Испытание С-400 - точка невозврата Турции?
|
Вопреки угрозам санкций со стороны США, Турция на прошлой неделе провела испытательный пуск по крайней мере одной ракеты из своих российских систем ПВО С-400. Якобы это было демонстрацией решимости активировать эти системы, но Анкара, возможно, преследует и другие цели. Их анализирует на страницах Al-Monitor турецкий военный эксперт Метин Гюрджан.
Хотя Анкара не подтвердила и не опровергла факт шестичасового испытания, анонимный американский чиновник сообщил Reuters, что Турция провела испытания системы С-400. Ранее в этом месяце турецкие власти выпустили авиационное уведомление о том, что в середине октября неподалеку от черноморского города Синоп будут выпущены неуказанные ракеты. Эксперты, анализирующие кадры запуска ракеты в этом районе 16 октября, определили снаряд как ракету С-400 типа 40Н6Е, дальность которой составляет 400 километров, в зависимости от типа зажигания двигателя и угла наклона. Два других испытания должны были пройти в том же районе к 19 октября.
Испытания, которые, как сообщается, длились около шести часов, представляют собой наиболее важный этап на пути к активации систем С-400 (красная линия, проведенная Вашингтоном) после более ранних учений в ноябре 2019 года, когда Турция использовала произведенные в США истребители F-16 и F-4 для испытаний других компонентов, скорее всего, радаров, на авиабазе около Анкары, где четыре батареи С-400 хранились с тех пор, как Россия начала поставки в июле того же года.
Теперь, последним шагом перед полной активацией будет официальное назначение операторов С-400 в боевую структуру ВВС Турции, вероятно, на уровне полка, и их оперативное развертывание по месту службы.
Где будут размещены четыре батареи, остается неясным, но одна почти наверняка будет расположена в Анкаре. Принимая во внимание военные задачи Турции в Эгейском и восточном Средиземном морях, две другие батареи, вероятно, будут размещены в районах, выходящих на Эгейское и Средиземное моря. Четвертая батарея может выйти либо к сирийской, либо к армянской границе.
Критическое испытание произошло в то время, когда Вашингтон озабочен президентскими выборами, до которых осталось менее трех недель. Еще в июле 2019 года госсекретарь Майк Помпео предупредил Турцию о «дополнительных санкциях» после ее исключения из программы F-35, подчеркнув, что активация С-400 будет «неприемлемой».
Государственный департамент не подтвердил результаты испытаний 16 октября, но предупредил о «потенциально серьезных последствиях», если Анкара активирует оружие. Представитель Пентагона сказал: «Мы ясно дали понять: действующая система С-400 не соответствует обязательствам Турции как союзника США и НАТО. Мы возражаем против покупки системы Турцией и глубоко обеспокоены сообщениями о том, что Турция вводит ее в действие».
Председатель комитета сената по международным отношениям республиканец Джим Риш сказал, что Турция «вышла за приемлемые рамки», и призвал администрацию «послать решительный сигнал о том, что Турция должна отказаться от своих С-400».
НАТО, со своей стороны, заявило: «Любое испытание системы противовоздушной обороны С-400 со стороны Турции, если оно будет подтверждено, прискорбно. Важно, чтобы Турция продолжала работать с другими союзниками, чтобы найти альтернативные решения».
Тем временем в Турции члены и сторонники правящей Партии справедливости и развития (AKP) были в праздничном настроении. Проправительственные СМИ приветствовали это испытание как признак того, насколько уверенно Турция противостоит Соединенным Штатам или становится независимой от Запада, или как «шаг, который сведет с ума тех, кто не может переварить» растущую силу Турции.
Ссылаясь на критиков покупки С-400 внутри страны, парламентский кнут ПСР Бюлент Туран написал в Твиттере: «Сегодня в Синопе прошли испытания С-400. Самая большая проблема этой прекрасной страны - это те негодяи, которые выдают себя за интеллектуалов, которые никогда не могут примириться с ценностями нации и никогда не доверяют своему государству, и те поверхностные [оппозиционные] политики, которые не могут понять, где им следует стоять в национальных вопросах»
По мнению наблюдателей, время проведения испытания не было случайным.
