Индийские националисты нацелились на тысячи мечетей
Индийские националисты нацелились на тысячи мечетей
8 месяцев назад 929 islamosfera.ru

По сообщениям СМИ, экстремистские индуистские группировки нацелились на более чем 3000 мечетей, которые, по их мнению, должны быть либо снесены, либо преобразованы в индуистские храмы, пишет портал Qantara.

Пять человек были убиты в феврале 2024 года в ожесточенных столкновениях между индуистами и мусульманами из-за сноса медресе в штате Уттаракханд. Также в этом месяце в столице Индии Нью-Дели была разрушена до основания 600-летняя мечеть Ахонджи.

В январе исследование Археологического общества Индии (ASI) подлило масла в эскалацию конфликта между индусами и мусульманами. Как заявило ASI, на месте мечети Гьянвапи XVII века в Варанаси раньше располагался «большой индуистский храм», посвященный богу Вишну. Однако он якобы был снесен императорами Великих Моголов для строительства мечети.

Отчет ASI был опубликован всего через несколько дней после того, как премьер-министр Индии Нарендра Моди, известный своими националистическими взглядами, с помпой и пафосом открыл новый храм в Айодхье в честь бога Рамы. Храм был возведен на месте мечети Бабура (Бабри-Масджид) XVI века, которая была разрушена толпой индуистов в 1992 году. По меньшей мере 2000 человек, в основном мусульман, были убиты в ходе последовавших беспорядков.

Мечеть Гьянвапи / Источник: picture-alliance/AP

Между тем не проходит и дня без сообщений о сносе исламских памятников в штатах, управляемых националистической Индийской народной партией, или Бхаратия джаната парти (БДП). Как заявляют СМИ, экстремистские индуистские группировки нацелились на более чем 3000 мечетей, которые, по их мнению, должны быть либо снесены, либо преобразованы в индуистские храмы.

Этот разрушительный разгул «культуры отмены» наряду с открытием храма Рамы в Айодхье представляет собой открытое объявление войны мусульманам премьер-министром Моди и его БДП как политической ветви ультраправого движения хиндутва. Идеология хиндутвы сводится к тому, что «индусы превыше всего», к стиранию истории исламских императоров из династии Великих Моголов (1526-1858), которые, якобы, преследовали, эксплуатировали и порабощали индусов.

Но историки опровергают подобные представления. По словам Сайеда Али Надима Резави из Алигархского мусульманского университета в Уттар-Прадеше, индуистские националисты создали «ложный нарратив о преследовании индусов мусульманскими правителями Индии». По их мнению, основанное на «эксплуатации» правление Великих Моголов было возможно только благодаря поддержке раджпутов (индуистских князей). Ученый отмечает: «Моголы и раджпуты были настолько тесно связаны, что трудно обвинять одних и не учитывать других».

Indian supreme court verdict could spark new wave of sectarian riots between Hindus and Muslims

Индуистские националисты отмечают годовщину сноса мечети Бабура в Айодхье в 1992 году / Источник: Deepak Gupta/Hindustan Times via Getty Images

Это сотрудничество «неизбежно» шло рука об руку со свободой вероисповедания. «У императоров Великих Моголов были жены-индуистки, которые никогда не обращались в ислам и могли свободно продолжать поклоняться своим божествам», – говорит историк. Если бы Моголы преследовали индусов и заставляли их принимать ислам, мусульмане в Уттар-Прадеше, бывшем центре империи Великих Моголов, не были бы в меньшинстве.

«Мы видим активные попытки отрицать историю и заменить ее мифами», – сетует Резави. Он добавляет: «Это отражает одностороннюю мстительную социальную политику (БДП), тем более, что у них нет других «достижений», которые они могли бы показать своим полуголодным, безработным и необразованным потенциальным избирателям. Неудивительно, что эта политика приносит свои плоды Моди и его партии». Премьер-министр, который баллотируется на третий срок на всеобщих выборах весной, согласно опросам общественного мнения, может рассчитывать на триумфальную победу.

Императоры Великих Моголов канули в Лету с 1858 года, но представления о мусульманах, желающих уничтожить индуизм, активно поддерживается индийскими националистами. Когда речь заходит о сохранении влияния среди индуистских избирателей, исторические факты не востребованы в Индии Моди и БДП.

Hindu Nationalism and the New Jim Crow | Journal of Democracy

Нарендра Моди / Источник: Journal of Democracy

В приглашении на лекцию немецкого индолога Феликса Оттера на тему «Индуистский национализм как проблема для исследования», опубликованном на веб-сайте Марбургского университета Филиппса в конце января, говорилось: «Начиная с исторической перспективы, индуистский национализм будет обсуждаться как проблема для исследования в двух смыслах: с одной стороны, как религиозный, культурный и политический феномен, нуждающийся в объяснении, а с другой – как практическая проблема для исследований, связанных с Индией, поскольку в ходе прогрессирующей политизации религии, культуры и истории он сам по себе предстает как академический и политический актор, который стремится бороться с мнениями, противоречащими его идеологии, не только академическими средствами».

