Жертвы кризиса. Каким может быть мир без империй и гегемонов?
|
В случае крушения США основными пострадавшими станут развивающиеся страны, которые зависят от внешних рынков и китайских инвестиций. После этого центрами развития станут локальные сообщества, выживание которых будет зависеть от уровня человеческого капитала.
В нашей недавней публикации мы рассказали о прогнозе большой эпидемии гриппа, который сбылся на практике, породив в обществе массу подозрений. Но этот прогноз представлял собой всего лишь один из четырех сценариев развития человечества, опубликованных еще в 2010 году в докладе, подготовленном двумя организациями — Фондом Рокфеллера (The Rockefeller Foundation) и Глобальной сетью бизнеса (Global Business Network).
Тот факт, что описанный в докладе сценарий «большой эпидемии» реализовался на практике на десять лет позже, делает другие сценарии из доклада не просто увлекательным чтением из категории «альтернативной истории», но еще вполне реальным вариантом развитием будущего. И это будущее, кстати, вполне может оказаться реальностью, но с еще большим временным лагом.
На осколках больших держав
Один из таких сценариев носит название «SMART SCRAMBLE», что может быть переведено как «грамотное смешение». Таким образом авторы обозначили причудливое сочетание локальных культур и цивилизаций, которые возникнут на осколках больших держав после глобального краха мировой экономики.
Напомним, что вышеупомянутый доклад был опубликован в 2010 году, когда перспективы выхода из мирового экономического кризиса 2008 года были еще неясны. И не все верили, что государства будут готовы пойти на беспрецедентные меры для спасения мировой финансовой системы.
Авторы сценария «SMART SCRAMBLE» исходили из обратного.
Они предположили, что системообразующие государства не смогут справиться с кризисом и окажутся его жертвами. Соответственно, жертвой кризиса станет и сама глобализация как система гарантированных обменов товарами и услугами в масштабах всего мира.
По условиям сценария, разрушение этой системы не приведет к ликвидации цивилизации как таковой. Вакуум власти, образовавшийся в результате крушения или ослабления крупных государств, заполнят локализованные сообщества, в естественных границах которых и будет развиваться цивилизация.
Это сценарий можно было бы назвать «новым средневековьем», так как именно по нему развивалась история Западной Европы после распада европейской части Римской Империи. На территории постсоветского пространства он также известен. Но авторы, очевидно, старались избежать исторических аналогий, которые неизбежно возникают при анализе подобного развития событий.
Хроника катастрофы
Согласно предложенному сценарию, главной мировой проблемой становится потеря Соединенными Штатами Америки роли лидера мировой экономической и политической системы. Это происходит из-за неконтролируемого роста госдолга, разрушения рыночных механизмов и общей растерянности властей.
В результате США теряют доверие своих основных международных партнеров и клиентов. Происходит дезинтеграция ядра мировой экономической и политической системы. Безработица растет космическими темпами. Начинается война за рабочие места между местными жителями и мигрантами, которая ведет к росту ксенофобии. Мигранты покидают развитые страны, увозя с собой образование и полученные навыки.
Но возвращение домой квалифицированных специалистов не означает автоматического процветания. Страны с развивающейся экономикой оказываются слабым звеном в этой кризисной цепочке событий, так как они одновременно теряют основные рынки сбыта и лишаются возможности занимать в долг, чтобы защититься от потерь. Экономический кризис в этих странах неизбежно ведет к уличным волнениям и росту преступности.
Особенно сильный удар приходится по тем странам, где большую роль играют китайские инвестиции. Столкнувшись с кризисом внутри страны, КНР резко сокращает все свои зарубежные вложения.
Секреты выживания
В странах третьего мира задачи по выживанию ложатся на местные власти. Соответственно сценарии такого выживания существенно отличаются, не только в зависимости от страны, но и от конкретной территории или города.
Преимущества получают те сообщества, которые обладают большими возможностями поддерживать любую связь с внешним миром.
Большую роль играет концентрация человеческого капитала на локальном уровне. Она позволяет внедрять хоть и импровизированные, но вполне качественные технологические решения, которые гарантируют не только выживание общин, но и развитие.
Интеграция на локальном уровне усиливается. Общины становились самодостаточными механизмами. Они превращаются в полноценные кооперативы, которые могут даже эмитировать собственные валюты. Но все эти преимущества так и остаются локальными, так как не имеют шансов на масштабирование.
Темные века или светлое будущее?
Этот сценарий действительно напоминает эпоху наступления средневековья. Для тех, кто любит историю. А для тех, кто застал распад СССР, — период начала девяностых годов прошлого века.
Тем не менее, описанный в докладе сценарий может выглядеть мрачным только при сравнении его с режимом «статус-кво» — то есть тем, в котором мы живем в настоящее время и рассчитываем жить в обозримом будущем. Но возможности такого варианта в последнее время все чаще ставят под сомнение. И речь идет не только об убежденных противниках США.
К примеру, не верят в «бесконечное настоящее» эксперты Института сложных систем — одного из самых продвинутых исследовательских центров США, расположенного в городе Санта-Фе, неподалеку от Лос-Аламоса, в котором в 1940-е годы прошлого века лучшие умы человечества собрали атомную бомбу и, таким образом, написали реальный сценарий будущее для всего человечества.
Институт сложных систем был создан по инициативе и при поддержке физиков лауреатов Нобелевской премии, которые поняли, что статус-кво невозможен, и человечеству нужен «план B» — развитие цивилизации в сторону децентрализации и сетевого взаимодействия.
Другими словами, этот план соответствует сценарию «SMART SCRAMBLE».
Мы бесконечно далеки от теории заговора, но в данном случае это совпадение неслучайно. Речь идет о вполне реальном варианте развития в случае возникновения глобального кризиса. И на его фоне этот вариант выглядит вполне рабочим.