Президент Дональд Трамп неохотно вводит новые санкции в отношении Турции, несмотря на давление со стороны Конгресса, особенно демократов, которые часто ставят под сомнение отношения Трампа с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Многие полагают, что Анкара уже маневрирует, чтобы укрепить свои позиции против перспективы победы Джо Байдена на выборах 3 ноября. Аргумент основан на предположении, что Анкара использует С-400 для получения уступок от Вашингтона по другим спорным вопросам, таким как северо-восток Сирии, который контролируется поддерживаемыми США боевиками YPG, и трансграничная борьба Турции против запрещенной Рабочей партии Курдистана. Соответственно, Анкара может со временем отказаться от полной активации С-400, в зависимости от получаемых уступок.
Другие, однако, считают, что Анкара давно решила активировать С-400 и не намерена отступать. Согласно этой позиции, С-400 отражают стремление Турции к «независимости» от западного блока и НАТО в пользу позиции «неприсоединения». Другими словами, утверждается, что С-400 являются символом нового геополитического положения и уверенности Турции, утверждающей себя как независимая региональная держава.
Другая точка зрения сосредоточена на внутренних проблемах правительства. Турция находится в тисках глубокого экономического кризиса, который наносит серьезный ущерб группам с низким доходом и среднему классу, составляющих основную часть базы избирателей АКР. Следовательно, Анкаре нужны «истории успеха» на международной арене, чтобы поддерживать националистические настроения и отвлекать общественность, готовую выдержать внешнеполитические риски для сохранения своей народной поддержки. С-400, которые изображают как символ независимости Турции, прекрасно служат этой цели.
Наконец, некоторые наблюдатели связывают испытательные стрельбы и растущие связи Турции с Украиной. В тот же день, когда ракета была испытана, Эрдоган принимал в Стамбуле своего украинского коллегу Владимира Зеленского. Обе стороны подписали соглашения о военном сотрудничестве, направленные на то, чтобы поднять сотрудничество в сфере оборонной промышленности до уровня «стратегического партнерства». Следовательно, как утверждается, испытание должно было успокоить Россию, которая находится в конфликте с Украиной. Турецко-украинское стратегическое партнерство может коренным образом изменить геополитику в Черноморском регионе и, безусловно, раздражает Москву.
В общем, ни один из четырех аргументов не может быть отклонен окончательно, и все эти факторы, похоже, на самом деле в определенной степени повлияли на решение Анкары продолжить испытание. В любом случае, время, которое избрала Анкара, было довольно удачным, поскольку и Вашингтон, и Москва в настоящее время заняты другими приоритетами.
Al-Quds (Великобритания): Турция начала подготовку к новой военной операции на севере Сирии?
Заявления американских и турецких властей, а также некоторые внешнеполитические шаги Анкары, в том числе официально не подтвержденные, могут, по мнению автора, говорить о том, что в скором времени мы станем свидетелями новой операции Турции в Сирии. Какова очередная цель Эрдогана?
Kак и перед началом прошлых военных операций, которые турецкая армия проводила на севере Сирии, в настоящее время начали появляться признаки подготовки Турции к проведению новой военной операции против курдских подразделений на севере арабского государства.
Поворотным моментом стала новость о том, что специальный представитель США по Сирии Джеймс Джеффри заверил руководителей курдских подразделений, что Турция «не начнет новую военную операцию на северо-востоке Сирии». Об этом сообщило турецкое информагентство Anadolu.
По информации издания, заявления Джеффри прозвучали во время его визита в сирийские провинции Эль-Хасака и Дейр-эз-Зор. Напомним, что специальный представитель США по Сирии работает над объединением ведущих курдских партий и стремится добиться консенсуса между курдскими подразделениями и Курдским национальным советом по вопросу о создании единого политического ориентира. Иными словами, администрация США пытается заявить, что она гарантирует отсутствие «террористических и иностранных элементов» в рядах курдских формирований, чтобы убедить Анкару не начинать новую военную операцию на севере Сирии.