В середине февраля французская журналистка Ванесса Дуньяк покинула Индию после 23 лет пребывания в стране после того, как власти пригрозили выслать ее за «злонамеренные и критические» репортажи. По данным британской Guardian, историку Одри Трушке из Университета Ратгерса в США угрожали расправой за ее работу о Великих Моголах. Сайед Али Надим Резави также получает угрозы и подвергается преследованиям. Но он один из немногих историков в Индии, у которого все еще хватает смелости публично противоречить индуистским националистам.

Сайед Али Надим Резави / Источник: Frontline – The Hindu

Пакистан призвал Индию отменить запрет мусульманских партий

МИД Пакистана призвал правительство Индии отменить запрет мусульманских политических партий на союзной территории Джамму и Кашмир. «Пакистан осуждает решение индийских властей объявить «Лигу свободы народов Джамму и Кашмира» [JKPFL] и четыре фракции партии «Лига народов Джамму и Кашмира» [JKPL] «незаконными объединениями» и призывает отменить это решение», – говорится в заявлении МИД исламской республики, которое приводит ТАСС.

В общей сложности 14 политических партий объявлены вне закона в контролируемой Индией зоне Кашмира.

Как подчеркнуло ведомство, это противоречит правам человека и гуманитарному праву, а также демократическим нормам. Правительство Индии в соответствии с Законом о предотвращении незаконной деятельности признало JKPFL и фракции JKPL незаконными объединениями на прошлой неделе, незадолго до обнародования даты выборов в нижнюю палату парламента, которые начнутся 19 апреля.

С 1947 года территория Кашмира в Гималаях остается предметом спора между Индией и Пакистаном. Между странами в этом регионе нет государственной границы, их с 1949 года разделяет линия прекращения огня.

В индийской части Кашмира активно действуют группировки, выступающие за отделение от страны. Нью-Дели обвиняет Исламабад в поддержке экстремистов, Пакистан отвергает эти обвинения.

Спорное наследие Индии: конфликт между мечетью и храмом

Многочисленные притязания ультраправых индуистских групп, по меньшей мере, на шесть религиозных объектов в Индии вызывают опасения повторения инцидента с мечетью Бабура (Бабри).

6 декабря 1992 года запомнился в Индии как «черный день». Толпа из почти 150 000 человек прорвала ограждения вокруг мечети Бабри в городе Айодхья штата Уттар-Прадеш и за несколько часов снесла мусульманский храм XVI века. Перед этим событием по распоряжению суда Археологическая служба Индии (АСИ) начала исследования, чтобы выяснить, существовал ли на этом месте индуистский храм. Были найдены некоторые свидетельства в пользу этой версии, но мусульмане оспаривают их.

На данный момент участок, на котором располагалась мечеть, остается пустым. Обнесенный колючей проволокой, он является напоминанием о дне, ознаменовавшем новый виток отношений между индуистами и мусульманами, которые веками молились в храмах и мечетях, расположенных рядом друг с другом.

Источник: trtworld.com

Перенесемся в 2022 год. В настоящее время вокруг мечети Гьянвапи постройки XVII века в городе Варанаси разгорается конфликт, потенциально способный вызвать новую волну напряженности между конфессиями. Дело в том, что мечеть была в построена на руинах храма Вишванатх, грандиозного индуистского святилища XVI века, частично разрушенного по приказу императора Аурангзеба. Крайне правые индуистские группы обратились в местный суд с просьбой разрешить им молиться в комплексе. На этом месте якобы была обнаружена шивалингам – каменное сооружение, символизирующее индуистского бога Шиву. Мусульмане оспаривают это утверждение. Несмотря на это, часть мечети была опечатана судом.

Между тем, в Индии действует «Закон о местах поклонения» от 1991 года, который запрещает переустройство мест отправления культа с момента обретения страной независимости в 1947 году.

«Единственный путь вперед для Индии – это подвести черту и сказать: «Надо остановиться». И точка отсчета, где мы можем сделать это – 15 августа 1947 года», – пишет политический аналитик Йогендра Ядав в своей статье «Аргументы в пользу восстановления оскверненных индуистских храмов и почему этого не надо делать».

