Индийские короли и королевы шахмат
|
ПРОВИДЕНС – Последние десять лет политический и экономический прогресс в Индии пробуксовывает.
Когда-то реальные надежды стать глобальной державой на равных с Китаем теперь выглядят фантазиями. Пандемия Covid-19 нанесла огромный человеческий и экономический урон. В таких обстоятельствах национальным утешением может стать спорт.
Некоторую радость в этом году принесли Олимпийские игры в Токио. Индия завоевала свою первую золотую медаль в лёгкой атлетике, сумела частично вернуть былую славу в хоккее на траве среди мужчин и наблюдала за драматической силой характера и решимостью женской хоккейной команды, хотя та и не смогла завоевать медаль. Однако в целом 48-е место страны (с населением 1,4 млрд человек) по общему количеству медалей лишь усиливает ощущение отсталости.
На этом фоне выделяется одна интеллектуальная игра с более высокими спортивными достижениями. Индия быстро превращается в общепризнанную глобальную шахматную супердержаву, опережая США и Китай по ключевым индикаторам и находясь почти на одном уровне с Россией, которая исторически является господствующей шахматной державой. Начиная с 2012 года, 44 индийца стали гроссмейстерами (высшее достижение в шахматах), в то время как в Китае лишь 18 человек, а в США – 22. Даже в России их оказалось всего лишь на одного больше, чем в Индии.
Это немалое достижение, учитывая, что впервые гражданин Индии достиг статуса гроссмейстера лишь в 1988 году, спустя 41 год после обретения страной независимости. Подтверждая этот подъём, смешанная индийская команда мужчин и женщин разделила первое место с Россией на Онлайн-олимпиаде ФИДЕ по шахматам в 2020 году.
Обнадёживает не только общее количество гроссмейстеров, но и возрастной и региональный состав шахматных талантов Индии. Возраст почти половины из 20 новейших гроссмейстеров (в их числе несколько наиболее многообещающих) не превышает двадцати лет, а некоторые игроки являются выходцами не из мегаполисов, откуда обычно появляются шахматные чемпионы. Подобно тому, как мастерство Индии в крикете усовершенствовалось, когда возможности участия в этой игре расширились за пределы англоговорящей элиты, шахматы стали процветать, привлекая таланты из небольших городков.
Почему это взрывной рост количества талантов происходит сейчас? Национальные спортивные успехи не так уже легко объяснить, но в случае Индии нельзя исключать «эффект суперзвезды». Мы не знаем, почему в Швеции в 1970-х годах появился великий теннисист Бьорн Борг, 11-кратный победитель турниров «Большого шлема». Но мы знаем, что в последующие десятилетия произошёл взрывной рост числа талантливых шведских теннисистов, потому что Борг стал ролевой моделью, а молодые шведы хотели ему подражать.
Точно так же нынешние успехи Индии в шахматах почти несомненно связаны в первую очередь с её первым гроссмейстером, Вишванатаном Анандом, а также с такими игроками-женщинами, как Конеру Хампи. Ананд неожиданно появился в конце 1980-х, став ведущим мировым игроком, который выиграл пять мировых чемпионатов и оставался на вершине (как в традиционных шахматах, так и в их более быстрой версии) почти 25 лет. А Хампи – это действующий чемпион мира по быстрым шахматам среди женщин; когда она стала гроссмейстером в 2002 году, она была самой молодой женщиной, когда-либо достигавшей этого ранга. С лагом в десятилетие или два нынешний урожай гроссмейстеров появился на сцене явно под влиянием Ананда и Хампи.
Но свою роль сыграли и другие факторы. В доцифровом мире обучение и игра в шахматы, а также проведение соревнований на высшем уровне часто требовали организационной инфраструктуры (а это не всегда самая сильная сторона Индии). Теперь же все игроки подключены к интернету, и обучающиеся шахматам могут пользоваться компьютерными шахматными программами и базами данных, а также виртуальным доступом к экспертам. Онлайн-турниры позволяют игрокам соревноваться, находясь в самых отдалённых уголках планеты. Благодаря разворачивающейся цифровой революции, сотни миллионов молодых индийцев стали глубоким источником шахматных талантов. А в подобных масштабах вероятность появления превосходных игроков возрастает экспоненциально.
Есть и другая гипотеза: появление продвинутых шахматных машин изменило набор необходимых навыков, память стала важнее жёстких расчётов за игровой доской. Машины определяют выигрышные и проигрышные комбинации в игре, которые игрок может запомнить и затем вспоминать во время матча. В эту новую шахматную эру избыточный акцент индийской системы образования на зубрёжке может стать уникальным преимуществом, подобно тому, как это уже происходит в конкурсах английской орфографии («spelling bee»), где американцы индийского происхождения обычно доминируют.
Впрочем, шахматная революция в Индии ещё не завершена. Хотя количество гроссмейстеров велико, ни один из них не входит в первую десятку мира, и ни один не создаёт серьёзной угрозы для Магнуса Карлсена, норвежского чемпиона мира, который лишил этого титула Ананда в 2013 году.
