Фетвы муфтиятов мусульманам не указ?
Фетвы муфтиятов мусульманам не указ?
5 месяцев назад 2308 lenta.ru islamnews.ru islam.ru Фото: Jaimi Joy / Reuters

Спровоцированная Москвой нездоровая ситуация вокруг запрета или не запрета никаба отразилась и на так хрупком единстве мусульман России.

«Будут отлавливать как ваххабитов» В Дагестане запретили никабы после терактов. Что с ними не так и почему их боятся?

В Дагестане временно запретили носить никаб — женский головной убор, который полностью закрывает лицо, оставляя открытыми только глаза. Муфтият республики принял такое решение, объяснив его необходимостью обеспечить безопасность жителей. Заместитель муфтия Абдулла Салимов подчеркнул, что эта мера направлена на защиту людей. О том, что такое никаб, насколько он распространен в России и к чему может привести его запрет — в материале «Ленты.ру».

Что такое никаб

В переводе с арабского «никаб» означает «маска». Это традиционный женский головной убор в исламе. Никаб состоит из налобной повязки и двух прямоугольных платков, которые к ней пришиты. Один кусок ткани крепится к ней снизу и только по краям. Он должен ниспадать на лицо так, чтобы оставалась прорезь для глаз.

Второй большой платок не имеет прорезей. Им покрывают голову, закрывают волосы женщины. Иногда к повязке прикрепляют еще один кусочек легкой прозрачной ткани, который образует вуаль и закрывает глаза.

Никаб является частью более широкого понятия хиджаба, которое означает скромную одежду, соответствующую религиозным предписаниям. Мусульманские женщины должны носить такую одежду.

По словам Сабины Умаровой, эксперта по исламу и преподавателя Российского экономического университета (РЭУ) имени Г.В. Плеханова, первоначально никаб появился еще в доисламские времена. Он служил защитой от палящего солнца, жары и песка. Впервые его начали носить бедуины.

Чем никаб отличается от другой мусульманской женской одежды

  • Никаб — головной убор, который полностью закрывает лицо, оставляя открытыми только глаза. В отличие от него хиджаб представляет собой головной платок, который покрывает волосы, шею и плечи женщины, но при этом оставляет открытым лицо.
  • Паранджа и бурка похожи на никаб, но имеют свои особенности. В бурке есть разрез для глаз, который закрыт сеткой, а в парандже — нет. Паранджа также представляет собой халат с длинными ложными рукавами, а на лице волосяная сетка. В отличие от никаба в парандже нет прорези для глаз.
  • Абайя — длинное свободное платье, которое надевается поверх обычной одежды, не предусматривающее пояса. Оно покрывает тело от шеи до ступней, но при этом не закрывает лицо. Оно предназначено для ношения в общественных местах.

Где распространен никаб

В мире мусульман нет единого правила, которое бы обязывало женщин носить никаб. Этот головной убор не является обязательным требованием к внешнему виду женщин, но некоторые направления ислама считают его приемлемым.

Большинство исламских ученых утверждают, что ношение никаба не является обязательным. Они говорят, что достаточно соблюдать принцип хиджаба, который подразумевает скромность и религиозность женщины.

Единственным направлением ислама, которое предписывает женщинам носить никаб, является ханбалитский мазхаб. Это одно из четырех основных направлений суннитского ислама, которое отличается консервативностью и имеет наименьшее количество последователей.

До конца XX века ношение никаба было распространено главным образом среди небольших общин стран Аравийского полуострова. Его чаще всего носят в Саудовской Аравии, Йемене, Объединенных Арабских Эмиратах и других странах Персидского залива.

С усилением влияния на мировой мусульманской арене Саудовской Аравии, в которой школа ханбализма является официальной доктриной, никаб стал более популярным. Со временем его как средство маскировки начали использовать террористы, особенно в африканских странах. Это привело к тому, что во многих государствах люди стали отказываться от ношения вуалей, включая никабы.

Где запрещены никабы

В 1975 году Италия стала первой страной, которая ввела запрет на сокрытие лица в общественных местах. Этот закон касался использования шлемов или касок, не связанных с профессиональной деятельностью и затрудняющих идентификацию личности.

