|
Марокканские учёные призывают ЮНЕСКО отклонить просьбу Алжира внести изменения в архивы наследия термином «кафтан»
|
Более 21 000 человек подписали онлайн-петицию с призывом к Комитету ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию отклонить алжирскую просьбу изменить ранее поданные файлы, добавив термин «кафтан» — одежду, считающуюся ключевым элементом культурной идентичности Марокко.
Петиция, инициированная марокканскими учёными и культурными деятелями, утверждает, что кафтан является «историческим и символическим компонентом марокканского наследия», а попытки других государств переосмыслить его приписывание представляют собой «необоснованное культурное присвоение».
Подписанты утверждают, что неоднозначности в Конвенции 2003 года о защите нематериального наследия способствовали спорам о собственности, ослабляя защиту культурно укоренённых практик.
Петиционеры также требуют удаления изображения марокканского нта́а-кафтана из заявления Алжира. В прошлом году Марокко подало официальную жалобу в ЮНЕСКО по поводу аналогичных попыток.
Министерство культуры заявляет, что текущие правовые реформы направлены на укрепление внутренних гарантий нематериального наследия на фоне растущих региональных споров.
Morocco News
Марокканский кафтан: культурная жемчужина на пути к признанию ЮНЕСКО
Для Марокко кафтан — это не просто элегантная одежда, а национальный символ идентичности, мастерства и культурной гордости. Этот традиционный наряд, который эволюционировал на протяжении веков, теперь носится на мировых подиумах, сохраняя при этом душу марокканского наследия. Сегодня Марокко стремится внести кафтан в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО — кандидатуру, представленную в этом году.
Изначально разработанный для мужчин, кафтан стал мировой иконой моды благодаря женщинам, которые с гордостью его носят. Длинная, струящаяся туника — расстёгнутая и застёгивающаяся спереди, с ремнём или без него — вдохновила некоторые из самых престижных модных домов мира. Дизайнеры, такие как Dior, Balenciaga, Yves Saint Laurent и Valentino, черпали вдохновение из её элегантности. Тем не менее, в своей основе кафтан остаётся шедевром марокканского искусства, созданным стежком за стежком искусными руками.
«Для меня кафтан — это не просто вещь, а символ утончённости, наследия и идентичности», — говорит марокканский дизайнер Федила Эль Гади, чьи работы восхваляют вечную красоту этого изделия.
El Gadi глубоко черпает вдохновение из марокканских ремесленных традиций, чтобы модернизировать кафтан и одновременно почтить его истоки. Решив сохранить это мастерство, она основала учебный центр в Сале, где обучает вышивке и традиционным навыкам создания одежды детей из малообеспеченных семей.
«Цель школы Сале — сохранить марокканское мастерство. Потому что я действительно хочу, чтобы это ремесло продолжало использовать это искусство», — объясняет она.
Каждый кафтан — это полотно знаний, слияние тканей, региональных стилей и утончённых техник. От бархата и шёлка до вышивки с золотой ниткой — искусство отличается от города к городу: Сале, Марракеш, Тетуан и Фес имеют свой собственный визит.
«Кафтан сочетает в себе целый спектр экспертизы. Техники сильно различаются. Ткань меняется от региона к региону, с узорами, которые очень, очень сложно сделать», — отмечает Хаджар Эль Хавда, заместитель куратора Ювелирного музея в Рабате.
Между кафтаном XIX века и кафтаном современности лежит непрерывная культурная нить — межпоколенческое наследие, превращающее ткань в наследие. Пока Марокко добивается признания ЮНЕСКО, кафтан стоит не только как модное заявление, но и как живое свидетельство истории, идентичности и искусства страны.