Футуролог предрек миру новые пандемии
Футуролог предрек миру новые пандемии
5 лет назад 1510

Ведущий японский футуролог, консультант правительства Японии Мориносукэ Кавагути (Morinosuke Kawaguchi) предрек миру новые пандемии. Их причины останутся прежними: плохое общее состояние здоровья людей и их нежелание менять образ жизни, передает РИА Новости.

По словам специалиста, в критические моменты люди напуганы и ожидают худшего развития ситуации. «Но как и другие проблемы, эта тоже пройдет. Затем снова все вернется на свои места, как будто ничего и не было», — спрогнозировал он.

При этом «неприятная правда» о плохом здравоохранении во многих странах, а также о распространении диабета и ожирения среди населения Земли останется. «И очевидно это существенный вопрос, имеющий отношение к смертности от коронавируса. Просто никто не говорит об этом. Люди говорят о вакцинации, санитарной профилактике, всяких медицинских проблемах или поддержке экономики правительством», — подчеркнул Кавагути.

Однако даже в таких условиях люди не хотят менять образ жизни и не относятся к проблеме серьезно. Кроме того, политики и медицинские компании стремятся получить выгоду в нынешней ситуации. В связи с этим футуролог предсказал, что коронавирус не будет последней смертельной инфекцией, распространившейся по планете. Ситуация может повториться, однако вирусы внесли вклад в эволюцию человечества, заключил он.

Ранее генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Аданом Гебрейесус рассказал, что события уходящего года и пандемия коронавируса преподнесли миру множество важных уроков, которые необходимо усвоить к 2021 году. Так, правительства должны увеличить инвестиции в здравоохранение. Для начала необходимо обеспечить доступ всех граждан к вакцинам от коронавируса. Кроме того, политики должны убедиться, что системы здравоохранения полностью подготовлены к следующей пандемии, которая неизбежна.

Обнаруживший Эболу ученый заявил об опасности новых смертельных болезней

Профессор Жан-Жак Муембе-Тамфум предупредил о возможном появлении новых смертельно опасных заболеваний. Об этом он рассказал в беседе с каналом CNN, передает РИА Новости. 

Муембе-Тамфум в 1976 году помог обнаружить вирус Эболы, взяв первые образцы крови у жертв болезни.

Как утверждает ученый, угроза исходит из-за вырубки лесов, приводящей к увеличению числу контактов человека и возбудителей различных заболеваний. Это, считает собеседник телеканала, может привести в будущем к «большой пандемии».

На вопрос журналиста о возможности появления в будущем болезней, распространяющихся также быстро, как и COVID-19, при этом обладающих летальностью как Эболы, Муембе-Тамфум ответил утвердительно.

«Мы живем в мире, в котором будут появляться новые патогены. И это и есть то, что представляет угрозу для человечества», — заключил он.

Ученые рассчитали возможность возникновения пандемии «Болезни X»

Данные о том, что в Демократической Республике Конго (ДРК) есть признаки возникновения новой смертельно опасной «Болезни X», не означают, что человечеству что-то угрожает. Об этом телеканалу «Звезда» заявил российский вирусолог, доктор биологических наук Алексей Аграновский.

«Надо это изучать и иметь в виду, выделять средства на такие работы, но опасности я не вижу», — добавил ученый, отметив, что считает последние публикации на эту тему попыткой «сделать сенсацию на пустом месте».

Заместитель директора Центрального НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Горелов также полагает, что имеющиеся данные пока не свидетельствуют о новом опасном заболевании. «Думаю, что опасаться новой пандемии преждевременно», — цитирует его РИА Новости.

Описанный в ДРК случай пациентки с ранними симптомами геморрагической лихорадки, тесты которой дали отрицательный результат на все известные инфекции, Горелов списал на возможные геморрагические и аллергические васкулиты, а также неинфекционные заболевания, врожденную ломкость сосудов и проявление аутоиммунных заболеваний.

31 декабря микробиолог Жан-Жак Муембе-Тамфум, одним из первых обнаруживший вирус Эбола, заявил, что у одной из его пациенток были зафиксированы ранние симптомы геморрагической лихорадки, при этом ее тесты на вирус Эбола и прочие известные заболевания показали отрицательные результаты. Он считает, что заболевшая женщина может стать нулевым пациентом, заразившимся новым вирусом. Гипотетическую инфекцию он назвал «Болезнью X». Предполагается, что данная болезнь такая же заразная, как коронавирус, а смертность в результате заражения достигает от 50 до 90 процентов летальности Эболы.

