Китай призывает создать правила использования искусственного интеллекта в военной сфере, заявил генеральный директор департамента по вопросам контроля над вооружениями МИД КНР Фу Цун, передает РИА Новости.
"Мы должны помнить о новых технологиях, которые развиваются очень быстро, - космические технологии, биологические, технологии в области киберсистем и искусственного интеллекта. Они могут оказать серьёзное влияние на стратегическую стабильность и мировую безопасность", - сказал китайский дипломат, выступая на Московской конференции по нераспространению.
По его словам, необходимо создать нормы и правила в области военного применения этих технологий.
"Необходимо защищать и укреплять права всех стран на мирное развитие таких технологий... Киберпространство должно использоваться в целях мира, для блага всех людей. Необходимо предпринимать шаги для того, чтобы не допустить военных действий в киберпространстве. Мы также должны противостоять всем попыткам использовать концепции национальной безопасности в целях несправедливого ограничения международного сотрудничества в области информационных технологий", - добавил Фу Цун.
Он подчеркнул, что риски военного использования технологий искусственного интеллекта "должны быть осознаны, оценены и необходимо предпринимать превентивные меры".
США опасаются военного искусственного интеллекта Китая
Пентагон и Китай стараются обойти друг друга в создании систем военного искусственного интеллекта (ИИ) - от технического обслуживания транспортных средств до современных средств ведения боевых действий, таких как кибернетическое оружие и беспилотники.
"Та страна, которая будет использовать ИИ, будет иметь решающее преимущество на поле боя в течение многих лет, - сказал министр обороны США Марк Эспер на конференции в Вашингтоне по искусственному интеллекту. -
Мы должны сделать это первыми. Будущие войны будут вестись не только на суше и на море, как это было тысячи лет назад, или в воздухе, как это было в прошлом столетии, но и беспрецедентным образом в космическом пространстве и киберпространстве".
Китай, по словам Эспера, намерен стать мировым лидером по искусственному интеллекту к 2030 г., а президент Китая Си Цзиньпин заявил, что Китай должен занять "передовые позиции в области критических и ключевых технологий искусственного интеллекта". По его словам, цель Китая - сделать рывок и обойти в развитии американские системы искусственного интеллекта и оружия.
Китайский "Большой Брат"
Одной из областей, в которой Китай стремится получить стратегическое преимущество, являются автономные автомобили на базе ИИ. "Народно-освободительная армия Китая предпринимает активные шаги, чтобы развернуть их во многих зонах боевых действий", - сказал Эспер.
Кроме того, в дополнение к обычным системам вооружения Китай строит недорогие автономные беспилотные подводные лодки дальнего радиуса действия для противодействия военно-морским силам США.
Пекин также экспортирует на Ближний Восток передовые военные беспилотники, в том числе невидимые беспилотники, уклоняющиеся от радиолокации.
Еще большую тревогу вызывает то, что китайские производители оружия продают беспилотники, способные самостоятельно наносить смертоносные удары, которые будут сами решать, наносить ли удары без вмешательства человека.
Использование искусственного интеллекта, позволяющего боевым системам самостоятельно выбирать и атаковать цели, вызвало в последние годы этические споры. Критики предупредили, что это поставит под угрозу международную безопасность и ознаменует собой третью революцию в войне после пороха и атомной бомбы.
К тому же рано или поздно автономные боевые системы попадут в руки террористов, которые смогут их с легкостью перепрограммировать на уничтожение других целей. Все больше государств увеличивают инвестирование в сферу производства высокотехнологичных роботов-убийц. В 30 странах уже есть летающие беспилотные устройства, способные нести вооружение. Еще большее число государств имеют системы ПРО, которые реагируют на угрозу так быстро, что не требуют человеческого вмешательства.
Используя технологию распознавания лиц, дроны могут уничтожить какую-то этническую группу или с помощью информации в социальных сетях можно найти всех людей, придерживающихся определенной политической позиции.
В апреле Европейский союз опубликовал руководство о том, как компании и правительства должны разрабатывать ИИ, в том числе о необходимости человеческого контроля, недискриминационной работы в интересах общества и окружающей среды и соблюдения конфиденциальности. Все участники дискуссии опасаются, что дальнейшие разработки в этой сфере могут спровоцировать новую гонку вооружений. Эксперты убеждены, что машине нельзя доверять решение, будет человек жить или умрет.
