"Мрачное будущее" Центральной Азии
|
Российские консерваторы-алармисты выступили с новым конспирологическим «пророчеством» – на сей раз в отношении Центральной Азии. Очередной предсказатель-патриот, позиционирующий себя как представитель «консервативных» сил, заявил, что регион ожидает плачевное будущее. Ее, мол, «взорвут» очередные «экстремисты», после чего наиболее привлекательные с экономической точки зрения районы поделят между собой Россия и Китай. К РФ отойдет Северный Казахстан, что-то достанется КНР, а на остальных просторах будет «дикое поле», где будут править бал «исламисты». В связи с этим он призвал русскоязычное население Казахстана немедленно обзавестись российскими паспортами и переселиться на родину предков. «Кто не подсуетится сейчас, того мы в будущем не возьмем к себе», – таков был основной посыл новоявленного предсказателя.
Агитацией за переезд на историческую родину российские посольства в странах СНГ занимаются уже довольно давно. Население России сокращается, и эти призывы регулярно повторяются в СМИ как мера по выводу страны из демографического кризиса. Однако, судя по большой диаспоре русскоязычных в том же Казахстане, люди на них не особо реагируют. Призывы аннексировать Северный Казахстан, раздающиеся из стана ура-патриотов, мягко говоря, несвоевременны и неадекватны. Еще далек от своего разрешения конфликт в братской Украине; российская дипломатия борется за снятие связанных с ним международных санкций. Периодически обостряются отношения с Белоруссией. На этом фоне призывать влезть в Казахстан может только обладатель не самой здоровой психики.
Да, республики Центральной Азии – это молодые государства, которые никогда в таком виде не существовали. Однако угроза этим государствам со стороны экстремистов тоже сильно преувеличена и политизирована. Средняя Азия богата природными ресурсами и именно поэтому здесь идет борьба и соперничество между Россией, Китаем, США, объединенной Европой и даже Индией. И именно поэтому у экстремистов здесь нет шансов, ибо если они реально захотят посягнуть на регион, то получат от всех и сразу. И возможности – военные, финансовые и прочие – у них несравнимы с возможностями основных геополитических игроков. Какое же будущее ждет Среднюю Азию? Ответ на этот вопрос во многом зависит оттого, как будут развиваться основные политические акторы?
Для центральноазитских стран Россия – это только один вектор внешней политики, к тому же находящаяся под международным давлением из-за санкций. Темпы роста экономики Казахстана и Узбекистана сейчас выше чем у России. За влияние в этих странах, особенно в экономической сфере, успешно конкурирует Китай. Поэтому много будет зависеть от ситуации в США, ЕС и Китае, где налицо конфликт внутри политических элит, и то, как они разрешатся, самым непосредственным образом повлияет на Среднюю Азию.
Страны центральноазиатского региона во много зависят от конъюнктуры мирового рынка и цен на сырье. А каков будет спрос на них через 2-3 года, сейчас не сможет спрогнозировать ни Международный валютный фонд, ни Международный Банк реконструкции и Развития. Мир вступил в период неопределенности, с которой в полной мере столкнулись и среднеазиатские республики. Однако делать алармистские прогнозы о том, что Средняя Азия «пропадет», в корне не верно.
Эта территория действительно может стать зоной конфликта, но скорее не вооруженного, а конфликта интересов, где каждая из его сторон будет предлагать странам ЦА свои условия. «Экстремизм» при этом может быть использован лишь как вспомогательный политический фактор. Центральная Азия уж слишком важный регион, чтобы отдавать его на откуп реальным экстремистам. Ведь это и перекресток торговых путей, и земля богатая сырьем. Кто и в какой степени будет контролировать его, покажет время. Ясно одно: разрывать его на части не в интересах ни одного из основных игроков.