Каждая третья женщина в мире подвергается насилию. Как это предотвратить?
Каждая третья женщина в мире подвергается насилию. Как это предотвратить?
5 лет назад 1225 forbes.kz Тлаленг Мофокенг, член Комиссии по гендерному равенству в Южной Африке, является экспертом в области сексуального и репродуктивного здоровья и прав и автором книги Dr T: A Guide to Sexual Health and Pleasure. Depositphotos.com/sdecoret

Ни голод, ни болезни не являются наибольшим препятствием на пути глобального развития.

Наибольшим препятствием являются дискриминация по половому признаку и насилие. Вот почему достижение 5-й цели Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития – гендерное равенство и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек – является необходимым условием для достижения прогресса по другим 16 ЦУР. И все же, поскольку до выполнения повестки дня в области ЦУР осталось всего десять лет, правительствам так и не удается отстоять основные права девочек и женщин, не говоря уже о том, чтобы дать им возможность полностью реализовать свой потенциал.

Рассмотрим тяжелое положении женщин в Южной Африке, где уровень убийств женщин почти в пять раз   превышает средний мировой показатель, а число сексуальных посягательств принимает угрожающие размеры: в 2018-2019 полиция зафиксировала в среднем 114 изнасилований в день – практически 5%-ный рост по сравнению с предыдущим годом. Мало того, у женщин и девочек – включая жертв таких нападений – зачастую нет доступа к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, включая безопасный и доступный аборт.

Проблема не в законе. Конституция Южной Африки гарантирует доступ к услугам по охране репродуктивного здоровья, а Закон о праве прерывания беременности (CTOP) от 1996 разрешает делать аборты по требованию вплоть до двенадцатой недели беременности. И все же небезопасные аборты по-прежнему превышают число безопасных абортов в соотношении 2:1.

Исходя из высокого уровня сексуального насилия в Южной Африке – и моего личного опыта врача, работающего в стране, – справедливо предположить, что значительная доля этих нежелательных и неприемлемых беременностей началась с насилия. В этом смысле многие женщины в Южной Африке становятся жертвами дважды: во-первых, преступников, совершивших насилие и, во-вторых, системы здравоохранения, которая вынуждает их либо довести нежелательную беременность до конца срока, либо обратиться к продавцам за нелегальными препаратами по прерыванию беременности.

В последнем случае женщины рискуют получить побочные эффекты, такие как сепсис и кровотечение, и зачастую этот опасный и недостойный процесс происходит в общественных туалетах. После этого они могут подвергнуться еще большему насилию, поскольку их сообщество обвиняет их за последствия действий, предпринятых в отчаянии. Например, со мной недавно связалась молодая женщина, которую преследовала толпа, подозревающая ее в том, что она бросила плод в общественном туалете.

Неважно, что женщина была изнасилована и впоследствии сотрудники местной клиники помешали ей сделать аборт – помощь, гарантированная законом CTOP. Неважно, что ее конституционные права систематически нарушались. Теперь она будет подвергаться еще большему насилию, если ей не удастся обеспечить себе безопасный выход из дома. Между тем ни один медицинский работник или сотрудник из вспомогательного персонала не был наказан за отказ в предоставлении услуг по прерыванию беременности и нарушении закона CTOP.

Эти проблемы являются системными. В докладе Комиссии Южной Африки по гендерному равенству за 2016 год было указано, что Министерство юстиции не координирует деятельность департаментов, участвующих в реализации Хартии по оказанию помощи жертвам преступлений в Южной Африке. Со своей стороны, Министерство здравоохранения не создало стандартизированную систему по финансированию, мониторингу и оценке предоставления медицинских услуг жертвам. Последствия этих провалов включают в себя нехватку комплектов для определения ДНК в полицейских участках, нехватку транспортных средств и отсутствие безопасных домов для жертв. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что лица, совершившие сексуальное насилие, редко несут наказание.

