Москва настаивает на принятии в Центральной Азии закона «об иностранных агентах»
|
Репрессии Кремля в отношении гражданского общества продолжаются: Путин подписал ряд законопроектов, ухудшающих ситуацию с правами человека в стране. Москва пытается ввести аналогичные законы и в Центральной Азии.
Правительства стран Центральной Азии должны знать о непрекращающихся попытках Москвы лоббировать в региональных парламентах законы об «иностранных агентах», имитирующие те, которые Кремль использует для угнетения российского гражданского общества, утверждают журналисты, политологи и активисты.
Министерство юстиции России в среду (3 марта) объявило медицинский профсоюз, связанный с находящимся в заключении кремлевским критиком Алексеем Навальным, «иностранным агентом», говорится в заявлении министерства, направленном AFP.
В России данный термин несет в себе негативный оттенок непатриотичного поведения, а помеченные им организации обязаны ставить соответствующую маркировку на свою документацию и проходить тщательную проверку своего кадрового и финансового обеспечения.
В прошлом году «Альянс врачей» привлек всеобщее внимание, раскритиковав реакцию Москвы на пандемию коронавируса и обвинив власти в неспособности защитить медиков и преуменьшении серьезности вспышки заболевания.
Организацию возглавляет личный врач Навального Анастасия Васильева.
Минюст обвинил профсоюз в получении «финансирования из зарубежных источников» и причастности к «политической» деятельности.
Васильеву, офтальмолога по образованию, задержали в январе за участие в акции протеста, на которой требовали освободить Навального.
Наряду с другими союзниками Навального ей предъявили обвинение в нарушении введенных из-за коронавируса ограничений. Находясь в ожидании суда, она не смогла прокомментировать новый статус своей организации.
Основанный в 2018 году «Альянс врачей» забил тревогу по поводу нехватки защитных костюмов и наборов для тестирования для медиков в начале пандемии и заявил, что официальные лица преуменьшают смертность среди медработников.
Профсоюз, действующий в 42 регионах России, не получает финансирования из-за рубежа, заявила его пресс-секретарь Александра Захарова.
«Альянс врачей» продолжит свою работу, несмотря на новый статус, добавила она.
«Многие врачи находятся в трудной ситуации, поэтому мы планируем и дальше им помогать», — сказала она AFP.
Новые ограничения
Всего неделю назад, 24 февраля, президент РФ Владимир Путин подписал ряд законопроектов, которые еще больше ухудшают ситуацию с правами человека в стране.
В частности, закон устанавливает более высокие штрафы за нарушения при организации массовых акций протеста, неповиновение сотрудникам полиции и отсутствие должной маркировки при публикации информации о работе некоммерческих организаций и физических лиц, выступающих в качестве «иностранных агентов».
Так, СМИ, которые публикуют информацию о НПО и физических лицах, являющихся «иностранными агентами», без уточнения этого статуса, наказываются штрафом в размере до 50 000 рублей ($675).
За то же правонарушение физическому лицу грозит штраф в размере до 2 500 рублей ($34). Если так называемая организация-иноагент самостоятельно публикует материал без упоминания своего статуса, то размер штрафа достигает уже 500 000 рублей ($6 720 долл. США).
Граждане, нарушающие правила финансирования мирных собраний, могут быть оштрафованы на сумму до 20 000 рублей ($270), а организации — на сумму до 200 000 рублей ($2 700).
Неповиновение сотруднику правоохранительных органов наказывается штрафом в размере до 4 000 рублей ($54) или административным арестом до 15 суток.
Закон отражает проблемы, с которыми сталкивается Путин
Российские власти приняли первый законопроект об «иностранных агентах» в 2012 году и с тех пор применяют данное определение к НПО, которые, по мнению правительства, занимаются политической деятельностью и финансируются из-за рубежа. Закон требует, чтобы они регистрировались в Минюсте как «иностранные агенты» и указывались как таковые в публикациях СМИ.
В ноябре 2017 года был принят закон, уполномочивающий Минюст РФ признавать «иностранным агентом» любые иностранные СМИ, получающие финансирование из иностранных источников.
В России статус иноагентов имеют 17 СМИ, в том числе «Радио Свобода», телеканал «Настоящее время», а также сайты «Реалии» и «Голос Америки».
