Геноцентризм: самый страшный научный взгляд на мир
Геноцентризм: самый страшный научный взгляд на мир
5 лет назад 2700 zen.yandex.ru

В XX веке на стыке биологии и социологии появилась новая научная теория — геноцентризм. Ее сторонники называют главной действующей силой естественного отбора не вид, а ген. А альтруизм, утверждают они, обусловлен не симпатией и сочувствием одного человека к другому, а исключительно корыстными мотивами.

Новый взгляд на эволюцию

Геноцентристы отвергают традиционное представление об эволюции как процессе развития особей и популяций живых существ. Сторонники этой теории смотрят глубже и делают акцент на способности генов копироваться. Аллели (разные формы одного гена), которые копируются лучше остальных, выигрывают в гонке естественного отбора и вытесняют своих менее «удачливых» конкурентов.

Развитие жизни на Земле геноцентристы рассматривают как борьбу генов, а не их носителей. К примеру, человек в силу естественных процессов рано или поздно умрет, однако копии «сидевшего» в нем гена будут продолжать жить в других организмах и пытаться увеличить число своих «сородичей» в других живых существах.

Корыстный альтруизм

Особое значение в теории геноцентризма имеет феномен альтруизма. Великие умы прошлого видели его корни в морально-нравственной плоскости, искреннем и бескорыстном желании отдельного индивида помочь другому, а также в симпатии, сочувствии и милосердии.

Геноцентристы переворачивают представление об альтруизме с ног на голову и считают его первопричиной корысть и жажду получить выгоду от других. Один из основоположников геноцентризма, американский социобиолог Роберт Триверс, утверждал, что один организм действует во благо другого лишь в ожидании будущей «отдачи».

По мнению ученого, индивид не будет жертвовать собой ради других, если не хочет получить ответной выгоды. Иными словами, у каждого акта альтруизма есть своя цена, а добрые поступки и помощь другим — не что иное, как своеобразная «инвестиция» в ожидании «процентов».

Эгоистичные гены

Идеи Триверса и его сторонников во второй половине XX века развил британский ученый Ричард Докинз. В 1976 году он опубликовал свой главный и самый популярный труд — книгу «Эгоистичный ген». В научном мире она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Исследователь проделал огромную работу, систематизировал наработки других геноцентристов и на основании математических расчетов подтвердил теории своих предшественников.

Смысл жизни любого существа — распространить свои гены, утверждает Докинз. Ради этой конечной цели человек заботится о близких, выстраивает социальные связи.

«Биороботы» для генов

Докинз рассматривает эволюцию как процесс копирования молекул. Однако создать полную реплику получалось не всегда, не обходилось без ошибок.

В итоге одни молекулы оказались приспособлены к окружающей среде лучше, другие — хуже. Выживали лишь самокопирующиеся молекулы, построившие вокруг себя надежную защитную оболочку.

Миллионы лет они собирались в колонии, образовывали ДНК, а затем создали вокруг себя «биороботов», способных обеспечить им комфортное существование и помочь распространиться. Так появились живые организмы — носители генов.

В теории геноцентристов человек является биологическим роботом, управляемым набором генов и действующим по их командам. Сравнить это можно с водителем, управляющим автомобилем.

Альтруизм к другим людям обусловлен корыстными целями генов — сохранением и приумножением себе подобных. Взгляд на человека как на «машину выживания» для генов, по мнению Докинза и его сторонников, позволяет лучше понять и объяснить его поведение.

Опасный подход

Критики Докинза и его единомышленников отказываются считать гены главным звеном эволюции. По мнению американского биолога Стивена Гулда, гены не выживают в одиночку и вынуждены действовать в едином организме вместе с другими молекулами. Ученый обвинил геноцентристов в искажении логики дарвинизма.

Нередко критики касаются и морально-нравственной стороны вопроса. В теории геноцентристов человек предстает расчетливым и меркантильным существом. Эгоизм объявляется главным инструментом выживания, а искренность и бескорыстное самопожертвование — уделом слабых, недостойных существовать с точки зрения естественного отбора. Такой взгляд на мир, уверены противники геноцентристов, противоречит принципам гуманизма и может привести к крайне негативным последствиям для человечества.

Почему исламские ученые из Саудовской Аравии распространяют идею о геоцентризме?

В наше время некоторые исламские ученые из Саудовской Аравии, Йемена и других стран неоднократно допускали утверждения о фиксированном положении планеты Земля и движении Солнца вокруг нее. Большую настойчивость в этом проявил шейх Ибн Баз, а так же Постоянный комитет по фатвам Саудовской Аравии под председательством шейха Ибн База. Это в свое время стало причиной большой антиисламской информационной кампании, как уже было видно из слов шейха Али ат-Тантави. И многие, наверное, встречали видео молодого саудийского проповедника, который, отвергая вращение Земли, предложил зависнуть в воздухе и подождать, когда Земля сама повернется под человеком. Это видео породило неисчислимое количество насмешек над Исламом.
Кроме того, данными утверждениями стали известны шейх Абу Бакр аль-Джазаири, 
шейх Ибн Усаймин, а из ныне живущих - шейх Салих аль-Фаузан.

