Жизненные артерии
Жизненные артерии
5 лет назад 1266

Водные ресурсы Центральной Азии уже давно являются объектом повышенного интереса как для специалистов, так и в массмедиа. Связано это в том числе и с ворохом проблем и рисков вокруг, начиная от Аральской катастрофы и заканчивая прогнозами о дефиците пресной воды в будущем. И число подобных угроз со временем только увеличивается. Так пишет platon.asia

Между тем, Центральная Азия представляет собой регион богатый водными ресурсами.
Но в чем же тогда заключаются проблемы? В каком направление развивается гидроэнергетическая политика стран региона? И грозит ли региону нехватка пресной воды в будущем?

Как мы уже отметили, водных ресурсов в ЦА действительно много, из-за чего возникает некий парадокс относительно разговоров о ряде проблем с нехваткой воды. Спешим заметить, что реальные причины такого положения куда менее парадоксальны чем может показаться.

Главная проблема по мнению экспертов заключается в неравномерном распределение водных ресурсов в регионе. Основные запасы пресной воды ЦА сосредоточены в Кыргызстане и Таджикистане, на востоке региона водные артерии подконтрольны Китаю, в связи с этим, Казахстан уже сейчас сталкивается с проблемой нехватки воды, так-как около половины его поверхностных вод поступают из зарубежья.

В остальном же, сильно сказывается неконтролируемый, практически хищнический забор воды многими странами региона. Причины последнего также ясны, и заключаются в архаичной системе земледелия, «благодаря» которой расход воды на единицу продукции у нас может в 10 раз превышать общемировые показатели.

Согласно расчетам специалистов, качественная модернизация и более рациональное водопользование позволили бы экономить до половины стока трансграничных рек в год. Но введение современных агротехнологий вкупе с всеобщей модернизацией сельского хозяйства требует крупных инвестиционных вложений, как внешних, так и внутренних, а учитывая низкую инвестиционную привлекательность, с этим могут возникнуть проблемы. Тот факт, что основными запасами воды обладают беднейший страны региона, также добавляет беспокойство относительно возможных темпов исправления сложившегося положения.

Вот и получается, что неэффективное использование водных ресурсов и неравномерное их распределение по региону, а не дефицит воды как таковой, вызывают основные проблемы. Нам крайне не хватает водосберегающих технологий и бережливого подхода к имеющимся водным ресурсам.

Печальным примером иллюстрирующим масштаб нашей халатности, может служить Туркменистан, потребляющий на душу населения до 5.5 тыс. кубических метров воды, обходя США и занимая первое место в мире по этому показателю. И это в условиях, когда уже сейчас вырисовываются очертания будущего кризиса из-за нехватки воды в регионе.

Казахстан в этой ситуации отчасти является заложником сложившегося положения, и вынужден уповать на волю и добросовестность своих соседей по части использования вод трансграничных рек. Это делает Казахстан одним из наиболее уязвимых звеньев региона в контексте гидроэнергетической политики. Особенные риски чувствуются со стороны большого восточного соседа - КНР. Масштабное пользование вод Иртыша и Иле со стороны Китая в целях орошения почвы может привести к снижению стока этих рек до минимума.

Для Казахстана это означает тотальный водный дефицит для сельского хозяйства и промышленных мощностей, не говоря уже о потребностях населения. Попытки исправления вынудят на поиски иных способов добычи электроэнергии. Напоминаем, что данным момент ГЭС на территории республики приносят ей около 12% от общего объема вырабатываемой энергии.

К тому же может быть обострена проблема высыхания озера Балхаш, в случае чего, восточная часть озера рискует отделиться и обмелеть, это вызовет распространение соли по ветру на территорию страны и региона в целом. Как это уже не одно десятилетие происходит с солончаками, оставшимися при обмелении Аральского моря, которые регулярно наносят катастрофический урон экологии региона, и приводят к ускорению опустыниванию страны.

По поводу последнего, хотелось бы отдельно напомнить, что 58% территории страны и так занимают пустыни и полупустыни, дальнейшее их разрастание может нести катастрофические последствия.

Необходимо понять и разницу в приоритетах водно-энергетической сферы региона. Кыргызстан и Таджикистан находятся в зоне формирования водного стока, остальные же страны в области его рассеивания. Для первых это означает возможности фактического контроля львиной доли водных ресурсов региона. А для вторых это риски политического давления и даже шантажа со стороны других государств.

Также это означает заинтересованность Кыргызстана и Таджикистана в развитие гидроэнергетики. В то время как для остальных стран региона, приоритетными направлениями является использование водных ресурсов для орошения земли.

Пути решения сложившихся проблем вокруг водной энергетики и водопользования лежат в консолидации усилий и умении солидаризироваться.

