Грузины-мусульмане. Кто они и откуда? (фото)
|
Всем дге мшвидобиса (доброго дня), дорогие читатели. Сегодня мы с вами поговорим о грузинах-мусульманах.
Итак, ислам в Грузии появился еще с арабскими завоевателями в VII веке нашей эры. Именно тогда обратились в мусульманскую веру первые грузины. А сам Тбилиси на несколько столетий стал столицей Тифлисского Эмирата. Пока его Давид Агмашенебели не отвоевал у сельджуков после триумфальной победы на Дидгорском поле (1121 год н.э).
В XV-XVII веках Грузия подверглась нашествию турок и персов, а также страдала от лекианоба - постоянных набегов дагестанских горцев. Что тоже внесло крупный вклад в ислам на картвельской земле.
Сами грузины полностью мусульманами так никогда и не стали. Однако, среди картвелов появилось несколько исламских субэтносов. О них и пойдет дальше речь.
Итак, поехали
Аджарцы - აჭარლები
В 1990-е годы грузины-аджарцы начали переходить в христианство под влиянием проповедей грузинской церкви и желания быть единым целым со всей остальной грузинской нацией. Уникальный пример в современном мире!
Ингилойцы - ინგილოები
Небольшой субэтнос грузин, живущий на стыке Азербайджана и Грузии в древней области Саингило( также называется Эрети). В ислам многие ингилойцы перешли под влиянием дагестанцев, потому, в отличие от соседних азербайджанцев, не шииты, а сунниты.
Но есть в Азербайджане и живущие отдельными деревнями православные грузины-ингилойцы.
Ферейданцы - ფერეიდნელები
Крупный (около 100 тысяч человек) субэтнос грузин, потомки грузин-кахетинцев, угнанных вместе с армянами в Персию шахом Аббасом Великим в начале XVII века.
Живут грузины-ферейданцы в регионе Ферейдан, вокруг знаменитого города Исфаха. Они отлично помнят о своих грузинских корнях. Поговаривают, что вынужденные уйти в шиитский ислам ферейданцы тайно исповедуют дома православную веру предков.
Лазы - ლაზები
Крупный (свыше 200 тысяч человек) народ картвельской языковой семьи. Близки к мегрелам. Живут в восточной Турции и нескольких селениях Аджарии, следуют суннитскому исламу.
Чвенебури - ჩვენებური
Чвенебури (в буквальном переводе, наши, нашенские) - потомки суннитских грузин-мусульман, что в XIX веке не пожелали жить в перешедшей в состав православной России Грузии. И перебрались мухаджирами в Османскую империю.
Всего чвенебури около 300 тысяч человек. Сами себя они любят называть не картвели (грузинами), а по-турецки გურჯი (гурджи).
Имерхевцы - იმერხეველები
Близкие к аджарцам по диалекту грузиноязычной жители области Имерхеви (ныне находится на турецкой стороне, рядом с Аджарией).
Турки-месхетинцы - ahiska turkleri
Они же ахалцихские турки. Родом из окрестностей города Алахцихе (Новая крепость, Ахыска на турецком языке) в южной грузинской области Месхетия. Говорят на своем диалекте турецкого, исповедуют ислам. Но следуют многим грузинским обычаям, носят кавказскую национальную одежду, танцуют кавказские танцы.
Вопрос происхождения этого субэтноса довольно спорен. Кавказоведы окончательно не могут дать ответь. То ли это тюрки, испытавшее мощное грузинское влияние в средние века. То ли грузины-месхи, перешедшие в суннитский ислам при османском господстве.
В любом случае, грузины турок-месхетинцев своими не признают. А сами турки-месхетинцы волею исторических судеб разбросаны по всему миру...
Турция в современной жизни Аджарии
На юго-западе Грузии, где в Аджарии живет её мусульманская часть населения, нарастает экономическая экспансия Турции. При Советской власти там дружно жили аджарцы, грузины, армяне, русские и евреи. Потом Михаил Саакашвили, в надежде поднять экономику этого региона, пустил туда турок. Для них город Батуми стал местом разгульного отдыха с доступными казино и борделями.
Граница с Турцией рядом – КПП в селении Сарпи. Здесь ежедневно собираются сотни людей. Грузины везут на продажу в Турцию разрешенное количество сигарет и алкоголя и ввозят оттуда ширпотреб мелкими партиями. Потом он оказывается на челночном рынке Батуми. Из Турции в сторону Аджарии идут фуры с овощами, фруктами и стройматериалами, а также автобусы с туристами. Ездить в Батуми на выходные турки очень любят.
Сейчас столица Аджарии превращена в подобие Лас-Вегаса. В Турции запрещены казино, а тут для азартных игроков полное раздолье. Сорвавшие выигрыш могут тут же посетить один из массажных салонов, который предоставляет все виды интимных услуг. Говорят, что владельцы таких салонов турки, управляющие - грузины, а массажистки – девушки из Таиланда.
Массажные салоны это мелочь. Аэропорт в Батуми, построенный турками, находится под их контролем и даже начал обслуживать рейсы северо-восточной части Турции. ГЭС на реке Чорохи тоже построена на турецкие деньги. Пока они не отобьются, станция будет в собственности у турок. Все эти годы Грузия должна платить им за вырабатываемую на её территории электроэнергию. Обычная для турецких бизнесменов схема.
Чтобы понять место Турции в современной жизни Аджарии достаточно прогуляться по улицам Батуми. Рядом с центральной мечетью города они ничем не отличаются от турецких. Возле лавок и ресторанчиков сидят мужчины, играют в нарды и пьют чай из маленьких приталенных стаканчиков. Все говорят по-турецки. С посетителями общаются нанятые на работу грузинки, иногда украинки и русские.
Турки скупают недвижимость в Батуми. Особенно любят квартиры в новостройках. Привозят семьи из Турции. Получают второе грузинское гражданство. В старом городе покупают недвижимость для бизнеса. Управляющий персонал свой. Местных нанимают только для обслуживания.
Жители Батуми считают, что у аджарцев и турок разный менталитет. Поэтому они не подходят друг другу. Раньше каждый вечер здесь случались драки между ними. Турки, открыв для себя Аджарию, пугают её население больше, чем так называемая «русская агрессия». Дело в том, что продолжается процесс исламизации Аджарии. В настоящее время мусульмане среди её населения уже составляют более 40%. В течение последних трех лет здесь, на сравнительно небольшой территории, было открыто 153 мечети и несколько сотен школ-медресе где изучают ислам.
P.S. Несколько лет назад президент Турции Эрдоган, выступая перед народом, в числе городов, которые остаются в сердцах турок, вместе с сирийским Алеппо, греческими Салониками и иракским Мосулом, назвал и грузинский Батуми.