Как образ мусульманки используют для оправдания войны
|
В США сотрудница Библиотеки Конгресса Сара Рахнама запустила обучающий курс: «Женщины и война». Ее цель – показать как политики и СМИ используют образ «покрытой, угнетенной, ограниченной в правах, но, тем не менее, сексуально привлекательной мусульманки» для повышения народной поддержки политической агрессии и войн в странах Ближнего Востока. В своем курсе Сара Рахнама рассматривает три события мировой истории, чтобы продемонстрировать действие указанной выше схемы. Это французская оккупация Алжира, Иран до и после Исламской революции, а также Афганистан после 2001 года, передает Yahoo News.
«Сейчас на повестке дня стоит смерть Махсы Амини, задержанной полицией нравов за неправильное ношение платка и умершей в заключении, а также многократные случаи запрета мусульманкам носить хиджаб в Европе, однако все эти случаи не имеют никакого отношения к политике и войне на Ближнем Востоке», – считает автор курса.
«Мой первый урок начинается с напоминания о том, как в 2001 году бывшая депутат Палаты представителей от республиканцев Каролин Малони призывала начать боевые действия против Афганистана, облачившись в паранджу. Она полагала, что обыватели посчитают паранджу символом угнетения афганских женщин. Так оно в последствие и случилось. Этот случай показывает моим студентам конкретный факт использования образа мусульманки с целью разжигания войны», – говорит Сара Рахнама.
Другим примером являются старинные фотографии алжирских женщин, распространяемые во Франции перед колонизацией Северной Африки, часть женщин на них были облачены в полный хиджаб, другие же были частично оголены. Такие открытки и фото в газетах показывали, что алжирки – симпатичны и привлекательны и, безусловно, заслуживают того, чтобы с них сняли «религиозные кандалы». Эта кампания в СМИ усилила поддержку интервенции.
Далее в своем курсе Сара Рахнама рассказывает как французские военные насильно принуждали алжирок оголять свое тело, как устраивали мероприятия по раздеванию и сожжению хиджаба, и как отважно алжирские женщины воевали за независимость от Франции и ее «свободы». Многие из них отдали жизни на этой войне или погибли во французских тюрьмах. Также на занятиях ученая планирует рассмотреть подмену фотографий, иллюстрирующих якобы Иран времен шаха, где девушки щеголяют в бикини. В реальности, эти девушки оказываются совсем не иранками, а мексиканками из США. Неудивительно, если подобные подмены использовались и в других случаях.
«Подобные фотографии вдалбливают нам мысль, что свобода – это только свобода быть раздетой, а одежда – это обязательно ограничение и угнетение», – возмущается Сара Рахнама.
Она говорит, что ее курс призван помочь учащимся критически воспринимать информацию, передаваемую в новостях, научиться анализировать и выявлять мизогинную, а также исламофобскую интерпретацию событий с целью оправдания каких-либо политических действий.
Войны наносят тяжелый ущерб природе
Горят леса, в том числе в заповедниках, гибнут животные, разрушаются промышленные объекты, склады и фабрики с опасными веществами, начиная с растворителей и кончая аммиаком и пластмассами. Это – лишь некоторые примеры опасных экологических последствий войны в Украине и не только в ней, передает Центр новостей ООН
Вооруженные конфликты повсюду в мире приводят к тяжелым последствиям для окружающей среды. 6 ноября в ООН отмечают Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов.
Экологические последствия войны в Украине
Под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) было проведено предварительное исследование по воздействию войны в Украине на экологическую обстановку. Его авторы сообщают о загрязнении воздуха, воды и грунтовых почв, пожарах в лесах и опасных военных отходах. Они пришли к выводу, что следующее поколение украинцев и их соседей будет жить «с токсичным наследием» нынешней войны.
Согласно данным ЮНЕП, в результате вторжения России в Украину в феврале этого года ущерб нанесен многим регионам страны. Речь идет, в том числе, об инцидентах на атомных электростанциях, на объектах энергетической инфраструктуры, включая резервуары для хранения нефти, нефтеперерабатывающие заводы, буровые платформы, газовые объекты и распределительные трубопроводы, шахты и промышленные объекты, а также предприятия агропромышленного комплекса. Все это привело к загрязнению воздуха, а также грунтовых и поверхностных вод.
Значительный ущерб нанесен инфраструктуре водоснабжения, включая насосные станции, очистные и канализационные сооружения. Эксперты сообщают о выбросах опасных веществ в результате взрывов на складах агропромышленного комплекса, на заводах по производству удобрений и азотной кислоты. Имеются также сообщения о нападениях на несколько крупных животноводческих ферм, приведших к гибели скота. Повреждены многие промышленные объекты, склады и фабрики, где в ряде случаев находились опасные вещества, начиная с растворителей и кончая аммиаком и пластмассами.
Во многих городских районах разбор разрушенного жилья также сопряжен с проблемами, поскольку в обломках домов могут оказаться такие опасные материалы, как асбест.
