В результате геноцида, устроенного леворадикальным режимом красных кхмеров, находившимся у власти в Камбодже в период с 1975 по 1979 год, погибло от 1,7 до 3 млн человек, что составило от четверти до более чем трети населения страны.
По словам австралийского историка Бена Кирнана, «самая ожесточенная кампания уничтожения была направлена против этнических чамов, мусульманского меньшинства Камбоджи». Красными кхмерами ислам рассматривался как «чужая» и «иностранная» культура, которая не принадлежала новой коммунистической системе. Сначала режим стремился насильственно ассимилировать чамов путем их расселения. Затем против них стали применять меры устрашения, в том числе убийства деревенских старейшин, а в конечном итоге начались массовые репрессии. Американский профессор Сэмюэл Тоттен и австралийский профессор Пол Р. Бартроп считают, что если бы не свержение красных кхмеров в 1979 году, чамы были бы полностью уничтожены.
Еще до прихода к власти красных кхемеров, когда Коммунистическая партия Кампучии (КПК) стала приобретать влияние, по отношению к чамам стали вводить ограничительные меры разного характера. В 1972 г. им было запрещено исповедовать свою веру и культуру; женщины должны были коротко стричь волосы, как кхмеры; мужчинам-чамам не разрешалось надевать саронг; фермеров заставляли носить примитивную темную или черную одежду; устанавливались ограничение на религиозные отправления, такие как обязательные молитвы.
Трудовой лагерь в провинции Кампонг-Чам (1976 г.) / Источник: ushmm.org
Между 1972 и 1974 годами давление на чамов еще более усилилось, поскольку красные кхмеры обнаружили, что они представляют угрозу для коммунистического порядка из-за своего уникального языка, культуры, религии и независимой общинной системы. Власти считали, что чамы могли помешать их усилиям по созданию сплоченных общин, где легко контролировать каждого. Поэтому режим решил рассеять чамов, депортировав их из регионов их проживания, чтобы они работали в сельском хозяйстве по всей Камбодже, внося непосредственный вклад в экономику.
Когда Пол Пот к концу 1975 года консолидировал власть, гонения стали более жестокими и затронули всех чамов без разбора. Протесты жестоко подавлялись. В источниках сохранились сведения о некоторых из них. В 1975 году два брата, воевавшие в армии красных кхмеров, вернулись домой в провинции Кампонг-Чам, где находилась самая большая мусульманская община чамов. Они рассказали отцу о том, что пережили, будучи участниками революции, включая убийство кхмеров и употребление свинины, надеясь уговорить его присоединиться к коммунистам. Но отец схватил тесак и убил своих сыновей. Он заявил односельчанам, что уничтожил врага и пересказал им слова сыновей о ненависти красных кхмеров к исламу и чамам. Жители деревни убили всех солдат красных кхмеров в этом районе в ту же ночь. Но на следующее утро пришло подкрепление с тяжелым вооружением, войска окружили деревню и уничтожили всех жителей.
Пол Пот / Источник: historyofyesterday.com
В другой раз в июне или июле 1975 года власти КПК попытались конфисковать у чамов все экземпляры Корана, одновременно обязав всех женщин коротко постричься. Местная община устроила массовую демонстрацию, которая была расстреляна.
В середине 1976 года положение еще более ухудшилось, согласно продвигаемой идеологии, не должно было быть никаких других идентичностей, кроме кхмерской. Чамам запретили говорить на своем языке, было введено обязательное общественное питание, когда все делят одну и ту же пищу, что вынудило мусульман-чамов разводить свиней и есть свинину вопреки своим религиозным убеждениям. Кроме того, был произведен демонтаж общинной структуры чамов путем убийства мусульманских лидеров, включая муфтиев, имамов и других влиятельных деятелей. Только 20 из 113 наиболее авторитетных священнослужителей пережили период красных кхмеров. 132 мечети были разрушены, другие осквернены, мусульманам не разрешалось совершать богослужения. Их заставляли есть свинину и убивали, если они отказывались. Целые деревни чамов были истреблены. Детей чамов забирали у родителей и воспитывали как кхмеров.
По некоторым оценкам, во время правления красных кхмеров погибло 36% чамов, по сравнению с 19% кхмерского населения в тот же период. После поражения режима Пол Пота чамы вернулись к своему традиционному образу жизни и религиозным практикам, восстановив мечети, а также возвратились в свои исконные места проживания.
Музей геноцида «Туольсленг» в Пномпене в здании, которое использовалось красными кхмерами в качестве тюрьмы. Через нее прошло около 17 000 заключенных / Источник: ru.wikipedia.org
Фотографии жертв геноцида в музее “Туольсленг” / Источник: globalr2p.org
Чамы Камбоджи и их разный ислам
Чамы или тямы – это народ Юго-Восточной Азии, общая численность которого оценивается в 500 тысяч человек. В настоящее время они проживают, главным образом, во Вьетнаме и Камбодже. В древности они имели свое государство Чампа, воевали с вьетами, кхмерами, а также монголами. В XV в. большая часть Чампы была захвачена вьетнамцами, но чамское княжество Пандуранга существовало вплоть до начала 19 в. После этого многие чамы предпочли переселиться в Камбоджу, поселившись вокруг города Удонга, а также вдоль рек и озера Тонлесап.