Кроме того, есть и менее позитивная сторона демократизации возможностей в шахматах, начатой благодаря цифровой эре. Индийские родители тратят все свои сбережения ради того, чтобы отправить сыновей на международные турниры; девочкам приходится отказываться от реализации собственной мечты, чтобы их братья могли воспользоваться ограниченными доступными ресурсами; а сами игроки должны делать трудный выбор между подготовкой к будущей карьере и стремлением играть в шахматы. Несмотря на новые цифровые инструменты, для успеха на высшем уровне всё равно требуются ресурсы, а также команда игроков-партнёров, психологов, менеджеров и тренеров по фитнесу.
Но что самое важное, хотя шахматные возможности расширяются, сохраняются и жёсткие ограничения. К сожалению, все главные признаки маргинализации в индийском обществе (групповая идентичность, география, гендер) явно проникают и в шахматы. Обделённые меньшинства, например, далиты (ранее известные как «неприкасаемые») и мусульмане, мало или вообще никак не представлены среди ведущих игроков, равно как и игроки из бедных регионов хиндоязычной глубинки. В расширяющемся списке гроссмейстеров Индии лишь две женщины (в то время как у Китая их девять).
Так или иначе, Индия рождает шахматные таланты гроссмейстерского уровня очень быстрыми темпами. А если удастся решить проблемы ограниченных ресурсов и социальной исключённости, её будущее как шахматной супердержавы станет ещё ярче.
В этом можно увидеть определённую историческую иронию. В снятом в прошлом веке фильме Сатьяджита Рая «Шахматисты» две эгоистичных дворянина, забывая о супружеских и официальных обязанностях, одержимо играют в шахматы, пока их королевство аннексируют британцы. Успешная колонизация изображается как превосходство Британии в метафорической шахматной игре империалистической стратегии. Сегодня в более буквальной версии этой игры (считается, что она была придумана в Индии столетия назад) история разворачивается наоборот: индийцы постепенно становятся гроссмейстерами мира.
Как в Индии торгуют на улицах (фото)
Какие образы возникают у вас в голове, когда вы слышите слова "рынок" или "базар"? Наверное, торговые ряды, прилавки или ряд павильонов?
К торговле в Индии сложно применить эти термины - "рынок" или "базар". Потому что, иногда, складывается впечатление, что вся страна - это один большой рынок.)) Торгуют в Индии везде, торгуют всем и торгуют, наверное, все. В маленьких городках и поселках дорога, проходящая через этот городок или поселок - это, самый, что ни на есть, настоящий, #рынок . С обеих сторон сплошные магазины и магазинчики, лавки и лавочки. И, конечно, уличные торговцы.
В Индии огромное количество разнообразных магазинов. Но, сегодня я хочу рассказать, именно, об уличной торговле. Потому что уличной торговлей в Индии не занимается только ленивый. В конце статьи - несколько фотографий, от которых у нашей СЭС волосы на голове встали бы дыбом!)) Впрочем, это, наверное, касается всех фотографий, где запечатлена торговля продуктами питания.
Очень часто #торговля происходит прямо с земли. Вот, например, на фото ниже, пример более-менее цивилизованной уличной торговли. Специально сделанные ниши для круп, застелены тканью. Ну, правда, продавец ходит прямо по этой ткани. Можно сказать, ходит прямо по своему прилавку. Но, зато, босиком!)) А мог бы и в обуви ходить.
Вот еще несколько примеров достаточно цивилизованной уличной торговли в Индии:
Вот #женщина продает палочки нима. Ним - это такое дерево в Индии. Очень хорошее антибактериальное и антивирусное средство. Помогает от пищевых отравлений. Купили у нее связку палочек.
Вот сфотографировал очень интересный, на мой взгляд, прилавок торговца красками.
Вы бы видели какие потрясающие #картины создают #индийцы этими красками на песке! Когда-нибудь, я напишу об этом отдельную статью. А сейчас, хотя это и не сегодняшняя тема, покажу всего лишь одну фотографию:
Но, вернемся к теме статьи: к уличной торговле в Индии.
И, напоследок, покажу несколько фотографий не очень цивилизованной уличной торговли в Индии. Вот, например, торговец цветной капустой и бананами. Весь #товар лежит прямо на земле. Но, с другой стороны, ведь цветную капусту никто сырой не ест. То есть, будет термическая обработка. И бананы, если не ошибаюсь, это те, которые для жарки. Да и шкурка у них присутствует.
Вот еще, что-то подобное. Хорошо, что хоть у соседа, чеснок в каком-то поддоне лежит, а не прямо на земле насыпан.
Да-да, я не ошибся. Это чеснок. Зубчиками. Ниже увеличенный фрагмент фотографии.
А вот крупы на #фото ниже насыпаны прямо на земле. Так мне, во всяком случае, показалось. Возможно, что где-то там, под этими холмами, и лежит хотя бы какая-нибудь подстилка. Но, я ее не заметил.
Вот дедушка разложил свой нехитрый товар. Дедушка - молодец. Мешок, все-таки подложил.
Вот такой получился #обзор уличной торговли в Индии