Вирусолог раскрыл связь заболеваемости ОРВИ с группой крови

Вирусолог Алексей Аграновский заявил, что группа крови связана с заболеваемостью острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ), однако 100-процентного доказательства этому факту нет. Соответствующие данные он раскрыл в беседе с телеканалом «Звезда» в субботу, 2 января.

«Это любопытно, и какие-то корреляции возможны, но, с чем они связаны напрямую, с этим обстоятельством [группой крови] или с чем-то, чего мы не знаем, не совсем ясно. Между всем можно найти какие-то статистические корреляции, но, если это действительно существенно, это надо изучать, и только тогда можно будет сделать какие-то выводы», — отметил Аграновский .

Почему важно соблюдать социальную дистанцию

Одним из эффективных способов не заболеть коронавирусом - это соблюдать социальное дистанцирование в два метра. О его важности рассказала специалист, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Коронавирус легко передается с микроскопическими каплями при чихании и кашле. Помимо этого, вирус может передаваться при повседневных контактах: при рукопожатии, использовании общих предметов или касании одних и тех же поверхностей.

Поэтому важно соблюдать дистанцию, чтобы замедлить распространение коронавируса и снизить риск заболеть COVID-19, держась на расстоянии не менее 2 метров от других людей. Физическую дистанцию необходимо соблюдать, даже если вы не больны.

При этом надо помнить следующие правила: по возможности оставайтесь дома, воздержитесь от посещения общественных мест: магазинов, спортзалов, кинотеатров и ресторанов, не собирайтесь группами, держитесь на безопасном расстоянии от других пассажиров, регулярно и тщательно мойте руки, особенно после посещения общественных мест.

Заведующая кафедрой клинической фармакологии и доказательной медицины НАО «Медицинский университет Караганды» кандидат медицинских наук, ассоциированный профессор Шолпан Калиева напомнила: чтобы правильно защищаться от коронавируса, необходимо соблюдать три важные правила: носить маски, соблюдать социальное дистанцирование и дезинфицироваться.

Шолпан Калиева ответила, можно ли избежать коронавируса, если ты был в близком контакте с зараженным.

«Вирус очень контагиозный. Это значит, что он очень заразный. Если мы, например, встретились с больным человеком, то надо соблюдать дистанцию в два метра. Проводился такой эксперимент для определения расстояния распространяемости вируса при чихании. Так вот это расстояние составило до 1,5 метра. Но считается, что средняя безопасная дистанция - два метра. Если Вы встретили больного человека и выдерживаете расстояние два метра, при этом он и Вы носите маску, то все-таки заражения избежать можно. Но все еще зависит от индивидуальных обстоятельств. Предположим, если у человека иммунитет снижен, и организм восприимчив к инфекции, то при всех профилактических мероприятиях, можно заразиться», - пояснила она.

Шолпан Калиева также привела собственный пример.

«Я как-то заболела коронавирусной инфекцией и не знала об этом. Контактировала с родными и близкими. После заразились только те люди, которые жили со мной в одной квартире. Те люди, которые контактировали со мной, но держали дистанцию и носили маски, не болели. Хотя мы тоже с ними находились в одной машине и квартире, но держали дистанцию», - заметила она

Как правильно носить маски в мороз

Менять маски в мороз нужно чаще, чем обычно, а каждые 30 минут следует давать лицу дышать, чтобы избежать проблем с кожей, при этом носить маску на улице нужно только при нахождении среди большого числа людей, в остальных случаях можно обойтись без нее и дышать свежим воздухом, передает zakon.kz со ссылкой на РИА Новости.

Ранее глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что носить маску на улице нужно только при участии в массовых мероприятиях, в остальных случаях на улице можно обойтись без нее. 

В мороз менять маску нужно чаще, чем обычно, следует хотя бы раз в полчаса давать лицу дышать, - рассказал врач-дерматолог, кандидат медицинских наук Николай Арсентьев. 

Он пояснил, что ношение маски в мороз пагубно сказывается на состоянии кожи, так как происходит эффект "парника", появляется некий конденсат из-за разницы температур дыхания и наружного воздуха. Но так как в нынешних реалиях отказаться от масок невозможно, то следует уделять большее внимание своей коже.

