соединяющего Средиземное и Красное моря. И только во второй половине XIX в. в 1869 г. состоялось официальное открытие Суэцкого канала, действующего и поныне.

Благодаря Суэцкому каналу Красное море является настолько важной транспортной артерией мирового значения, что в 1956 г. разгорелся серьезный международный конфликт, связанный с тем, что правительство возглавляемого Г. Насером Египта объявило о национализации Суэцкого канала. Великобритания, Франция и Израиль развернули полномасштабную военную операцию против Египта. В условиях жесткого противостояния двух мировых держав, каковыми являлись СССР и США, действия союзников последней могли привести к самым непредсказуемым последствиям, вплоть до начала термоядерной войны. Однако в тот момент руководство СССР и США нашло в себе достаточно благоразумия, чтобы не допустить эскалации конфликта за право владения Суэцким каналом. Давление со стороны этих двух стран, а также угроза международной изоляции и разжигания мировой войны вынудили Великобританию и Францию вывести свои войска из Египта в декабре 1956. Канал остался в собственности Египта.

В наши дни Красное море стало ареной противостояния хуситских повстанцев в Йемене и воюющих против них сил антихуситской коалиции.  В результате под угрозой оказалась экология Красного моря, ставшего заложником человеческих страстей и амбиций. В июле текущего года возникла угроза экологической катастрофы в результате возможного разлива нефти из плавучего резервуара в Красном море, который был заполнен сырой нефтью четыре года назад. Речь идет о танкере «Сафар», с продажи содержимого коего хуситы надеются выручить 80 млн. долларов. Танкер все еще стоит на якоре напротив нефтяного порта Рас-Иса в мухафазе Аль-Худайда, контролируемом хуситами. Однако вмешалась Организация Объединенных Наций, которая отказала в продаже нефти, перевозимую танкером «Сафар», дабы помешать хуситам обогатиться. Между тем, танкер настолько изношен, что его подрыв в результате диверсии, боевых действий на море или банального прорыва танков может привести к утечке содержимого, что «приведет к одной из самых значительных утечек нефти в истории», как об этом писал в твитах министр информации свергнутого хуситами правительства Йемена. Таким образом, экологическая катастрофа грозит погубить морскую флору и фауну в небольшом по площади Красном море. Последствия катастрофы, если она произойдет, затронут также и Саудовскую Аравию, Эритрею, Судан и Египет. По большому счету, утрату понесет все человечество. Свергнутый президент Йемена Абдраббух Мансур Хади предупреждал, что экологическая катастрофа в Красном море будет вызвана тем, что хуситы мешают технической группе ООН получить доступ к танкеру с целью оценки его состояния и рисков. Предостережения Хади были поддержаны координатором ООН по гуманитарным вопросам, который проинформировал Совет Безопасности ООН о том, что хуситы продолжают препятствовать доступу технической группы к злополучному танкеру, – экологической бомбе замедленного действия.

0 комментариев
Архив