В Китае также разрабатывают технологии искусственного интеллекта для усиления авторитарного контроля Коммунистической партии Китая над населением. "Все признаки указывают на создание в XXI веке государства слежки, призванного искоренить свободу слова и отрицать основные права человека в беспрецедентных масштабах", - сказал Эспер, отметив, что в Западном Китае около 1 млн уйгуров-мусульман находятся под пристальным наблюдением.
9 сентября Human Rights Watch опубликовала доклад о преследованиях мусульманского населения китайского региона Синьцзян: по данным организации, в последние годы там массово и зачастую безосновательно задерживают уйгуров, помещая их в тюрьмы и воспитательные лагеря; за миллионами людей организована постоянная видеослежка, а их социальное положение и судьба зависят от баллов, начисленных в системе "социального кредита".
Около 11 млн уйгуров, представляющих в основном мусульманское этническое меньшинство, живут в Синьцзяне и подвергаются одним из самых жестких мер контроля в мире – сюда, например, входят видеомониторинг при помощи 40 тыс. камер с возможностью распознавания лиц, расположенных по всему региону, а также взятие образцов ДНК и крови.
Власти при помощи высокотехнологичных компаний стремятся обеспечить контроль и полицейский надзор, для того чтобы заставить уйгуров молчать. Преследование уйгуров в Синьцзяне (который уйгуры называют Восточным Туркестаном) пекинские власти оправдывают мерами по борьбе с терроризмом, запрещая при этом посещение региона инспекторами ООН.
Китайские технологические компании, в частности Huawei, Hikvision, Dahua и ZTE, поставляют технологии наблюдения с использованием искусственного интеллекта в 63 страны, показал сентябрьский доклад Фонда Карнеги "За международный мир". 36 из этих стран присоединились к масштабной торговой и инфраструктурной инициативе Пекина "Один пояс - один путь", говорится в докладе.
В связи с этим эксперты предупреждают о ряде рисков, включая потенциальный доступ к данным со стороны правительства Китая. "Я думаю, что мы даже не совсем понимаем весь масштаб проблемы, с которой мы имеем дело, когда речь идет о китайской технологии наблюдения, когда она экспортируется. Дело не только в том, что другие режимы могут использовать ее аналогичным образом, но и в том, что когда она экспортируется, [китайская Коммунистическая] партия может также преследовать свои интересы", - заявила CNBC Саманта Хоффман, сотрудник киберцентра ASPI.
Майя Ван, исследователь Human Rights Watch по Китаю, фокусируется на Синьцзян-Уйгурском автономном районе и проводимом там наблюдении. Она предупредила об опасности распространения китайской технологии наблюдения на авторитарные государства.
"Я думаю, что худший результат может быть в том, что правительства примут эти технологии и добавят этот арсенал к существующим [инструментам] для контроля над людьми", - сказала Ван CNBC.
Марк Эспер осудил деятельность иностранных и транснациональных корпораций, которые непреднамеренно или безропотно предоставляют технологии и исследования для китайских программ по искусственному интеллекту. По словам Эспера, программы искусственного интеллекта США будут соответствовать американским ценностям и принципам свободы и демократии и защищать фундаментальные права человека.
"Вопрос не в том, будет ли искусственный интеллект использоваться военными по всему миру. Так и будет, - сказал Эспер. - Вопрос в том, позволим ли мы авторитарным правительствам доминировать в сфере ИИ и, следовательно, на поле боя или в других отраслях промышленности."
Пентагон: догнать и перегнать
Пентагон создал специальный отдел под названием "Объединенный центр искусственного интеллекта". Центр работает над проектами, которые включают в себя профилактическое обслуживание, продлевающее срок службы оружия и оборудования для киберобороны, позволяющее быстро обнаруживать и идентифицировать кибератаки.
Еще одной областью исследований Пентагона по ИИ является совместное ведение боевых действий - сложный процесс объединения разведданных, сенсорной информации с системами командования и управления для проведения военных операций с беспрецедентной точностью и скоростью.
Облачные вычисления и размещение огромных потоков данных в облачных банках данных также выиграют от программного обеспечения с использованием нейросетей, которые могут обрабатывать большие массивы данных гораздо быстрее, чем люди.
Поскольку искусственный интеллект интегрирован в современные системы Вооруженных сил США, для идентификации целей и непосредственных угроз потребуется всего несколько миллисекунд, что позволит принимать меры намного быстрее.