Эти проблемы вряд ли присущи только Южной Африке. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в глобальном масштабе более одной трети (35%) женщин в течение жизни подвергнутся физическому или сексуальному насилию со стороны интимного партнера или сексуальному насилию со стороны лица, не являющегося партнером. Мало кто из этих женщин видит, чтобы их насильники понесли наказание, а многие не могут получить доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья даже после случившегося, даже в странах, которые ратифицировали международные документы, гарантирующие право на оказание такой ​​помощи.

В 2015 ВОЗ и другие агентства Организации Объединенных Наций попытались помочь устранить эти пробелы при помощи Базового пакета по оказанию помощи женщинам и девочкам, подвергшимся насилию. Пакет служит инструментом по определению того, что именно сектора здравоохранения, социального обслуживания, полиции и правосудия стран должны предоставить всем женщинам и девочкам, подвергшимся насилию по половому признаку, и содержит руководящие принципы по координации.

Посредством выполнения рекомендаций пакета страны смогут лучше выполнять свои обязательства в региональных и международных рамках, таких как Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (которая включает ЦУР). Это также поддержало бы усилия на национальном уровне, такие как надлежащее исполнение закона CTOP в Южной Африке.

Неспособность предпринять такие шаги влечет за собой разрушительные физические, психологические, социальные и экономические последствия для стран. Как отмечается в докладе ВОЗ за 2013, насилие в отношении женщин приводит к смерти, травмам и нежелательной беременности с более высокими показателями младенческой и детской смертности. Кроме того, жертвы часто сталкиваются с депрессией, социальной изоляцией и чрезмерным употреблением алкоголя, что снижает их работоспособность и ведет к потере дохода. По оценкам, насилие по половому признаку в Европейском союзе обходится примерно в 256 млрд евро ($280 млрд) в год. В Южной Африке этот показатель составляет 28,4 млрд рандов ($1,9 млрд).

Современные стратегии развития зачастую признают ключевое значение предоставления женщинам возможности реализовать свой потенциал и внести эффективный вклад в свою экономику. Вместе с тем они не признают необходимость согласованных действий для защиты женщин от насилия и защиты прав жертв. Поэтому они являются далеко недостаточными.

Женщины заслуживают того, чтобы быть в безопасности в своих домах, в школе или на работе, в больницах и на улицах. Только когда они не борются за выживание, они – и их сообщества – действительно процветают.

"Кому ты нужна?" Какие фразы используют эмоциональные насильники

Казахстанский психолог Наталья Санарова выделила пять основных признаков, определяющих "эмоциональных насильников", а также назвала фразы агрессоров - абьюзеров, с помощью которых манипулятор получает контроль над жертвой, передает корреспондент Tengrinews.kz.

"Абьюз" в переводе с английского означает "злоупотребление" и "оскорбление". По сути это насилие в широком смысле, а абьюзер - человек, который совершает это насилие. Этим самым "эмоциональным насильником" может оказаться кто угодно, в том числе родственник, друг или знакомый. Однако в последнее время термин все чаще применяется к мужчинам, которые унижают, шантажируют или принуждают подруг или жен к чему-то против воли. 

По словам Санаровой, существует два вида абьюза - эмоциональный и физический. В некоторых случаях первая категория насилия может перерасти во вторую, поэтому немаловажно обратить внимание на любые проявления абьюза. Оба вида опасны, так как не только побои могут привести к тяжелым последствиям, но и психологическое состояние жертвы.

Навязывание чувства вины

Абьюзер систематически унижает свою жертву и заставляет ее чувствовать себя виноватой во всем, даже в ошибках, которые совершила не она, а он.

"Я виновата, что он чувствует себя плохо, что у него не получилось какое-то дело. Я должна была все сделать сама и подстроиться под его настроение. Все это - типичное поведение жертвы "эмоционального насильника". Жертва думает, что она недостаточно хороша как женщина, что ей нужно походить на курсы массажа, в тренажерный зал, научиться лучше готовить и так далее", - рассказывает психолог.