При появлении проблем лучше проконсультироваться со специалистом-дерматологом, который посоветует нужные средства. Покупать самостоятельно в аптеках кремы или лосьоны не рекомендуется, так как только врач может определить причины проблем с кожей и подобрать необходимые средства ухода, уточнил Арсентьев.

По его словам, перед тем как наносить маску, можно нанести легкий крем, но он должен быть подобран под тип кожи человека, кроме того, это средство должно иметь доказанную эффективность и безопасность.

В свою очередь, доктор медицинских наук, профессор Елена Малинникова отметила, что на улице, если человек не находится в толпе, можно обойтись и без маски, тем более зимой, так как вирус не летает в воздухе просто так. 

Дышать воздухом без маски на улице можно и нужно. Но там, где есть скопление людей, маска необходима. Она действительно защищает, - подчеркнула Малинникова. 
Жестокие уроки управления 2020 года

ОКСФОРД – COVID-19 преподнес миру несколько сложных, но полезных уроков по вопросам управления

Многие богатые страны, вопреки прогнозам, не преуспели в борьбе с кризисом, а вот многие более бедные, густонаселенные и уязвимые превзошли все ожидания. Это различие поднимает важные вопросы, не только о контроле над общественным здравоохранением, но и о состоянии управления в целом в крупнейших и старейших демократиях мира.

Незадолго до пандемии коалиция крупных фондов опубликовала «Глобальный индекс безопасности здравоохранения» (GHSI), в котором оценивается способность стран предотвращать, обнаруживать и сообщать об инфекциях, а также быстро реагировать на вспышки болезней. «Неудивительно, – заметил работающий в то время в области данных журналист из компании Statista, – что страны с более высокими доходами преимущественно получили в этом индексе лучшие результаты». Возглавили список «лучше всего подготовленных к борьбе с пандемией стран» США и Великобритания.

Год спустя эти рейтинги кажутся фарсом. Согласно исследованию, опубликованному в сентябре, «10 наиболее пострадавших от COVID-19 (исходя из количества смертей на миллион) стран входят в двадцатку обладательниц наивысшего показателя GHSI».

Разумеется, пока преждевременно провозглашать «успешную модель» борьбы с пандемией. Новые волны эпидемии обрушиваются даже на государства, считающие себя победившими вирус. Но очевидно, что некоторые правительства использовали свои ресурсы, навыки и институты гораздо эффективнее остальных. Особенно интересны три страны, которые занимают одни из самых низких мест в GHSI.

Возьмем Сенегал. С населением чуть более 15 млн человек и ВВП на душу населения около $1500, он занял 95-е место в рейтинге GHSI с результатом 37,9 (первое место у США – 83,5). Однако в январе 2020 года, когда Всемирная организация здравоохранения впервые объявила о международной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, Сенегал уже занимался подготовкой.

Когда 2 марта Сенегал обнаружил у себя первый случай COVID-19, он развернул мобильные группы тестирования (с получением результатов в течение 24 часов), установил систему отслеживания контактов и создал изоляционные помещения в клиниках, больницах и гостиницах. Правительство также немедленно запретило публичные собрания, ввело ночной комендантский час, ограничило внутренние поездки и приостановило международные коммерческие рейсы. К апрелю маски для лица были объявлены обязательными во всех общественных местах. По состоянию на октябрь в стране было зарегистрировано около 15000 случаев заболевания и 300 смертей.

Конечно, не все шло гладко. Беспорядки в июне привели к ослаблению ограничений. Но страна быстро адаптировалась. Ее Центр операций по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения по-прежнему привержен принципам открытости и прозрачности. Через средства массовой информации, религиозные группы, деревенских и общинных лидеров и другие каналы он информировал общественность о развитии эпидемии, выучив урок о важности четкого и прямолинейного общения еще во время кризиса Эболы в 2013-2016 годах.

 

Еще одной страной, которая превзошла все ожидания, оказалась Шри-Ланка. С населением 21,5 млн человек она заняла 120-е место в рейтинге GHSI, однако быстро отреагировала на первые сообщения о вирусе. Направив на помощь военных, правительство развернуло экспресс-тестирование собственной разработки (с результатами в течение 24 часов) и выборочное тестирование методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) в густонаселенных районах. Оно установило строгий режим отслеживания контактов, оказало поддержку тем, кто находится в изоляции, обязало всех носить маски в общественных местах, ограничило передвижение путешественников и наладило для них процедуру скрининга, а также ввело комендантский час на всей территории острова. Как и в Сенегале, правительство Шри-Ланки развернуло масштабную кампанию по информированию общественности. По состоянию на ноябрь 2020 года в стране зарегистрированы только 13 случаев смерти от COVID-19.

