Власти Китая совершают в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-востоке страны преступления против человечности в отношении уйгуров и других мусульман тюркского происхождения, заявила Human Rights Watch в публикуемом сегодня докладе. Китайское руководство, в частности, несет ответственность за широкомасштабную и систематическую политику массовых задержаний, пыток и культурных преследований. Необходимы согласованные действия международного сообщества для того, чтобы наказать виновных, повысить ответственность и добиться от китайских властей изменения нынешнего курса. 

53-страничный доклад «Оставить без роду и племени. Преступления против человечности в отношении уйгуров и других мусульман тюркского происхождения в Китае» подготовлен совместно с Клиникой прав человека и разрешения конфликтов Стэндфордской школы права и основан на новой информации из таких источников, как официальные китайские документы, материалы правозащитных групп и СМИ и академические исследования. На ее основе проведена оценка практики китайских властей в Синьцзяне с точки зрения международного права. В докладе обозначен целый ряд нарушений в отношении мусульман тюркского происхождения, достигающих уровня «широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц»: массовые произвольные задержания, пытки, насильственные исчезновения, тотальная слежка, ликвидация культурной и религиозной идентичности, разделение семей, принудительное возвращение в Китай, принудительный труд, а также сексуальное насилие и нарушения репродуктивных прав. 

«Китайские власти систематически преследуют мусульман тюркского происхождения, отнимая у них жизнь, религию, культуру, - говорит Софи Ричардсон, директор Human Rights Watch по Китаю. – Пекин рассказывает внешнему миру о ‘профессиональном обучении’ и ‘дерадикализации’, но эта риторика неспособна скрыть тот прискорбный факт, что в реальности мы имеем дело с преступлениями против человечности». 

Международное право относит преступления против человечности к числу грубейших нарушений прав человека. Угнетение властями мусульман тюркского происхождения имеет долгую историю, но в последние годы оно достигло беспрецедентного уровня. В дополнение к массовым задержаниям и повсеместным ограничениям на мусульманскую религиозную практику появляется все больше свидетельств принудительного труда, тотальной слежки и незаконного разлучения детей с родителями. 

«Становится все более очевидно, что политика и практика китайского правительства в отношении мусульман тюркского происхождения в Синьцзяне отвечает признакам международно-правовой квалификации преступлений против человечности, - говорит Бетт ван Шаак из Стэнфордского центра прав человека и международной юстиции. – Неспособность или нежелание властей положить конец этим преступлениям, не говоря уже о наказании виновных, свидетельствует о необходимости решительного и согласованного международного вмешательства в ситуацию».

Human Rights Watch и Стэндфордская клиника прав человека настоятельно призвали Совет ООН по правам человека принять резолюцию о создании комиссии по расследованию, мандат которой предусматривал бы расследование заявлений о преступлениях против человечности, установление должностных лиц, ответственных за нарушения, и разработку дорожной карты по привлечению их к ответственности. Верховному комиссару ООН по правам человека также следовало бы отслеживать ситуацию в Синьцзяне и информировать Совет на регулярной основе. 

Заинтересованные правительства должны координировать введение запретов на выдачу виз и пересечения границ, а также адресных санкций в отношении должностных лиц, причастных к преступным деяниям. Необходимо возбудить на национальном уровне уголовное преследование в рамках принципа универсальной юрисдикции. Наконец, следует вводить торговые ограничения и другие меры, направленные на прекращение принудительного труда в Китае. 

«Необходимость согласованного глобального ответа для прекращения преступлений против человечности в отношении мусульман тюркского происхождения в Китае становится все более очевидной, - говорит Софи Ричардсон. – Привлечение Китая к ответственности за непрекращающиеся нарушения тем более актуально, что речь идет о влиятельной мировой державе».