В 2010 году Рим дополнил список запрещенных предметов одеждой, скрывающей лицо, которую носят по религиозным соображениям.

За Италией последовали и другие европейские страны 
  • Во Франции с 2011 года запрещено ношение никаба и паранджи в общественных местах.
  • В Бельгии с 2011 года действует аналогичный запрет.
  • В Нидерландах с 2019 года введен частичный запрет на использование никаба и паранджи в некоторых общественных местах.
  • Ограничения действуют и в странах с большим числом мусульман, таких как Египет, Тунис, Индия, Индонезия, Марокко, Иран, Таджикистан и Узбекистан. 

Запреты вызвали оживленные дискуссии о праве женщин на свободу вероисповедания и самовыражения. Противники запретов утверждали, что они нарушают эти права, в то время как сторонники аргументировали свою позицию тем, что такая одежда мешает торговле и социальному взаимодействию.

Где в России носят никаб

В России среди мусульманских женщин нечасто можно увидеть никаб, большинство из них предпочитают носить хиджаб. Ахмет Ярлыкапов, ведущий научный сотрудник Московского государственного института международных отношений МИД Российской Федерации (МГИМО), сообщил РИА Новости, что никаб не является традиционной одеждой для народов России, которые исповедуют ислам. «Для мусульман России, в частности, для народов Северного Кавказа, никаб не характерен и не является частью их традиций», — подчеркнул Ярлыкапов. 

Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Исмаил Бердиев также подчеркивает, что в России на Кавказе такой традиции нет. По словам муфтия, мусульманкам обязательно нужно покрывать голову, так как это религиозный закон, однако полностью закрывать лицо не стоит.

Молодая девушка или женщина у нас, например, может проявить скромность, прикрыв часть лица платком. Но чтобы в ее убранстве были лишь прорези для глаз — нет у нас такого. И у татар нет, и у чеченцев нет, у карачаевцев и крымских татар, ногайцев и балкарцев тоже нет

Исмаил Бердиев  муфтий

Несколько лет назад в Чечне произошел скандал, связанный с ношением никаба. Муфтий Чеченской Республики Салах Межиев, находясь под прицелом телекамер, вызвал на беседу двух девушек, которые прогуливались по улице в никабах. Он объяснил им, что в Чечне никогда не было традиции полностью закрывать лицо, и подчеркнул, что никаб — арабский национальный головной убор, который призван защищать женщин от ветра и песка в пустынях. Однако в Чечне песчаных бурь не бывает. Согласно исламу, женщина должна закрывать только аурат — руки, ноги, живот, волосы и интимные места. Лицо не относится к аурату.

Почему в России хотят запретить никаб

О запрете никабов в России заговорили вскоре после теракта в «Крокус Сити Холле». В конце мая 2024 года эту тему поднял глава Совета по правам человека при президенте России Валерий Фадеев, говоря о проблемах в миграционной сфере и необходимости жестче бороться с созданием анклавов.

Обращу внимание еще на одну проблему: в России разрешены никабы, полностью закрывающие лицо женщинам. Открытыми остаются только глаза. И это при том, что сейчас даже в некоторых странах Центральной Азии никабы запрещены. Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей. Но предварительно обозначу свою позицию: считаю, что никабы в России должны быть запрещены

Валерий Фадеевглава СПЧ

28 мая в Государственную Думу был внесен законопроект о запрете одежды, полностью скрывающей лицо. Авторы инициативы связали необходимость поправок в законы с высоким уровнем террористических угроз.

Уже через месяц, 25 июня, после теракта в Дагестане глава республики Сергей Меликов высказал мнение, что ношение никаба может представлять угрозу безопасности. При этом он подчеркнул, что не связывает эту традиционную одежду с радикальным исламом.

Инициативу депутатов о запрете никабов поддержал председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин. Выступая на Международном молодежном юридическом форуме он сказал, что в России нужно принять законопроект как можно скорее. Говоря о необходимости запрета, Бастрыкин напомнил не только о недавнем теракте в Дагестане, но и о захвате заложников в СИЗО в Ростове-на-Дону. Оба нападения были совершены радикальными исламистами. «Если мы привозим сюда людей, я считаю, что мы должны контролировать их поведение, в том числе с помощью новых законов», — резюмировал глава СКР.

