Мусульманские ткачи Варанаси сохраняют традиции уникальных сари
|
Роскошные сари из Варанаси или Баранаси-сари, изготовленные из золотой и серебряной парчи и украшенные великолепной вышивкой, считаются лучшими в Индии. Их передают из поколения в поколение как семейные реликвии.
Тесная полутемная мастерская Мухаммада Сираджуддина вполне типична для ткачей Варанаси, кропотливо работающих вручную над созданием шелковых сари, которые ценятся как воплощение традиционного индийского стиля. Но таких, как он, становится все меньше, поскольку конкуренция со стороны более рентабельных механизированных производств и дешевого импорта из Китая ставит под вопрос, смогут ли ткачи получать прибыль. «Если вы обойдете весь район, то увидите, что мой дом единственный с ручным ткацким станком. Да и то, лишь до тех пор, пока я жив. После меня никого не останется», – говорит 65-летний мужчина.
Ткачи Варанаси на протяжении веков заслужили репутацию уникальных мастеров, создавая на своих ручных ткацких станках сари с замысловатыми узорами из сверкающей золотой парчи. Эти одежды так и называют – Баранаси-сари, от древнего наименования города. Они пользуются большим спросом у индийских невест.
Сари стоят не так дорого, если принимать во внимание, что это полностью ручная работа. Изделие, которое сейчас изготавливает Сираджуддин, будет продано за 30 000 рупий (390 долларов США), но учитывая стоимость материалов, самим ткачам остается не так много денег. «По сравнению с тяжелой работой по изготовлению сари прибыль незначительна», – говорит Сираджуддин.
Все его соседи перешли на электрические ткацкие станки. Сари, изготовленным таким образом, не хватает тонкости ручного ткачества, но работа над ними занимает меньше времени, и они продаются всего за треть цены.
Изумительные индийские ткани ценились европейской элитой XVIII в., но британская колонизация и английские фабрики, наводнившие Индию дешевым текстилем, нанесли удар по местной кустарной промышленности. А дошедшие до наших дней производства сильно страдают из-за конкуренции со стороны Китая с его способностью производить огромные объемы по очень низким ценам.
Писательница и бывший политик Джайя Джайтли, написавшая книгу о ткачах Варанаси, говорит: «У нас больше всего в мире видов ручных ткацких станков, техник, навыков… Это традиции, которыми действительно можно гордиться».
Спрос на Баранаси-сари, и так ограниченный избранной клиентурой, пострадал после пандемии Covid-19.
«Ткачи терпят убытки. Они не получают истинную цену за свою продукцию. Кроме того, платежи задерживаются», – говорит местный торговец сари Мухаммад Шахид. В его магазине нет покупателей, только продавцы раскладывают шелковую одежду на полках. Но он все равно надеется, что состоятельные и взыскательные клиенты вернутся. «Те, кто знает цену ручной работе, продолжат покупать наши сари. Количество ручных ткацких станков может уменьшиться, но они никогда не исчезнут», – заявляет он.