Кроме того, абьюзер постоянно критикует, делая достаточно унизительные замечания в сторону жертвы. Обвинения могут касаться чего угодно, вплоть до якобы неправильно вымытой посуды и неверного расположения кружек.

Излишний контроль и ревность

Абьюзер с самого начала отношений пытается сузить круг общения девушки и показывает свою ревность. Чаще всего избранницы воспринимают это как доказательство любви или комплимент.

"Девушки думают, что контроль и ревность - это прекрасно и избранник якобы таким образом проявляет заботу - все внимание перетягивает на себя. "Я должна ходить только с ним, у меня не должно быть подруг, и тем более друзей мужского пола" - такая позиция в корне неправильная! В здоровых отношениях ревности быть не должно. По стандартной схеме развития событий жертва абьюзера в итоге остается без денег, знакомых и друзей. У нее появляется "толпа страхов", потому что мир сузился до одного человека, который убивает в ней личность", - поясняет Санарова.

Усиление страха

"Абьюзеры любят повторять одну и ту же фразу: "Да кому ты нужна с двумя (тремя) детьми, с такой уродливой фигурой, прической, кривыми ногами, неумением готовить, вести хозяйство (нужное подчеркнуть) да плюс еще и разведенная". Как уже говорилось выше, часто в ходу фраза "Ты недостаточно хороша как женщина". А также - "У тебя ничего не получится", "Кем ты была до меня?", "Все, что имеешь, все благодаря мне, ты мне обязана, я тебя вытащил из..." и тут по ситуации, откуда именно. Но всегда подразумевается, что жизнь девушки до встречи с ним была гораздо хуже. Такой классический подход заставляет женщину бояться выйти за пределы существующих отношений, несмотря на их качество", - считает Санарова. 

Психолог говорит, что жертвы обычно срастаются с этим страхом и начинают думать, что бояться своего партнера вполне нормально. Особенно прием усиления страха действует на девушек с низкой самооценкой.

Частая смена настроения

Резкая и частая смена настроения является еще одним признаком эмоциональной нестабильности.

"В моменты, когда у абьюзера хорошее настроение, жертва думает, что все изменилось, но спустя время все возвращается на свои места. Также мозг женщины часто отсылает память к началу отношений, когда абьюзер втирался в доверие и ввел в заблуждение своей внимательностью и бережным отношением", - поясняет Наталья Санарова.

Психолог добавила, что чаще всего женщины, находясь под страхом смерти или опасаясь за детей, боятся уйти. Универсальной подсказки, следуя которой жертва сможет избавиться от подобных отношений, не существует. Каждый случай необходимо разбирать отдельно в зависимости от того, по какой причине жертва попала в эти цепи. Начать любить себя по щелчку пальцев не получится, жертве необходимо менять себя изнутри.  

Отсутствие чувства жалости

Эксперт назвала момент, благодаря которому абьюзера можно вычислить, так сказать, на ранней стадии. Девушку должно насторожить полное или частичное отсутствие жалости, в том числе к детям, старикам и животным.

"Женщины могут вступать в отношения даже с теми, у кого отсутствуют сочувствие и жалость к слабому созданию, но при этом присутствует много критики и агрессии. Чаще всего этот признак виден еще на начальной стадии отношений. Но женщины думают, что смогут изменить своего избранника, однако это бесполезная идея, которая приводит обычно в никуда. Абьюзеров практически невозможно изменить", - добавила Наталья.

"Не любая женщина интересует абьюзера. Проводились опыты с насильниками, им давали фотографии девушек, девять из десяти человек выбирали одну и ту же потенциальную жертву на фотографии. Это, наверное, история не про физические данные, а про психологическое состояние. Часто в абьюзерские отношения попадают женщины, которые уже привыкли к насилию или у которых пили родители. Возможно, девушка была первым ребенком в семье и на нее нагружали слишком много ответственности либо постоянно винили в чем-то. В большой зоне риска девочки, у которых занижена самооценка, которых не хвалили родители, всегда сравнивали с кем-то. Многие проблемы идут из детства", - заключила психолог.

0 комментариев
Архив