В январе 2018 года Госдума пошла еще дальше, приняв закон, позволяющий обозначать как «иностранных агентов» также и физических лиц, в том числе журналистов, работающих в зарубежных СМИ.
Усиливающееся давление властей на СМИ, журналистов и гражданские институты вызывает осуждение со стороны не только правозащитных организаций, но и российских граждан.
Эта реакция явно отражается на падении рейтинга Путина в России.
Опрос, проведенный с 18 по 24 февраля среди 1 600 россиян независимым московским исследовательским «Левада-центром», показал, что 41% респондентов не хотят, чтобы Путин оставался президентом после 2024 года.
Некоторые респонденты считают, что Путин «засиделся, его срок вышел, достаточно».
Другие указывают на нищету и рост цен в стране. Третьи убеждены, что Путин «развалил страну и ведет ее в тупик».
Все 1 600 респондентов были жителями 137 городов и сел в возрасте 18 лет и старше.
«Левада-центр» также был признан Минюстом «иностранным агентом», однако сама исследовательская организация не согласна с таким решением.
Давление со стороны Москвы настораживает журналистов и аналитиков в Кыргызстане
С момента принятия в 2012 году законопроекта об иноагентах Москва уже много лет ведет кампанию по оказанию давления на правительства стран Центральной Азии, чтобы те приняли аналогичные законы для ограничения свободы прессы.
Особенно остро это давление ощущается в Кыргызстане, самой демократической стране региона.
Некоторые депутаты кыргызского парламента представили аналогичный законопроект в 2014 году, но в мае 2016 года под давлением местного гражданского общества парламент его отклонил.
В мае 2020 года парламент Кыргызстана вновь рассмотрел законопроект, призванный затруднить работу независимых гражданских активистов.
Как сообщает Eurasianet, в то время бывший депутат Надира Нарматова, одна из инициаторов предлагаемого законопроекта, заявила, что некоторые организации следует обозначать как «иностранных агентов».
Год спустя законопроект все еще находится на рассмотрении в парламенте. Как сообщает Кыргызская служба «Радио Свобода», в четверг депутат Бактыбек Райымкулов призвал парламент провести третье чтение законопроекта, который уже прошел два чтения в 2020 году. Для принятия законопроектов в Кыргызстане требуется три чтения.
Политолог Анар Мусабаева из Бишкека говорит, что законопроекты об иноагентах стали результатом политики «мягкой силы» Кремля, проводимой за рубежом. Политика направлена на дискредитацию независимых правозащитных организаций и журналистского сообщества, критикующего действия правительства.
Однако кыргызское общество становится эффективным противодействием таким усилиям. По словам Мусабаевой, Кыргызстан дальше всех других республик в Центральной Азии продвинулся в демократическом развитии.
Независимый Союз журналистов Кыргызстана (СЖК) выступает против практики определения независимых СМИ как «иностранных агентов» и введения против них любых ограничений.
По словам директора СЖК Азамата Касыбекова из Бишкека, усиливающееся давление со стороны российского государства и недавнее увеличение штрафов в отношении СМИ и журналистов за невыполнение требования идентифицировать себя «иностранными агентами» недопустимы.
«Неискушенные читатели, увидев соответствующую маркировку, по ошибке воспринимают данное СМИ как иностранного шпиона, и это вызывает у них негативные чувства, такие как ложный патриотизм», — сказал Касыбеков.
«Это наносит удар по репутации прессы, отделяя одни СМИ от других, будто бы одни “хорошие”, а другие — “плохие”», — пояснил он.
Касыбеков добавил, что ограничение издательской деятельности независимых СМИ негативно сказывается на информированности общественности.
Между тем местные активисты выступают против влияния России на политические процессы в своей стране.
Блогер из Бишкека Улан Кадырбаев беспокоится, что Москва может продолжить лоббировать законодательное ужесточение деятельности НПО и СМИ в Кыргызстане.
«Если наше правительство будет “кошмарить” независимые СМИ, как в России, это можно расценивать как нарушение наших прав на объективную информацию», — говорит он.
Но, по его мнению, общество в Кыргызстане обладает достаточно высокой политической сознательностью и не позволит парламенту просто так принять подобный закон.
«Им [чиновникам] придется считаться с нашим мнением. Наш народ неоднократно показал властям, кто является источником власти в Кыргызстане», — утверждает Кадырбаев.