The Weekend Leader - An 'inconvenient truth': Yogendra Yadav and the changing face of intellectual freedom

Йогендра Ядав / Источник: theweekendleader.com

По словам Ричарда Митона, преподавателя истории Южной Азии в Университете Аризоны, ученые говорят, что во время Аурангзеба были «определенно разрушены», по меньшей мере, 14 храмов. Между тем крайне правые индуистские группы утверждают, что при мусульманском правлении было снесено до 60 000 храмов. Ученые называют эти цифры определенно «преувеличенными».

Помимо мечети Гьянвапи, на данный момент крайне правые индуистские группы высказывают претензии в отношении еще пяти религиозных объектов: мечети Шахи в Матхуре, комплекса Бходжшала в Дхаре, Кутб-Минар в Дели, мечети Тиле Вали в Лакхнау и святилища Даргах Аджмер-и Шариф в Аджмере.

Как заявляют ультраправые, мечеть Шахи Идгах в Матхуре была построена на месте рождения индуистского бога Кришны и «должна быть снесена». Также они неоднократно обращались в суд, требуя опечатать комплекс мечети и усилить меры безопасности, чтобы «доказательства существования храма, а именно индуистские религиозные символы и т.д. не были уничтожены».

Кутб-Минар является одним из знаковых памятников Дели. Строительство объекта Всемирного наследия было начато в XII в. как знак своей победы первым султаном Дели Кутбиддином Айбеком. По словам историков, тогда были снесены 27 индуистских и джайнских храмов, располагавшихся на этом месте, а их обломки использованы для строительства мечети. Теперь, спустя более 800 лет, ультраправые индуисты требуют восстановления этих храмов. В прошлом году гражданский суд отклонил первоначальное заявление, указав, что «ошибки, совершенные в прошлом, не могут быть основанием для нарушения мира в настоящем и будущем».

The Qutub Minar was built as a tower of victory by the first sultan of Delhi, Qutbuddin Aibak

Кутб-Минар / Источник: Аднан Абиди / Reuters

После требования переименовать комплекс в Вишну Стамбха бывший региональный директор Археологической службы Индии (АСИ) Дхарамвир Шарма заявил, что Кутб-Минар был построен не Кутбиддином Айбеком, а индийским правителем V в. Раджой Викрамадитьей для наблюдения за солнцем. 9 июня суд отложил вынесение постановления на 24 августа.

Комплекс Бходжшала в округе Дхар штата Мадхья-Прадеш является охраняемым АСИ памятником XI в., который, как утверждают крайне правые индуистские группы, является храмом Вагдеви (индуистской богини Сарасвати). В то же время мусульмане называют его мечетью Камал Маула. В 2003 году был заключен договор о том, что индусы совершают молитвы в помещении каждый вторник, а мусульмане – по пятницам. Однако правые группы требуют передать комплекс в единоличное пользование индуистам и установить запрет на использование даже какой-то его части мусульманами.

Ультраправые выдвигают претензии и в отношении мечети Тиле Вали в Лакхнаупостроенной в XVI в. Согласно их утверждениям, исторические храмы, посвященные Шешу Нагешатилешвару и другим божествам на территории комплекса, были повреждены мусульманами. Как заявляют активисты, мечеть Тиле Вали – это Лакшман Тила, и, согласно петиции, она должна быть возвращена индусам.

Еще одна петиция, выдвинутая в отношении Даргаха Аджмер-и Шериф в Аджмере, шокировала мусульманскую общину. Этот религиозный комплекс, где располагается гробница суфийского святого XIII в. Хваджи Муинуддина Чишти, является крупнейшим местом паломничества мусульман Индии.

A petition was filed by a Hindu right-wing group Maharana Pratap Sena claiming that the site was a temple

Источник: Химаншу Шарма / Reuters

В мае крайне правая группа «Махарана Пратап Сена» подала петицию, в которой утверждается, что это место было индуистским храмом, и потребовала его обследования Археологической службой Индии. «Даргах ранее был древним индуистским храмом. Об этом говорят символы свастики на стенах и окнах. Мы требуем, чтобы АСИ провела обследование», – заявил журналистам лидер группы.

Как говорят аналитики, многочисленные требования о восстановлении храмов связаны скорее с местью, чем с правосудием. Суды сами подливают масло в огонь, разрешая петиции против мечетей. А ультраправые всеми силами демонизируют мусульман, создавая свою версию истории, в которой мусульманские правители Индии выставлены тиранами, попирающими справедливость.

«Индуистские националисты теперь считают, что государство на их стороне, и они могут требовать возвращения им мест поклонения, используемых мусульманами… Факты здесь не имеют значения. В битве веры и фактов последние редко побеждают. Такие убеждения не нуждаются в доказательствах или подтверждении. Фанатики всех вероисповеданий считают, что их религия является самой терпимой, в то время как другие просто оплот нетерпимости», – говорит Манимугдха Шарма, историк Университета Британской Колумбии (Канада).

 

0 комментариев
Архив