Нужно понять, что, во-первых, эти ученые не пришли с чем-то новым, что лишало бы их достоинства с точки зрения религии, а продолжили утверждать то же, что утверждалось толкователями Корана до них.
А 
во-вторыхпричина такого их выбора в отреченности от мира космических исследований и открытий, и от астрономии как науки. Сейчас даже в России люди, заставшие предмет "астрономия" и сильную советскую или постсоветскую школу, имеют искаженные представления о Солнечной системе, а многие при том, какие возможности сейчас есть для ознакомления с наблюдениями и научными данными, уходят в веру о плоской Земле. В Саудовской Аравии и Йемене система образования, как известно, гораздо слабее была и есть. И многие шейхи вовсе не учились в школе. А кто учился, тот мог попасть не в естественнонаучную, а в религиозную, где из естественнонаучных предметов дается минимум. В результате такой оторванности от естественных наук у многих шейхов не сложилось верного представления о современной научной версии космического устройства мира. Дальше это будет видно в словах шейха Ибн Усаймина. Кроме того, современные научные факты до них дошли только в форме догадок, предположений и может быть даже "сомнений" со стороны "врагов Ислама". Это тоже будет видно в словах шейха Ибн Усаймина, и можно встретить подобное в словах шейха аль-Фаузана.

Позиция ряда известных шейхов из Саудовской Аравии повлияла на мусульман из других стран. Многие из тех, кто привык следовать за ними и видеть в них непререкаемый авторитет, отбросили те зачатки знания, которые накопили по этим вопросам, и последовали за этими шейхами. И некоторые даже стали доносить, что убеждение о геоцентрической модели Вселенной диктуется самим Исламом, и что противоречие данным взглядам - это противоречие Корану.

Важно сразу же отметить: мнение исламских ученых по этому вопросу не может считаться позицией самого Ислама. Даже если все они объединятся на одном мнении, и образуется единогласие (иджма'). Поскольку данный вопрос не относится ни к разделу поклонения, ни к области исламского вероучения, ни к шариатским правилам взаимоотношений. То есть это не вопрос о сути религии, где единогласное мнение исламских ученых является доводом. Это бытовой вопрос фактического наблюдения, измерения и расчета, в соответствии с имеющимися данными по которому следует использовать шариатские тексты. При отсутствии научных данных шариатские тексты могут быть поняты одним образом, а при наличии - совершенно иным. Однозначно лишь то, что шариат ни в чем не может противоречить доказанной объективной реальности.

И у нас есть прекрасные слова шейха Ибн Усаймина, который поддерживал идею о землестоячести и обращении Солнца вокруг Земли. Но при этом шейх был готов отказаться от этой идеи и, что важно в нашем случае: готов был объяснить соответствующие аяты в Коране так, чтобы относимый к ним смысл не противоречил научным данным, если до него дойдет, что это действительно научный факт, а не гипотеза.

Говорит шейх Ибн Усаймин"У нас есть кое что из слов Аллаха, и мы обязаны оставлять их на внешнем смысле, не отклоняясь от этого внешнего смысла кроме как при наличии ясного довода. А если для нас подтвердится категоричным доказательством, что смена ночи и дня происходит по причине обращения Земли, тогда обязательно будет для нас истолковать аяты, в сторону смысла, который соответствует действительности. Тогда мы скажем: "Солнце поднялось - т.е. для глаз смотрящего (с Земли), зашло - т.е. для глаз смотрящего, уклонилось - т.е. для глаз смотрящего, отвернулось - т.е. для глаз смотрящего"...
... Мы не примем ни догадки, ни предположения. Но если мы станем убеждены на основе убедительного знания, что Солнце находится в одном месте, а Земля обращается вокруг него, и (по этой причине) сменяется ночь и день, тогда истолковать аяты будет обязательно. Так как Коран не должен противоречить чему-либо абсолютно верному".

См. "Тафсир сура аль-Кахф", с. 32-33.

Можно увидеть, что шейх Ибн Усаймин подтверждает, что Коран обязательно объяснять не в противоречие ясному факту, и даже предлагает вариант объяснения.
Также его слова свидетельствуют о том, что современные астрономические данные до него дошли только в виде догадок и предположений, а не как доказанная очевидная реальность.
Также его слова говорят о том, что у него сформировалось неверное представление о научной версии картины мира. Шейх считает, что ученые-космологи утверждают, будто Солнце стоит на месте, но это не так. Согласно их данным Солнце постоянно движется по орбите вокруг центра масс галактики Млечный путь.

Шейх считает, что ученые-космологи утверждают, будто смена ночи и дня происходит по причине обращения Земли вокруг Солнца, но это не так. Согласно их данным смена ночи и дня происходит по причине вращения Земли вокруг своей оси.

В целом все выглядит следующим образом: Луна вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Земли, Земля вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца, Солнце обращается вокруг центра масс своей галактики. 

Примерная схема движения планет вокруг Солнца, движущегося вокруг центра масс галактики Млечный путь

0 комментариев
Архив