КИТАЙ СТРОИТ НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С КАЗАХСТАНОМ: НУР-СУЛТАНУ ВЫДВИНУТЫ УСЛОВИЯ
КИТАЙ СТРОИТ НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С КАЗАХСТАНОМ: НУР-СУЛТАНУ ВЫДВИНУТЫ УСЛОВИЯ
3 года назад 16029

За право доступа к своему рынку #Китай требует политических уступок от партнеров. «Акорде выдвинуты политические условия для продолжения экономического сотрудничества», – считает казахстанский политолог Максим Казначеев. В интервью Ia-centr.ru Максим Казначеев объясняет, почему Китай закрыл границу с #Казахстан'ом.

– С чем связаны трудности прохождения грузов через границу Казахстана с Китаем?

– Китай требует наказания для участников антикитайских митингов и пикетов. Да, и в целом снижения синофобских настроений в Казахстане. По сути, Акорде выдвинуты политические условия для продолжения экономического сотрудничества.

Это новый этап отношений двух стран, когда одна из сторон оказывает экономическое давление на руководство страны-партнера с целью принятия политических действий внутри государства.

Чтобы стимулировать процесс принятия нужного решения в Нур-Султане, Китай в одностороннем порядке объявил ужесточение карантина на таможенных пропусках «Хоргос» и «Достык».

Но самое интересное, что карантин ужесточен только для грузов из Казахстана и в Казахстан. Транзитные грузы, которые идут по проекту «Один пояс – один путь» – а это железнодорожные составы из Европы в Китай, китайская таможня просматривает в приоритетном порядке. Поэтому они практически не задерживаются на границе. Но все грузы, идущие по железным и автомобильным дорогам в рамках двусторонней торговли Казахстана с Китаем, «зависли».

– О каком порядке цифр идет речь?

– По последим официальным казахстанским оценкам, на границе стоят несколько тысяч фур и несколько тысяч вагонов. Речь идет о насыпных грузах, топливных цистернах и контейнерах. Заморожена значительная часть подвижного состава.

По экономике Казахстана нанесен двойной удар. Во-первых, у казахстанских бизнесменов зависли деньги. Они заморожены в товаре, который застрял на границе. А оборотных средств, как правило, у людей нет, либо они очень незначительные. Бизнес несет убытки.

Во-вторых, из-за того, что на китайской стороне границы стоит большое количество казахстанских вагонов и фур, в Казахстане ощущается их дефицит. В стране не хватает транспорта для внутренних перевозок. Это означает повышение цен на услуги перевозчиков, которое влечет рост цен на товары.

– Чего Пекин пытается добиться от Нур-Султана в долгосрочной перспективе?

– В среднесрочной перспективе Китай будет работать над геополитической переориентацией Казахстана и всей Центральной Азии на себя. Для этого и предпринимаются попытки выдвижения политических требований, сопровождаемые экономическим давлением.

За последние 10-15 лет рост торговых оборотов Казахстана с Китаем привел к тому, что количественные изменения переросли в качественные. Если раньше Пекину было выгодно любой ценой наращивать транзит и обороты двусторонней торговли, то сейчас это превратилось в инструмент продавливания политических интересов.

Дело в том, что китайский рынок является премиальным для сырьевых товаров из Центральной Азии. И за право доступа к нему КНР требует ответных уступок.

– Какие еще точки есть в отношениях Казахстана с Китаем, на которые последний может давить, чтобы добиться желаемого?

– Кроме доступа к китайскому рынку сбыта открытым остается вопрос аренды земель сельскохозяйственного назначения в восточных областях Казахстана.

Если смотреть в ретроспективе – весь разговор об аренде связан с трансграничными рекамиКитай от рек Черный Иртыш и Или построил систему ирригационных сооружений в СУАР. Это позволяет им сейчас забирать весь сток рек в случае необходимости.