"Мы не подходим к ИИ или любой другой технологии в этой сфере как к панацее, - сказал Эспер. - Мы также рассматриваем его как инструмент для высвобождения ценных ресурсов и рабочей силы, чтобы наши военные могли более эффективно и результативно сосредоточиться на решении первоочередных задач".
Военный ИИ Поднебесной
Американо-китайская гонка в сфере ИИ сравнивается с космической гонкой 1960-х гг. между Соединенными Штатами и Советским Союзом. В марте 2018 г. в газете Народно-освободительной армии Китая People's Liberation Army Daily был опубликован доклад, в котором содержался призыв к достижению "превосходства разведки", говорилось о видении Китая в отношении военного ИИ.
Как заявлял в 2017 г. тогдашний министр науки и техники КНР Вань Ган, создание ИИ - один из основных пунктов национальной программы технологических инноваций к 2030 г. По данным газеты China Daily, правительство Китая рассчитывает к 2030 г. занять лидирующие позиции в области ИИ. Ожидается, что к тому моменту капитализация китайского сегмента данной отрасли превысит 1 трлн юаней ($148 млрд). При этом эксперты американской консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers прогнозировали, что к 2020 г. доля отраслей с участием ИИ составит 26% ВВП КНР.
Военные приложения на основе ИИ будут обеспечивать маскировку, электромагнитную тишину, электронные контрмеры, киберпоглощение и квантовую связь.
Целью также является управление восприятием, которое делает врагов неспособными воспринимать реальную информацию, вместо этого подсовывая им недостоверную информацию, в то время как китайские военные могут точно и быстро идентифицировать действия противника и поле боя.
Как и Пентагон, Китай планирует использовать облачные хранилища и вычисления для своих военных операций с искусственным интеллектом, что обозначается как инфраструктура интеллектуальных операций.
Искусственный интеллект расширит проведение традиционных воздушных, морских и сухопутных сражений на нематериальные пространства, такие как принятие решений противником, общество в целом и киберпространство.
ИИ-оружие в китайском арсенале будет выполнять разведывательные, маневровые, ударные, защитные и другие интеллектуальные задачи путем оценки ситуации, выбора и реализации действий, основанных на целях, ситуации и обстановке на поле боя, постоянно изучая и совершенствуя данные.
"Интеллектуальное автономное оружие обладает способностью мыслить, подобной человеческой", - говорится в докладе НОАК.
Оружие для нападения будет включать в себя три вида. Первые два полностью контролируются людьми и автономным программным обеспечением, но человек способен вмешаться. Третий тип оружия используется в операциях без вмешательства человека и полностью контролируется алгоритмами ИИ.
Другие передовые оружейные технологии будут включать лазеры и другие виды направленной энергии, а также гиперзвуковые ракеты и снаряды.
The Conversation (Австралия): роботы могут превзойти нас в виртуальном сражении, так что не отдавайте под их контроль реальную армию
Автор обеспокоен растущей ролью роботов в боевых действиях. Начиная с 1991 года, с войны в Персидском Заливе, они помогают генералам. А теперь создан и «робот-убийца» — машина, самостоятельно принимающая решение об уничтожении врагов, если это соответствует общей политике «контрольного центра».
Разработчик искусственного интеллекта компания DeepMind анонсировала новинку — бота под названием AlphaStar, который будет играть в популярную онлайн-стратегию Starcraft-2 на уровне «гроссмейстера».
Бот не впервые обыгрывает людей в стратегической военной игре. В 1981 году программа под названием Eurisko, разработанная одним из первопроходцев искусственного интеллекта Дугом Ленатом, победила в чемпионате США по Traveller — очень сложной стратегической военной игре, где игрок должен укомплектовать свой флот и сразиться с флотом противника. Eurisko в итоге присвоили титул почетного адмирала Traveller. В 1982 году правила турнира были изменены в попытке помешать компьютеру. Но Eurisko побеждала всех два года подряд. После того, как спонсоры пообещали отменить турнир, если компьютер вновь победит, Ленат отступил.
Пиар-отдел DeepMind хотел бы, чтобы вы поверили, что StarCraft «появился на основе консенсуса как следующий грандиозный вызов (в компьютерных играх)» и «был сложной задачей для разработчиков искусственного интеллекта уже более 15 лет».
В последнем чемпионате по Starcraft только 4 заявки были поданы от академических или промышленных исследовательских лабораторий. Девять других ботов были написаны в одиночку отдельными людьми, а не в рамках основного направления исследования искусственного интеллекта (ИИ).