Фото: Aslan Isaev / News.ru / Globallookpress.com

О том, что никаб не является традиционной одеждой для российских мусульман и дает возможность использования этого головного убора террористами для сокрытия своей личности как полностью закрывающий лицо и затрудняющий идентификацию, говорит и ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.

«Хочу напомнить вам о том, что в исламских странах ношение никаба запрещено практически повсеместно, за исключением некоторых мест. Это вопрос безопасности. Под никабом может скрываться не женщина, а мужчина, который планирует совершить теракт. Кроме того, под просторной женской одеждой можно пронести оружие или взрывчатку», — поясняет Долгов.

Запрет никабов в Дагестане

О намерении издать фетво запрете никабов муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев объявил 1 июня 2024 года. 3 июля муфтият Дагестана временно запретил носить никабы в республике «до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения». Оснований для полного запрета никабов отдел фетв Дагестана не увидел. 

Фетва обязательна для исполнения теми, кто признает издавшего ее муфтия, пояснил в разговоре с «Лентой.ру» исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) Роман Силантьев. То есть в конкретном случае речь идет о мусульманах Дагестана и тех, кто находится за пределами республики в других регионах России и считает себя духовными учениками муфтия Дагестана, наделенного духовной властью, пояснил он.

Отвечая на вопрос об ответственности за несоблюдение фетвы, Силантьев отметил: «Ну у нас же отделена религия от государства». По его словам, конкретные санкции за нарушение запрета «трудно предусмотреть», поскольку «неодобрительно посмотрят единоверцы».

Силантьев добавил, что те немногие, кто носит никаб в Дагестане, делают это «именно как демонстрацию своей религиозной нетрадиционной принадлежности». Поэтому необходимость в фетве Силантьев связал с поисками ваххабитов.

С этого момента просто тех в Дагестане, кто в никабах, будут отлавливать как ваххабитов. Нормальные мусульмане там и так никабов не носили. После этого ношение никаба будет четким маркером ваххабитов. Раньше можно было поиграться, что некоторым так просто удобнее, — теперь будет все ясно

Роман Силантьев исламовед

Кроме того, принятие фетвы, по мнению Силантьева, даст право принять закон о запрете одежды, закрывающей лицо. Депутаты смогут указать, что традиционные мусульмане полностью поддерживают это решение, ведь муфтият Дагестана — самый крупный по числу мечетей, верующих и учебных заведений. «Весьма заметная часть мечетей сосредоточена в Дагестане и, главное, там ислам самый древний на территории России. С учетом позиции других муфтиев, а муфтии Северного Кавказа все такую позицию занимают, картина ясная», — заключил Силантьев.

К чему приведет запрет никабов

По мнению муфтия Москвы Ильдара Аляутдинова, запрет на ношение никаба может вызвать недовольство среди российских мусульман. И приведет к усилению напряженности в обществе. «Такие попытки будут нарушать нормы светского права и Конституцию, гарантирующую право на свободное вероисповедание, включая соблюдение религиозных канонов», — подчеркнул муфтий.

Политолог-исламовед Ринат Мухаметов назвал проблему надуманной, поскольку она затрагивает крайне незначительное число людей. По его оценкам, в России всего несколько десятков женщин носят никаб. Вместе с тем Мухаметов опасается, что дискуссия о запрете никаба может перерасти в запрет хиджаба — женской одежды, которая должна скрывать тело и волосы. Он отметил, что в проекте закона, рассматриваемом Госдумой, во многих пунктах описывается не никаб, а хиджаб.

«Мусульмане опасаются не столько запрета никаба, сколько того, что позже речь пойдет о запрете хиджаба. Из заявлений тех, кто предлагает запретить никаб, и из самого проекта закона следует, что это вполне реально», — заявил Мухаметов.

Сабина Умарова, преподаватель РЭУ имени Г.В. Плеханова, отмечает, что запрет на ношение традиционной одежды всегда вызывает вопросы о правах человека. Она пояснила, что в Коране нет прямого требования закрывать лицо. Однако для некоторых религиозных семей это важно. Никаб ассоциируется с глубокой верностью исламу и является личным желанием, а не обязанностью.

