Микробы – великое открытие Акшемседдина
Микробы – великое открытие Акшемседдина
6 лет назад 2022 Islamosfera.ru

Акшемседдин (1389-1459) известен, прежде всего, как духовный наставник султана Мехмеда II, завоевателя Константинополя. Но этот выдающийся человек также был разносторонним ученым. За 100 лет до итальянского врача Джироламо Фракасторо, который впервые стал серьезно рассуждать о микробах, он уже идентифицировал их и описал, пишет Исмаил Чолак.

Полное имя этого выдающегося деятеля звучит как Мухаммад Шамсуддин ибн Хамза. Он родился в Шаме. Свое прозвище Акшемседдин или Акшейх, которое переводится как Белый Шамсуддин или Белый шейх, он получил из-за седых волос и бороды, а также привычки носить белые одежды.

Он получил прекрасное образование, наряду с религиозными науками изучая и такие предметы, как медицина, астрономия, биология и математика. Акшемседдин прославился как выдающийся медик своего времени. Диагностируя заболевания, он сам готовил лекарства для больных. Является автором ряда трудов по медицине, самый известный из них «Маддатуль-хаййат» или «Маидатуль-хайат», который использовался в качестве учебника в медицинских школах Османской империи.

Акшемседдин занимался исследованиями инфекционных заболеваний, которые в то время становились причиной смерти тысяч людей. И он пришел к выводу, что заболевания от одного человека к другому передают «невидимые глазу семена». В «Маддатуль-хайат» он пишет: «Ошибочно думать, что заболевания возникают в каждом человеке отдельно. Болезни переходят от одного человека к другому через такие маленькие, что они не видимы глазу, но живые семена… Исходя из того, что существуют разные болезни, подобно растениям и животным они имеют свои семена и суть…»

Источник: find-img.com

Таким образом описывая микробы, Акшемседдин утверждает, что болезни вызывают невидимые глазу мельчайшие живые организмы.

Когда Акшемседдин сделал свое открытие, микроскоп еще не был изобретен. Это было за 100 до итальянского врача Джироламо Фракасторо (1478-1553), который впервые начал серьезно рассуждать о микробах в Европе. Также это было за 400 лет до французского химика и биолога Луи Пастера, который, пользуясь микроскопом и другими техническими достижениями, долгие годы проводил опыты и наблюдения и считается первым ученым, открывшим микробы. И это было за 450 лет до немецкого биолога Роберта Коха (1843-1910), считающегося основателем современной микробиологии.

Сообщается, что Акшемседдин занимался исследованиями рака – болезни, которая в то время называли «сератан». Передается, что он лечил заболевшего раком кадиаскера Сулеймана Челеби – сына великого визиря Чандарлы Халиля-паши. Но детали этой истории до нас не дошли.

Картинки по запросу akşemseddin mikrop

Источник: fikriyat.com

Акшемседдин, как и многие другие медики Средневековья, занимался исследованиями растений, сам изготавливал лекарства из них.

Подобно тому, как он лечил заболевания тела, Акшемседдин был признанным лекарем человеческих душ, духовным наставником – муршидом. Его даже прозвали «табиб-и арвах» – «лекарь душ». Его учеником был султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. И как гласят легенды, сделать это ему позволили наставления и молитвы его учителя.

Эстетика исламской медицины в малайзийском музее

Чтобы посетить выставку, посвященную медицине, порой нужно иметь крепкий желудок. В XIX веке созерцание последствий ужасающих болезней вызывало приступы тошноты, которых едва ли могли избежать даже мужчины. В XXI веке Институт Сенгера и Хантерианский музей, расположенные в Лондоне, сделали восприятие подобных выставок не то, чтобы интересными даже для ребенка, но уж точно визуально привлекательными. В Музее исламского искусства открылась выставка «Ат-Тыбб: исцеляющее искусство исламской медицины», которая поднимает медицинскую тему на новые эстетические высоты.

 

Медицина всегда была серьезным бизнесом, но это не означало, что все, что относится к медицине, должно было выглядеть так же холодно, безлично и вызывающе тревожно как современные хирургические инструменты. Основная часть коллекционеров старинных западных инструментов – это как правило хирурги с темным чувством юмора, которые тратят огромные суммы денег, дабы заполучить эти инструменты. Они испытывают чувство подлинного восхищения, наблюдая за инструментами в расцветках слоновой кости, отделанными латунью и красным деревом.

На выставке «Ат-тыбб» часто всплывает термин «золотой век», который не является отсылкой к материалу, из которого были изготовлены эти исламские медицинские инструменты. Им все еще удается выглядеть привлекательно, хотя на выставке  сделан меньший упор на хирургии, больше внимания здесь уделено терапии в целом. Это метафорическое золото нисколько не поблекло с тех пор, когда мусульмане находились в числе великих мировых целителей, а выражения «западная медицина» не было и в помине.