Тем не менее действия Джеффри и его заявления вызвали гневную реакцию в рядах турецкой оппозиции, которая считает, что американцы нацелены на создание курдского государства на сирийско-турецкой границе, угрожающее национальной безопасности Турции. Она потребовала от турецкого правительства раскрыть информацию о том, какие гарантии предоставил Джеффри и высказать мнение о возможности создания курдского образования.
Турецкое правительство несколько дней хранило молчание. Но журналисты, близкие к правительству, заявили, что «его нельзя обмануть усилиями Джеффри по легитимации террористической организации PYD. Оно не приемлет никаких попыток по созданию террористического государства и ответит на любые подобные попытки новой военной операцией в Сирии».
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который на несколько месяцев прекратил угрожать проведением новой военной операции на севере Сирии, вернулся к старой риторике. Он заявил, что Турция сама очистит те регионы Сирии, в которых, по ее мнению, продолжают оставаться террористы, если данные ей обещания (со стороны России и США) не будут выполнены.
Эрдоган сказал: «Стороны, хранящие молчание о террористических организациях и поддерживающих их странах, игнорируют все моральные, юридические и гуманистические принципы, когда речь идет о Турции. Когда мы разрушили террористический коридор, который пытались построить вдоль наших границ, мы показали, что наши сирийские братья не одиноки. Турция будет сохранять присутствие в Сирии до тех пор, пока не будет установлена стабильность на турецко-сирийской границе».
В субботу, 24 октября, Эрдоган прокомментировал новость об активизации усилий США по созданию нового террористического государства, заявив: «В последнее время мы видим, что активизировались усилия по созданию нового террористического формирования вблизи иракской границы в Сирии. Позвольте мне сказать это более четко: там предпринимаются усилия по созданию нового террористического государства. Я хотел бы сказать это, не ходя вокруг да около: Турция никогда не допустит создания террористического государства прямо у своих границ. Мы сделаем все необходимое и осушим это болото терроризма».
Эрдоган пошел еще дальше, послав сообщение России и США о том, что «сотрудничество, дружба и партнерство по другим напарвлениям не имеют никакого отношения к данной теме». Он призвал их пересмотреть ситуацию, напомнив, что «никто не должен забывать, как Турция реализовала то, о чем говорила ранее (имея в виду предыдущие военные операции в Сирии)».
Турция при помощи агрессивной риторики и военно-политических действий пытается остановить американские усилия по созданию курдского образования на севере Сирии, так как она боится, что они увенчаются успехом. Реализация американских стремлений несет большие риски для будущего президента и турецкого правительства в свете исторических принципов турецкой политики, согласно которым «создание курдского государства на севере Сирии — это красная линия, так как оно представляет собой стратегическую угрозу национальной безопасности Турции». Таким образом, ни один турецкий лидер или партия не будут рисковать своим политическим будущим.
Кстати говоря, Турция вывела войска с некоторых наблюдательных пунктов в сирийской провинции Идлиб, что можно расценивать как еще одно свидетельство подготовки к новой военной операции. Причина эвакуации нескольких наблюдательных пунктов все еще не известна, но она может происходить в рамках усиления турецкого военного присутствия на севере Сирии или в рамках соответствующих соглашений с Россией, которые могут дать Анкаре «зеленый свет» для начала новых боевых действий.
В последние дни происходит активное движение на дипломатическом уровне, включая телефонный разговор между Эрдоганом и президентом Ирана Хасаном Роухани, и визит турецкой делегации в Россию для обсуждения военно-политических событий в Сирии.
Следует отметить, что любая турецкая военная операция сталкивается с военно-политическими трудностями. И хотя угроза создания курдского образования исходит в основном от отдаленных северо-восточных регионов Сирии, ходят слухи о том, что новая турецкая военная операция будет направлена на то, чтобы связать контролируемые турецкими войсками районы, находящиеся на восточном и западном берегу реки Евфрат. Иными словами, Турция хочет связать районы операции «Щит Евфрата» с районами операции «Источник мира», то есть взять под контроль территории от Манбиджа, Айн-эль-Араб — Кобани до ад-Дарбасии. Кроме того, ходят слухи о том, что Турция может сосредоточиться на районах Айн-Исса и Таль-Рифат.