На самом деле, количество авторов (42) статьи DeepMind, опубликованной 31 октября в Nature, существенно превышает число людей, занимающихся ботами для Starcraft в остальном мире. Я не хочу омрачать успех этого инженерного сотрудничества, но, если вы вкладываете достаточно ресурсов в решение проблемы, — успех гарантирован.
В отличие от недавних побед в компьютерных шахматах, AlphaStar не был обучен путем игры против самого себя. Он научился этому, имитируя лучшие эпизоды из почти миллиона игр, проведенных самыми лучшими игроками-людьми. До этого AlphaStar в 19 из 20 поединков потерпел неоспоримое поражение, играя с настоящими людьми на игровом сервере StarCraft. AlphaStar играл анонимно, чтобы люди не могли использовать те слабости, которые могли быть обнаружены в предыдущих играх.
В прошлом декабре AlphaStar победил одного из лучших в мире профессиональных игроков — Гжегожа MaNa Коминча. Но это была версия AlphaStar с рефлексами, которые были существенно быстрее человеческих, а также с неограниченным видением игрового поля (в отличие от игроков-людей, которые видят лишь одну его часть в определенный момент времени). Это с трудом можно назвать равными условиями.
Тем не менее, у StarCraft есть некоторые особенности, делающие AlphaStar впечатляющей разработкой, если не настоящим прорывом. В отличие от шахмат или восточной игры го (стратегическая игра, где используется доска с 361 полем — прим. ред.), игроки в StarCraft имеют несовершенное представление о состоянии дел в игре, но при этом количество возможных действий в ней гораздо большее. И бой StarCraft происходит в реальном времени, но требует долгосрочного планирования.
Войны роботов
Возникает вопрос — увидим ли мы в будущем, как роботы не только участвуют в войнах, но и планируют их? В действительности уже происходит и то, и другое.
Несмотря на множество предупреждений исследователей искусственного интеллекта (таких, как я), основателей роботехнических компаний, лауреатов Нобелевской премии и церковных лидеров, — полностью автономное оружие, известное как «робот-убийца» уже было создано и скоро будет использоваться.
В 2020 году Турция развернет дроны-камикадзе на границе с Сирией. Эти дроны будут пользоваться компьютерным зрением, чтобы идентифицировать, выслеживать и убивать людей без человеческого вмешательства.
Это ужасная разработка. У компьютеров нет моральных возможностей принимать морально взвешенное решение, кому жить, а кому умирать. Они не обладают эмпатией или сочувствием. «Роботы-убийцы» изменят саму природу конфликтов в худшую сторону.
А что на счет «роботов-генералов»? Компьютеры десятилетиями помогали генералам планировать войну. Еще в начале 90-х, во время операции «Буря в пустыне» в ходе войны в Персидском заливе, инструментарий искусственного интеллекта (ИИ) был использован, чтобы спланировать наращивание сил на Ближнем Востоке до начала конфликта. Один генерал США вскоре после этого сказал мне, что количество сэкономленных денег равняется сумме всего, что было затрачено на разработку ИИ до этого.
Генералы пользуются компьютерами и для разработки многовариантных военных стратегий, в которых вдруг может возникнуть нужда. Но мы не отдаем все решения на поле боя в руки одного солдата, поэтому и перекладывать всю ответственность с мозга генерала на процессор компьютера — значит зайти слишком далеко.
Машину нельзя привлечь к ответственности за принятые ей решения. Ответственность несут только люди. И это краеугольный камень международного гуманитарного права. Тем не менее, чтобы прорваться через туман войны и разобраться с обширным количеством информации, идущей с фронта, генералы будут все больше полагаться на поддержку компьютера в своих решениях.
Если результатом этого станет меньшее количество жертв среди гражданского населения, уменьшение огня по своим и большее уважение к международному гуманитарному праву, — мы должны приветствовать такую компьютерную помощь. Но окончательное решение должно приниматься человеком, а не машиной.
Вот последний вопрос, над которым стоит поразмышлять. Если технические компании типа компании Googleи вправду не желают, чтобы мы боялись восстания машин, почему они занимаются созданием ботов для победы в виртуальных войнах вместо того, чтобы сфокусироваться на чем-то более миролюбивом, — например, мирных электронных играх? При всем уважении к спортивным фанатам, приходится признать: ставки на невоенные игры выходят гораздо ниже.
Тоби Уолш — профессор в области искусственного интеллекта в Университете Нового Южного Уэльса и исследовательского сообщества Data61.