Как перевозчики из России и Кыргызстана обманывают Казахстан на десятки миллиардов
|
За два года Казахстан потерял 26 млрд тенге из-за лжетранзита со стороны России и Кыргызстана. Такие данные LS привели в комитете государственных доходов.
За 2019-2020 годы КГД зафиксировал 11,3 тыс. фактов лжетранзита из России, а за четыре месяца 2021 года – 274. Из Кыргызстана – 9 тыс. фактов в 2019-2020 годы и 166 в январе-апреле 2021 года.
Лжетранзит – схема уклонения от уплаты НДС при импорте. Товары, которые изначально были заявлены на транзит, остаются на территории Казахстана без уплаты налогов.
"Предполагаемые потери Казахстан по НДС на импорт за указанный период составили порядка 26 млрд тенге. За счет принятых мер удалось сократить долю лжетранзита с 28% в 2019 году до 12% в 2020 году. По итогам четырех месяцев текущего года доля сокращена до 1,9% – 440 фактов", – сообщили LS в КГД.
В ведомстве добавили, что в результате усиления контроля темп поступлений НДС со стран ЕАЭС в 2019 году составил 122%, или увеличился на 122 млрд тенге, до 668 млрд тенге.
В 2020 году, несмотря на снижение бизнес активности, спада поступлений НДС со стран ЕАЭС не произошло, пояснили в КГД. Кроме того, по итогам 2020 года сумма поступлений по товарам со стран ЕАЭС превысила аналогичные доходы с поставок с третьих стран на 34 млрд тенге.
"На сегодняшний день обеспечен темп роста к 2020 году в 139%, или поступления увеличены на 113 млрд тенге", – добавили в комитете.
В госоргане также рассказали, какие товары больше всего перевозят с такими нарушениями.
"По результатам анализа установлено, что наибольшую долю лжетранзита из России в 2019-2020 годы составили пиломатериалы (23%), продукты (15%). Из Кыргызстана – товары народного потребления (30%), овощи и фрукты (23%)", – отметили в КГД.
В КГД напомнили, что работников госдоходов расположили на границе со странами ЕАЭС с 16 января 2019 года для защиты экономических интересов Казахстана и мониторинга перемещаемых грузов.
"Результаты мониторинга показали, что отмена таможенного контроля и режим свободного перемещения товаров в рамках ЕАЭС способствовали увеличению теневого товарооборота путем применения различных схем уклонения от уплаты налогов, в том числе, лжетранзита, когда заявленный транзитом товар остался на территории Казахстана без уплаты налогов", – посетовали в КГД.
Там сообщили, что для сокращения теневого оборота применяются навигационные пломбы. Также в конце 2020 года запущен пилотный проект по внедрению сопроводительных накладных на товары для сквозного контроля товаров от импорта до розничной реализации или экспорта.
Напомним, в министерстве финансов приводили LS данные о том, что 17% грузов, следующих транзитов через Казахстан, на самом деле остаются в Казахстане.
В КГД также подчеркнули, что данный вопрос поднимался на площадке ЕАЭС. По инициативе Казахстана он также был включен в "Стратегические направления Евразийской экономической интеграции до 2025 года".