Так или иначе, сиюминутные выгоды от использования рек и озер региона в свою пользу, в долгосрочной перспективе может нанести всем игрокам непоправимый урон. Реки соединяющие государства ЦА это жизненные артерии для всего региона, а бездумное их использование не будет вести ни к чему кроме гибели.

Объем иранского озера Урмия увеличился на 1,55 млрд. кубических метров

Изучение изменений в объеме воды иранского озера Урмия показывает, что объем озера увеличился на 1,55 млрд. кубических метров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В недавнем интервью IRNA, глава  Штаба по возрождению озера Урмия Фархад Сархош сказал, что объем воды в озере оценивается более чем в 3 млрд. 520 млн. кубометров.

Сархош рассказал, что площадь озера Урмия в настоящее время достигла более 2848 квадратных километров, отметив, что с этой точки зрения озеро также увеличилось на 583 квадратных километра по сравнению с прошлым годом.

По его словам, нынешняя водная глубина озера составляет 1 271 метр 33 см, что на 60 см больше, чем за аналогичный период прошлого года.

«Просто добавь воды» или как восстановить речные экосистемы
Экологи из Аризоны установили, что речную экосистему можно восстановить, если наполнить водой высохшие русла рек. Убедиться, что система функционирует нормально, можно с помощью наблюдения за насекомыми. Они сами находят пути до водоемов и обеспечивают их здоровое существование.
 
Жители и власти Тусона, Аризона, решили восстановить давно высохшую реку Санта Круз. Они ежедневно наполняли ее русло сточными водами — и это сработало. 

В XIX веке многие реки на Западе Америки использовались для орошения или перекрывались для выработки электроэнергии. Эти и другие факторы, например, глобальное потепление, привели к тому, что реки высохли. Одна из таких рек — Санта Круз на юго-востоке Аризоны.

Эколог Майкл Боган из Университета Аризоны рассказывает, что власти города Тусон, через который протекала река, решили восстановить водоем спустя 70 лет после высыхания. В русло реки ежедневно возвращали около 2.8 миллионов галлонов сточных вод. 

«Все плескались, взволнованные, увидев воду в реке. И что меня сразу привлекло, так это количество стрекоз, которых я там видел» — вспоминает эколог. 

Через несколько часов Боган смог насчитать около семи видов стрекоз, некоторые из которых уже откладывали яйца. Три месяца спустя команда Богана зафиксировала примерно такое же изобилие и разнообразие стрекоз, какое они видели около других рек, текущих годами. Эти беспозвоночные являются индикаторами здоровой водной экосистемы. 

«Самое главное — просто добавить воды в эти экосистемы. Виды сами найдут способ вернуться туда. Чем больше воды получится туда добавить, тем благоприятнее будут условия для создания более разнообразной среды обитания и большего количества видов» — утверждает Боган.

Боган призывает городские власти сотрудничать с экологами и биологами, чтобы максимизировать положительный эффект от биоразнообразия.

Озеро Киву. Бомба замедленного действия

Наверняка многие не раз слышали выражение "жить, как на вулкане".
И приблизительно представляете, что его авторы имели в виду.
А выражение "жить, как на озере" в таком же контексте слышать не приходилось?
Ну, что же. Всё когда-нибудь случается в первый раз.

Озеро Киву в Руанде - одно из самых необычных озёр в мире.
Большое. 2700 квадратных километров - это ого-го. Глубокое. Окружённое горами. Оно входит в семёрку Великих африканских озёр. Здесь находится один из самых больших расположенных в пресной воде островов в мире. 

Но не это делает его по-настоящему уникальным.

Во-первых, однажды с этим озером приключилась необычная история.
В 1948 году во время извержения вулкана Китуро вода в озере закипела. И местные жители потом ещё несколько дней ели варёную рыбу.

Ну и главное в чём уникальность этого озера.
В этом озере есть слои углекислого газа, а на дне 55 миллиардов кубических метров метана.
Говорят, что малейшее землетрясение может привести к гигантскому взрыву.
И 2 миллиона человек, живущие на берегах озера постоянно рискуют погибнуть от взрыва или от удушья углекислым газом.

Нормальная перспектива, да?
Но знаете, даже при таком раскладе оказывается можно найти плюсы. 

Метан качают прямо из озера и его запасов хватит, чтобы обеспечить газом всю страну.
Завод, выпускающий самое популярное пиво "Primus" стоит прямо на берегу, максимально близко к дешёвому топливу.

И самое главное - это одно из немногих Африканских озёр, где можно смело купаться. Конечно, насколько у вас хватит смелости отправиться отдыхать на пороховой бочке.
Из-за метана здесь нет крокодилов.