Чтобы не превратить озеро Балхаш в новое Аральское море, власти Казахстана лет 10 назад договорились с Китаем о сохранении стока воды взамен аренды земель сельхозназначения в Казахстане. Тем самым сохранялась бы экосистема речных пойм, выработка электроэнергии на ГЭС и т.д. В целом это было компромиссное решение выгодное обеим странам.

Но как мы помним, сделать это не удалось. Поднялась волна протестов, власти были вынуждены ввести запрет на аренду сельхозземель иностранцами.

Однако обязательства Казахстана перед Китаем никто не отменял. Сегодня Китай уже закончил строительство ирригационных систем, в том числе и канал «Черный Иртыш – Карамай», и в теории может забирать сток Или и Черного Иртыша полностью. Теперь он в любой момент может перекрыть сток двух рек, жизненно важных для Казахстана. Алматинская область, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области могут остаться без прежнего объема воды.

– На какие точки может давить Казахстан при переговорах с КНР?

– Сейчас уже ни на какие. Включаться в работу Вашингтона по поддержке сепаратизма уйгуров в СУАР будет откровенной «красной тряпкой для быка». После этого Пекин может перейти к гораздо более жестким действиям.

Национализировать китайские активы в Казахстане, в принципе, реально. Но тогда возникает другая проблема. Кто их выкупит? Основным покупателем сырьевых активов в Казахстане в последние годы был именно Китай.

Китай нанес большой ущерб казахским компаниям своей экономической местью

Ксения Бондал

image

Железнодорожные составы готовятся к перевозке грузов в Китай. Фото без даты. [Казахстанские железные дороги]

АЛМАТЫ -- Казахские компании несут тяжелые убытки после того, китайские власти запретили движение товаров по ключевому маршруту между двумя странами. Некоторые наблюдатели связывают этот шаг Пекина с критикой его действий в Синьцзяне, которая прозвучала в Казахстане.

В начале августа этого года казахстанские импортеры получили телеграммы из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) о том, что движение грузов со станции Алашанькоу (Синьцзян) в Казахстан приостановлено. Об этом рассказал заместитель директора по экономическим вопросам Палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области Аскар Жакупбаев из Усть-Каменогорска.

Этот шаг объяснили карантином, направленным на борьбу с COVID-19. Проблемы на границе начались в середине ноября прошлого года, когда власти в Синьцзяне ужесточили таможенные правила пропуска товаров через границу.

Китайские власти не сообщили, когда снимут запрет. Но предприниматели уже несут большие потери, рассказал Жакупбаев.

image

Погрузка контейнеров для железнодорожной перевозки. Фото без даты. [Казахстанские железные дороги] image

Покупатель в магазине выбирает китайскую лапшу быстрого приготовления. Алматы, 29 сентября. [Ксения Бондал/Каравансарай]

У казахстанских компаний срываются контракты, из-за чего они теряют доходы. Помимо этого, компании вынуждены платить за хранение товара на складах, объяснил он.

Этот срыв торговли произошел на фоне роста цен на потребительские товары в Казахстане, добавил он.

Уже два года в казахско-китайской торговле перебои с поставками в обоих направлениях. По этой причине растут цены на одежду, обувь, бытовую технику, домашний текстиль — на все, что завозится из Китая, описал ситуацию Жакупбаев.

В данный момент на станции Достык-Алашанькоу, расположенной на границе Казахстана и Китая, скопились сотни груженых машин, следующих в Казахстан, говорит он.

За помощью в связи с ситуацией на границе в Палату предпринимателей Восточно-Казахстанской области обратился Усть-Каменогорский конденсаторный завод (УККЗ). Это одна из пострадавших компаний.

С 17 июня его руководство не может получить со склада временного хранения в Международном центре приграничного сотрудничества для беспошлинной торговли между Китаем и Казахстаном «Хоргос» необходимые комплектующие.

Поэтому завод не может осуществить поставку своей продукции по заключенным договорам.

«У нас предприятие полного цикла по производству конденсаторов для промышленности... На рынке мы работаем уже больше 60 лет», — рассказал представитель УККЗ Вячеслав Шахов.