Крестоносцы тяжелые боевые ранения лечили в ванне, наполненной уксусом в самой большой концентрации. Это был единственный вид ванны, который большинство из них принимали в жизни, а сам этот опыт был незабываемым для них. Несмотря на то, что подобное лечение  могло бы показаться мусульманским обывателям того времени просто ужасным, в действительности оно было более эффективным по сравнению с многими другими рецептами, которые предлагал небольшой медицинский справочник франков.

Фильтр для воды. Источник: nst.com.my

Удивительный мир исцеления

Выставка «Ат-тыбб» не тратит время на сравнение медицины Востока и Запада; ее цель – дать всесторонний обзор медицинской тематики, которая редко когда-либо рассматривалась с такой тщательностью. Коллекция малазийского Музея исламского искусства – это нечто гораздо большее, чем просто каталог медицинских трактатов. Здесь есть экспонаты, которые позволяют нам почувствовать вкус той эпохи в самых разных точках исламского мира. Здесь есть огромное количество предметов, собранных со всего исламского мира – от Западной Африки до Восточной Азии.

Большую часть экспозиции «Ат-тыбб» занимают рукописи. В некоторых из них можно обнаружить увлекательные иллюстрации, а в большинстве имеются еще и полезные тексты. Вклад исламского мира в мировую цивилизацию продолжается и в наше время, но самые большие успехи были достигнуты мусульманами в те времена, о которых до сих пор упоминается в рассказах «Тысячи и одной ночи».

Альбарелло (разновидность аптекарского сосуда). Источник: nst.com.my

«Байт аль-Хикма» (дом мудрости) в Багдаде был достаточно значительным, чтобы о нем было известно даже в Северной Европе. К нему проявлял интерес император Священной Римской империи Карл Великий, хотя, вероятно, его больше волновал слон, которого ему некогда прислал Харун ар-Рашид.

Наиболее ценным аспектом этой выставки, помимо самих экспонатов, является то, что она показывает сохранение в исламском мире интереса  к теме медицины. Интерес к медицине не закончился с разграблением Багдада монголами в 1258 году. Хотя подавляющее большинство рукописей было написано гораздо позже, они по-прежнему наполнены восхищением миром врачевания. Не все изучали греческий и персидский языки, хотя эти две великие культуры представляли собой важный источник вдохновения для исламского мира. Вклад врачей более поздних эпох из самых неожиданных уголков планеты является столь же значимым. Малайский архипелаг, например, не был тем местом, куда стремились многие представители исламского мира, но часть самых интересных материалов, представленных на выставке, связаны именно с ним. Например, известно, что османский султан Мехмед III (ум.1603) настаивал на том, чтобы лекарство от одной его болезни ему  привозили непременно из Ачеха (Суматра).

Источник: nst.com.my

Прочная основа

Для любопытствующих, чьи познания в медицине хуже, чем у османских правителей, на выставке есть целый арсенал медицинских предметов, привезенных из Малайского архипелага и других земель. Благодаря сделанным вручную иллюстрациям старинных медицинских трактатов зритель избавлен от беспощадного реализма современной фотографии. Болезнь, внешне выглядящую совершенно удручающе, например, фрамбезию, любой неизвестный малайский художник мог представить как нечто позитивное и привлекательное, всего лишь показав образцы этой инфекции в виде крокодилов и особо смертоносного «бега трех зерен».

То же самое применимо в отношении иллюстраций из других частей исламского мира, сделанных в дофотографическую эпоху. Воображение использовалось повсеместно. В руководстве XVIII века, дошедшим до нас из Индии, рассматривается летучая лисица, которая нарисована чернилами в совершенно очаровательной манере. При этом, художник не утруждал себя использованием каких-либо убедительных визуальных доказательств того, что это именно летучая лисица.

Горшок для поссета (британский напиток из молока, использовавшийся при простуде и гриппе). Источник: nst.com.my

Нерукописные экспонаты, как правило, являются не инструментами, а вспомогательными приспособлениями. Здесь есть несколько скальпелей и других металлических приборов, но многие предметы выставки использовались скорее в целях предсказаний, а не для лечения. Эта сфера вызывает многочисленные споры.

Суеверия могут привести к идолопоклонству, которое в Исламе строго запрещено. Лучшим специалистом по этой теме является всемирно известный малазийский ученый Фарук Яхья, работающий в Оксфорде. Его введение к каталогу выставки представляет собой не только подлинное удовольствие для чтения, а также источник ценной информации. Он деликатно балансирует на грани между тем, что есть, и тем, что должно быть, подчеркивая многие практики, которые могут заставить «альтернативную медицину» перейти грань, отделяющую от суеверий и идолопоклонства.

На выставке есть много интересного даже для любителей животных. Раздел о лошадиной медицине вызывает подлинный восторг тем, что здесь можно научиться определять возраст лошади. При посещении выставки, однако, есть оговорка о фактическом использовании лечебных средств, которые здесь представлены.

Рукопись трактата по анатомии с иллюстрациями. Источник: nst.com.my

0 комментариев
Архив