Спутниковые снимки показывают значительный рост числа пожаров в заповедниках и природоохранных территориях, а также в лесных массивах. По всей стране скапливаются большие объемы военных отходов, включая уничтоженные военные транспортные средства.
Еще до начала полномасштабной войны в феврале этого года из ЮНЕЕП сообщали о том, что Донбасс находился на пороге экологической катастрофы по причине загрязнения воздуха, почвы и воды в результате разрывов большого количества боеприпасов и затопления промышленных предприятий. Этот регион и до конфликта считался одним из самых загрязненных в мире - здесь почти двести лет ведется интенсивная добыча угля, работают крупные металлургические и химические предприятия, и в почве накопились токсичные отходы этих производств.
За последние двадцать лет ЮНЕП проводила оценки экологических последствий конфликтов в Афганистане, Колумбии, ДР Конго, Косово и на Балканах, в Ираке, Ливане, на оккупированных палестинских территориях, в Сомали, Южном Судане, Судане и Сирии. Все эти страны понесли серьезный экологический ущерб в результате военных действий.
Потери в войне подсчитывали по числу убитых и раненых солдат и мирных жителей и разрушенных объектов инфраструктуры. Часто об ущербе для окружающей среды даже не задумывались. А между тем воющие стороны нередко прибегали к разрушениям и эксплуатации природных объектов в качестве тактики ведения войны, и последствия этого сказывались на благополучии и состоянии здоровье не одного поколения.
В Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов в ООН вновь призвали обеспечивать защиту природы и не допускать ее беспощадной эксплуатации и деградации.
Международное право защищает природу во время войны
В ООН напоминают, что природная среда находится под защитой международного гуманитарного права. Так, Протокол I к Женевским конвенциям запрещает «применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.
Римский статут 1998 года, учредивший Международный уголовный суд, устанавливает, что причинение обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде в нарушение принципа пропорциональности является военным преступлением. В Римском статуте говорится, что нельзя использовать в качестве оружия против гражданского населения доступ к воде. Загрязнение или разрушение источников воды чревато самыми тяжелыми последствиями для здоровья и выживания целых общин. Международное право запрещает разрушать сельскохозяйственные угодья и сооружения для снабжения населения питьевой водой.
Почти 100 млн тонн CO2 попали в атмосферу из-за войны в Украине
В результате российского вторжения в Украину в атмосферу попало уже более 97 миллионов тонн парниковых газов, ускоряющих глобальное потепление. Цифры приводятся в докладе Минприроды Украины, представленном на климатической конференции ООН по изменению климата (COP27), передает "Голос Америки".
Авторы доклада, среди которых специалисты из Украины и других стран, выделили пять источников парниковых выбросов, непосредственно связанных с войной. По их подсчётам, половина выбросов придётся на восстановление разрушенной гражданской инфраструктуры в Украине. К ней эксперты отнесли около 135 тысяч жилых домов, сотни школ, музеев и магазинов.
Почти четверть парниковых выбросов произошла из-за пожаров, преимущественно в зоне боевых действий и на севере Украины. Авторы доклада зафиксировали более шести тысяч пожаров, что в 122 раза превышает значение 2021 года за тот же период. Общая площадь возгораний составила около 486 тысяч гектаров.
Утечка метана из газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2» в результате вероятного их подрыва составила 15% выбросов «военных» парниковых газов. Ещё более 9% приходится непосредственно на сжигание топлива военной и гражданской техникой. Эксперты подсчитали, что за время российского вторжения стороны сожгли дополнительно как минимум 1,5 миллиона тонн топлива.
Ещё около 1,4% выбросов парниковых газов попали в атмосферу из-за перемещений беженцев, как внутри Украины, так и при пересечении её границ.
Парниковые газы – один из основных факторов глобального потепления, из-за которого в мире учащаются и усиливаются ливни и жара. Они в свою очередь вызывают стихийные бедствия, приводящие к гибели людей и животных, разрушению домов и инфраструктуры.
По данным Всемирной метеорологической организации, последние восемь лет стали самыми самыми тёплыми годами за всю историю метеонаблюдений, а в 2021 году концентрация парниковых газов в атмосфере достигла рекордных уровней.
Учёные подтвердили, что из-за глобального потепления, которое в значительной степени вызвано парниковыми газами, ливни и волны тепла учащаются и становятся интенсивнее.
Летом 2022 года проливные дожди вызвали серьёзные наводнения в Австралии, Индии, Пакистане, Бангладеш и Китае. В то же время в некоторых регионах России, части Китая, США, Японии и странах Европы установилась жара.
На климатической конференции ООН в Глазго в ноябре 2021 года страны договорились ограничить глобальное потепление 1,5°C и стремиться к сокращению углеродных выбросов к 2030 году. Итоговое соглашение подписали почти двести государств, в том числе Россия.