Китай – не новый игрок в Афганистане, а присутствует со времен СССР
Китай – не новый игрок в Афганистане, а присутствует со времен СССР
3 года назад 811 Кульпаш Конырова

Китай активно помогал движению моджахедов, снабжал афганских полевых командиров оружием против СССР, заявил директор Центра китайских исследований China Center Адиль Каукенов.

Какова роль Китая в Афганистане с учетом ухода американских войск? Этот вопрос сегодня поднимают многие международные эксперты.

«Есть широко распространенное заблуждение, что Китай в Афганистане – новый игрок, который никогда раньше там ничего не делал. На самом деле он присутствует в Афганистане давно, со времен, когда была военная кампания СССР в Афганистане», – директор Центра китайских исследований China Center Адиль Каукенов в рамках очередного заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Центральная Азия после 2021 года: вызовы и возможности», сообщает inbusiness.kz.

«Китай активно помогал движению моджахедов, снабжал афганских полевых командиров оружием против СССР. Эта тема слабо изучена. И сегодня вообще ставится вопрос о том, чья роль – США или Китая – была больше в неудачах СССР в афганской кампании. Если роль США больше заключалась в поставках высокотехнологичного оружия и финансовой помощи, то китайская роль заключалась в массовости – поставки стрелкового вооружения были гигантские», – напомнил г-н Каукенов.

По словам казахстанского эксперта, Китай присутствовал в Афганистане через Пакистан, своего стратегического союзника.

«Это серьезный альянс, сложившийся на протяжении нескольких десятилетий между китайскими и пакистанскими внешнеполитическими и специальными службами, в рамках которого идет работа по афганской тематике», – заметил г-н Каукенов.

По его словам, Пакистан имеет тесные связи со многими командирами талибов. Движение «Талибан» – достаточно неоднородное и весьма рыхлое. Влияние Пакистана на него внушительное. Поэтому от Талибана прозвучали сообщения, что Китай в Афганистане является «welcome friend».

«И самое главное: «Талибан» обещает, что на подконтрольной ему территории не будут находиться боевики Исламского движения Восточного Туркестана. Что для Китая является наиболее чувствительным вопросом, когда говорят об афганской тематике. В ответ Китай готов помочь «Талибану» с реализацией ряда инфраструктурных проектов, вложить инвестиции, содействовать в экономической стабилизации подконтрольных территорий. Идут серьезные переговоры между Китаем и «Талибаном», – сообщил г-н Каукенов.

По мнению спикера, первые договоренности с талибами в Китае расценивают не иначе, как дипломатическую победу. Если Россия внесла «Талибан» в число террористических организаций, то Китай очень осторожно относился к нему и сейчас получает с этого свои дивиденды.

«Тем более, что недавно «Талибан» занял приграничную с Китаем территорию. А Пекин больше всего опасается, что именно эта провинция может стать базой для Исламского движения Восточного Туркестана», – подчеркнул г-н Каукенов.

Г-н Каукенов напомнил, что в июле 2021 года министр иностранных дел Китая Ван И совершил турне по странам Центральной Азии. Во время визита как раз поднималась афганская повестка, обсуждались возможности Китая и ШОС. Но здесь надо понимать, что вступление Индии и Пакистана в ШОС в 2017 году с учетом наличия между ними серьезного конфликта не дает концентрировать усилия организации там, где дело касается строительства мира.

«Афганистан становится одной из точек построения нового миропорядка. На мой взгляд, будет распадаться альянс между Россией и Индией в силу того, что Москва все больше укрепляет отношения с Пекином. А это отталкивает Индию в объятья США, под американский военный зонтик. С уходом США из Афганистана, Турция, Индия и ряд других игроков будут занимать вакуум в противодействии влиянию Китая, Пакистана и России, которая будет пытаться маневрировать», – резюмировал г-н Каукенов. 

0 комментариев
Архив