Третья страна, которую стоит выделить, это Вьетнам. С населением 95 млн человек и слаборазвитой системой здравоохранения, он занял 50-е место в рейтинге GHSI, но после первых новостей о вирусе в соседнем Китае стал действовать со впечатляющей скоростью. Вскоре после регистрации первых случаев Вьетнам подготовил лаборатории и тесты и ввел ограничения для всех посетителей из Китая. За этими мерами последовало экспресс-тестирование, отслеживание контактов, госпитализация всех инфицированных и изоляция лиц, контактировавших с потенциальными зараженными. К октябрю в стране были зарегистрированы всего 35 смертей.

Если эти бедные страны смогли так хорошо справиться с кризисом, почему США и Великобритания потерпели неудачу? Недавний опыт борьбы с инфекционными заболеваниями явно сыграл роль в обеспечении готовности на уровне государств. Подобно тому, как Сенегал пережил лихорадку Эбола в 2013-2016 годах, Вьетнам и Шри-Ланка усвоили уроки SARS (2003) и MERS (2012). Каждая из этих стран создала инфраструктуру для борьбы со вспышками (а у некоторых групп населения мог развиться иммунитет к коронавирусам).

Однако сама по себе эта история не объясняет, почему три названные страны справились намного лучше США и Великобритании. Почему эти более богатые государства не внедрили процедуры быстрого тестирования, отслеживания контактов и изоляции подозрительных случаев? Почему не сделали обязательным ношение масок, не приложили больше усилий к предотвращению поездок и личных встреч? По прошествии значительного времени с того момента, когда эффективность этих мер была подтверждена реальными данными, США и Великобритания продолжали колебаться.

Здесь скрываются более глубокие уроки об управлении. В Сенегале, Шри-Ланке и Вьетнаме каждое из правительств сконцентрировалось на стратегии, на четких общественных коммуникациях и установило партнерские отношения с общинными сетями. Напротив, ни США, ни Великобритания не оказались в состоянии сплотить свои ведущие мировые институты вокруг согласованной национальной стратегии. Вместо этого правительства обеих стран стали жертвами вражды между элитами.

На этапе выработки стратегии разногласия внутри Республиканской партии США и Консервативной партии Великобритании вынудили их лидеров колебаться от одного подхода к другому. Консультирующие их эксперты соревновались за внимание и влияние, продвигали свои собственные модели и исследования, и зачастую им просто не хватало смирения, чтобы обратиться за советом к работающим на передовой специалистам и другим странам, имеющим соответствующий опыт.

Когда дело дошло до реализации стратегии, центры по контролю заболеваний в США и система общественного здравоохранения Англии настаивали на том, чтобы единолично разрабатывать и контролировать режим тестирования в своей юрисдикции. Этот подход потерпел неудачу в обеих странах, в то время как в других сработал подход, основанный на сотрудничестве. Вместо того, чтобы строить локальные сети для отслеживания контактов (что было бы полезно для будущих пандемий), правительство Великобритании передало эту задачу на аутсорсинг корпоративному гиганту Serco и компании под названием Sitel. Результатом стали национальный колл-центр и онлайн-система обнаружения и отслеживания, которые показали себя несравненно хуже, равно как и местные группы по охране здоровья в более успешных странах.

В конце концов, COVID-19 выявил слабость стратегий, направленных на политическую популярность, а не на пандемию. Точно так же он показал безрассудство попыток управления с помощью централизованного командования, а не на основе взаимодействия и сотрудничества. Канцелярия премьер-министра Великобритании вступила в конфликт с мэром Манчестера, а президент США – с губернатором Мичигана. Ресурсы не перетекали из центра в те области, где они были больше всего нужны

Пандемия выявила острую необходимость в создании соединительной ткани между правительствами, а также между национальными и субнациональными учреждениями в США и Великобритании. Это в равной степени важно как для борьбы с пандемией, так и для обеспечения успешного восстановления после нее.

© Project Syndicate 1995-2021 

0 комментариев
Архив