Вопрос о том, были ли чамы мусульманами во время их эмиграции в Камбоджу, не совсем ясен. Ученые приводят свидетельства того, что они имели контакты с мусульманским миром еще в IX веке. Группа мусульман-чамов все еще живет в Центральном Вьетнаме, хотя они составляют меньшинство, большинство же чамов в этой стране придерживается индуизма. Исходя из этого, вполне вероятно, что еще до переселения в Камбоджу, часть населения чамов уже обратилась в ислам. В пользу этого говорит и тот факт, что сегодня все камбоджийские чамы являются мусульманами. Они составляют 1-2% населения этой страны.
Пребывание на периферии мусульманского мира и изоляция от него привела к формированию у чамов синкретической версии ислама. Его последователи считают себя мусульманами-суннитами, признают Аллаха Единым Богом, Мухаммада (мир ему) – Его пророком, празднуют Рамадан, воздерживаются от употребления в пищу свинины и алкоголя, но их религиозная практика включает в себя элементы индуизма и культа предков. В традиционном исламе чамов нет обязанности молиться пять раз в день, достаточно это делать один раз в неделю в пятницу. Они не используют арабский язык в качестве языка религии – у них есть местная версия Корана, написанная на языке чам. Пост в Рамадан соблюдают только священнослужители в течение трех дней, хадж не является обязательным. Многие другие ритуалы выходят далеко за рамки ортодоксальной версии ислама, в частности, в традиционном синкретическом исламе чамов существует вера в силу магии и колдовства и придается большое значение магическим практикам, призванным помочь им избежать болезней, преждевременной или насильственной смерти.
В период красных кхмеров некоторые священные тексты общины Имам Сан были зарыты в землю, чтобы их не уничтожили. Более 90 000 чамов (как джахедов, так и ортодоксальных) погибло во время геноцида / Источник: 20shots.com
Контакты с общинами мигрантов малайского, индонезийского, индийского, североафриканского и йеменского происхождения способствовали тому, что все больше чамов-мусульман переходило в ортодоксальный ислам. В начале XX века усилилось влияние на чамов малайского ислама. Из Малайзии привозили религиозные книги, малайские священнослужители произносили хутбы (проповеди) в мечетях на своем языке, представители народа чам отправлялись в малайские медресе для изучения ислама. Также нередки были смешанные браки чамов с малайцами. В итоге это привело к тому, что многие ортодоксальные чамы переняли их обычаи и семейную организацию, и стали говорить на малайском языке.
В результате этого среди чамов сформировались два исламских течения – одни продолжали придерживаться традиционной для них версии ислама, настаивая на необходимости следовать пути предков, а другие, более многочисленные, придерживаются ортодоксального ислама. Последние следует шафиитской ветви суннитского ислама, а в вероучении – матуридитскому мазхабу.
Церемонии общины Имам Сан – это ритуалы, которые восходят к доисламской традиции, которые направлены на установление связи с душами предков, а иногда на воссоздание сцен из чамской истории / Источник: 20shots.com
Группа, придерживающаяся традиционной веры чамов, известна как джахеды или бани чам. Они называют себя «чистыми чамами» – чам сот – или общиной Имама Сана. Джахеды говорят на языке чам и, в отличие от других чамов, пишут на нем. Раз в год в сентябре они устраивают праздник в своей мечети в Удонге в честь рождения Пророка и Имама Сана, которого они почитают как святого. Сегодня их число оценивают в 20 000-50 000.
Конфликт между обеими группами усилился в период 1954-1975 гг. В настоящее время джахеды, по словам антрополога Альберто Переса Перейро, стали «объектом интенсивной прозелитизации со стороны иностранных исламских организаций и благотворительных фондов», главным образом, придерживающихся саляфитской направленности или принадлежащих организации «Джамаат Таблиг» (запрещенная в РФ). Они всячески призывают чамов отказаться от традиционных обрядов и практик и последовать ортодоксальному исламу. Противостояние между сторонниками традиционной веры чам и ортодоксального иногда доходит до абсурда. Например, бывает так, что население одной деревни делится на две группы, каждая из которых имеет свою мечеть и религиозную организацию.
Битье в барабан у традиционных чамов является призывом к молитве. Они читают намаз один раз в неделю – в пятницу / Источник: 20shots.com
Джахеды пытаются поддерживать свой язык в школах / Источник: 20shots.com
Невеста, повязав на голову желтый платок, посещает могилы предков перед своей свадьбой / Источник: 20shots.com
Ортодоксальная мусульманка, живущая в общине рыбаков / Источник: 20shots.com
Ортодоксальные мусульмане-чамы едут в мечеть на пятничный намаз / Источник: 20shots.com