«Примерно 5 лет назад мы стали покупать комплектующие части для нашего производства в КНР, наладили контакты с тамошними производителями и стали плотно сотрудничать».

Но с июня этого года комплектующие материалы, которые завод закупил на 130 млн тенге ($305 000), не могут выехать из Китая, сказал он.

По словам Шахова, сначала китайские поставщики объясняли задержку со своей стороны тем, что в провинции, где они работают, объявили карантин из-за массового заражения коронавирусом.

А потом товар застрял на складе временного хранения на китайской стороне «Хоргоса», потому что для него не нашлось контейнеров для перевозки.

«У нас создана компания в Китае, которая предоставляет контейнеры, но мы не можем в нее дозвониться и не имеем ни малейшего представления о том, когда получим груз».

«В данный момент на станциях Хоргос и Алашанькоу скопилось огромное количество машин. Даже если в скором времени грузы начнут пропускать в нашу сторону, нас все равно передвинут на декабрь, а там много праздничных дней в Казахстане, в начале следующего года китайский новый год, поэтому раньше, чем на февраль мы на рассчитываем», — констатирует Шахов.

А между тем, потери завода уже исчисляются сотнями миллионов тенге.

Если УККЗ не получит комплектующие и не сможет поставить заказчикам конденсаторы до конца текущего года, его убытки могут составить почти 70 млн тенге ($164 000), сказал Вячеслав Шахов.

Связь с Синьцзяном

С начала 2021 года казахстанцы ежедневно протестуют около консульства Китая в Алматы, требуя, чтобы Пекин освободил их родных и близких, задержанных в ходе репрессий, которые Китай ведет в Синьцзяне.

Пекин задержал более миллиона уйгуров и других тюркских мусульман, в том числе и казахов. Задержанных отправили в 400 учреждений, включая лагеря «политпросвещения», следственные изоляторы и тюрьмы. Так Китай осуществляет наступление на мусульман в Синьцзяне.

В последние месяцы Казахстан предоставил статус беженца этническим казахам из Китая. Это стало показателем того, что Казахстан признал нарушение прав человека в Китае.

Пекин не пускает грузы в Казахстан и на свою территорию из Казахстана из-за осуждения китайской политики в отношении этнических казахов в СУАР, убежден экономист Арман Бейсембаев из Алматы.

«У Китая есть доктрина мягкой силы, то есть он не придет к нам оружием, но экономически поставит нас в положение подчинения», — сказал он.

Пекин дает слабым и бедным странам деньги в долг, которые они потом не могут ему вернуть и вынуждены принимать его правила игры в регионе, отмечает Бейсембаев.

«Например, Киргизия вся под Китаем. Если китайцы захотят, они ее с потрохами купят», — отметил экономист.

«Китай дает понять, что мы в Казахстане заигрались в синофобию. Похоже на то, что сейчас он демонстрирует нам свою переговорную позицию: мол, он откроет для нас границу, представив целый список того, что Казахстан взамен должен сделать», — подытожил Арман Бейсембаев.

Правительство Казахстана находится в сложной ситуации, считает активист из Шымкента Куаныш Сатаев.

«На одной чаше весов забота о своих людях за границей — это одно из важных направлений внешней политики Казахстана. То, что мы вывезли из Сирии и Ирака столько своих граждан, сколько не забрала ни одна другая страна в мире — подтверждение этому», — напоминает Сатаев.

«Поэтому правительство не может оставаться безучастным к рассказам этнических казахов в суде о том, что им пришлось испытать в китайских лагерях перевоспитания», — считает он.

На второй чаше весов, по мнению активиста, находится зависимость Казахстана от инвестиций КНР и китайского импорта.

«Судя по происходящему, Китай с помощью санкций на границе старается, чтобы вторая чаша перевесила, и наше правительство стало еще лояльнее относиться к его политике».

0 комментариев
Архив