И дополнительный бонус ко всему выше перечисленному - красивые виды.

Мы приехали на Киву после восхождение на вулкан Ньирагонго в Конго с целью отдохнуть уже наконец пару дней от наших африканских приключений.
И сразу окунулись в какую-то райскую атмосферу.

Конечно, после вулкана и особенно после Конго любая атмосфера покажется райской.
Но в любом случае, здесь было очень мило. 

1. 
2.

Можно было купаться, загорать лёжа на травке или сидя на балконе в номере смотреть, как проплывают рыбацкие лодки. 

3. 
4.

И лишь один плакат на берегу нарушал атмосферу безмятежности, намекая, что не всё так спокойно. 

5.
 

Впрочем, надпись на нём "Озеро может убить тебя, если ты не умеешь плавать" звучала скорее не угрожающе, а предупреждающе. И весьма логично.

Полдня после Конго мы отмокали и отогревались на берегу. А на следующий день отправились на прогулку по озеру.

Вот он - наш капитан и его непотопляемый бриг. 

6.
 

Берега озера Киву, несмотря на его потенциальную опасность, достаточно плотно заселены. 

7.
 
Здесь и множество красивых отелей с закрытой территорией.

Вот это наш отель.

 
8.

И отели попроще. 

9.

И какие-то, спрятанные в зарослях травы, особнячки. 

10.

Вот тот самый пивной завод. 

11.
 

И конечно же много деревень, где живут местные жители. 

12. 
13. 
14. 
15. 
16.

Деревни достаточно густо населены. 

17.

А основное занятие местных жителей, как не сложно догадаться - рыбалка. 

18.

Все берега буквально уставлены лодками.

При чём, если лодки не вышли в озеро, это не значит, что жизнь на них остановилась.
Даже на берегу они не покидают своих лодок проводя там большую часть времени. 

19. 
20.
 

Вы уже заметили (я надеюсь) необычные огромные палки по бокам лодок?
Насколько я поняла, когда они выходят на промысел за мелкой рыбёшкой, какую мы видели уже в Уганде, они ставят несколько лодок рядом, а между ними на палки натягивают огромные сети. 

21.
 

Кроме таких лодок для рыбалки используют ещё совсем маленькие долблённые лодки.

С них на мелководье ловят рыбу гарпуном. 

22.
 

А ещё на лодках они перевозят груз. В каких-то совершенно немыслимых количествах. Как не переворачиваются - уму не постижимо. 

23.

Вот в этой деревне явно специализируются на выращивании растений.
Как-то неожиданно выглядят растения в горшках среди окружающей действительности. 

24.
 
25.

В программе прогулки по озеру у нас было осмотр острова с лодки.
Ну, остров как остров. Симпатичный. 

26. 
27.

И ещё - посещение горячих источников.

Приехали мы, значит, в деревню, где источники расположены.
Там жизнь бьёт ключом. Народ туда-сюда ходит. 

28.

Купили входные билетики на источники.

Приходим и видим...
Вот такую вот лужицу обложенную мешками для укрепления стенок видим. 

29.

Рядом тот самый горячий источник, из которого вода идёт. 

30.

Ещё один мужик с лопатой сидит и говорит:
- Хотите, я вам сейчас СПА делать буду. За ваши деньги буду вас в землю закапывать.

Посмотрели мы на всё это и решили, что нам ни СПА, ни купаний как-то не хочется.

На этом наша программа тура по озеру заканчивалась. Но мы спросили капитана, не найдётся ли здесь ещё что-нибудь достойного наших глаз.

Капитан не растерялся и предложил поехать на кофейные плантации. Но сразу предупредил, что это до вечера мероприятие растянется.

Мы подумали и ответили ему, что до завтрашнего утра мы совершенно свободны, лишь бы это кофейное мероприятие не было как горячие источники.

Забегая вперёд скажу, что с кофейной фабрикой всё получилось хорошо. Даже лучше чем ожидалось. Поэтому про кофе будет отдельный рассказ.

Сейчас же мы немного перемотаем события и вернёмся в отель.

На обратном пути нам очень повезло. Вечная дымка над горами вдруг уползла, и открылся красавец вулкан Ньирагонго, куда мы ходили смотреть на лавовое озеро. 

32.

А вечером на закате на промысел вышли рыбацкие лодки.
Они шли небольшими группами. Светились фонарики. Рыбаки пели протяжные песни. 

33. 
34.

И было от этой красоты так спокойно. И совершенно невозможно представить, что где-то там на глубине притаился коварный метан, который в любой момент может запросто уничтожить всю эту красоту. 

0 комментариев
Архив