Второй российский регион временно запретил никабы

Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесии временно запретило ношение никабов в республике. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на муфтия республики Исмаила Хаджи Бердиева.

«По шариату, ношение одежды, полностью скрывающей лицо, не предусмотрено», — заявил он.

Соответствующее решение принято в целях безопасности, запрет будет действовать до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения.

3 июля муфтият Дагестана объявил о временном запрете ношения никабов на территории региона.

В Кремле ответили на вопрос о запрете никабов в России

В Кремле не ведутся дискуссии на тему запрета никабов. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, его слова приводит РБК.

«Мы не участвуем в этой дискуссии», – сказал, в частности, официальный представитель Кремля.

Напомним, ранее муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев на основании заключения отдела фетв объявил о временном запрете ношения никабов в республике.

По его словам, решение это будет действовать до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения. Позднее Координационный центр мусульман Северного Кавказа выступил за запрет на ношение никаба, далее запрет на его ношение был введен и на территории Карачаево-Черкессии.

КЦМСК выступил с заявлением на тему хиджаба и никаба

Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) прокомментировал дискуссию в российском обществе по вопросу ношения хиджаба и никаба.  Организация в своём заявлении, напомнила, что между хиджабом и никабом существует огромная разница. 

Хиджаб представляет собой головной убор, не скрывающий лицо своей обладательницы. Его ношение обязательно в исламе. Никаб и паранджа (закрывают лицо), по мнению большинства алимов, не являются обязательными, поскольку лицо не является ауратом. «Речи о запрете хиджаба не идет и не может идти.

Напомним, что законодательство Российской Федерации не ограничивает ношение хиджаба, более того разрешает фотографирование в хиджабе для получения паспорта»,  – говорится в документе. 

«Мы, мусульмане Северного Кавказа, как и наши предшественники богословы, поддерживаем мнение большинства исламских ученых о необязательности „никаба“. Утверждение же некоторых лиц о том, что лицо и руки в исламе являются авратом  – недостоверны, недопустимы и даже запретны в исламе, если это вносит смуту и раскол в обществе. Никаб никогда не являлся традиционной формой одежды для Северного Кавказа. Более того даже в некоторых странах, где ислам является государственной религией, полностью или частично действует запрет на ношение „никаба“ в общественных местах», – подчеркивает КЦМСК. 

Кроме того, организация обратила внимание, что в России «на законодательном уровне защищены тексты Священного Корана и хадисов пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которые не могут быть признаны ни при каких обстоятельствах экстремистскими».

«Сжигание же священных текстов, в отличие от западных стран, не только не разрешается, но и является уголовным преступлением, тем самим защищает Коран и мусульман от любого рода нападок»,  – добавили богословы. 

«Если мы, действительно, искренне хотим развития ислама и довольства Всевышнего, то мы должны исходить из принципа: не навреди и себе, и исламу, и всему обществу. По этой причине постановляем: считать в современных условиях в России ношение никаба, паранджи т. п. скрывающих лицо головных уборов наносящим практический вред мусульманам, угрожающим раздором в межрелигиозных и межнациональных отношениях. Мы призываем всех совершать благие деяния, которые наша религия нам действительно предписывает совершать!»  – заключил КЦМСК.

Эксперт пояснил, чего больше всего опасаются мусульмане в истории с запретом никаба

Политолог и исламовед Руслан Курбанов пояснил, что в ситуации с запретом никаба наибольшую обеспокоенность мусульман вызывает то, что во внесенном в Госдуму законопроекте есть пункт о запрете предписанного исламом хиджаба. Об этом он заявил в эфире телеканала РБК.

«Вы знаете, что пугает верующих в республиках Кавказа и в республиках Поволжья? – задался вопросом эксперт. – Что дело то не в самом никабе, поскольку в одном пакете с инициативой о запрете никаба идет пункт о запрете мусульманских платков в школах».

Напомним, что депутаты внесли в Госдуму два законопроекта, которые касаются прав мусульманок в России.

В апреле свой проект предложили в КПРФ, он предусматривает штрафы для граждан, которые находятся в общественном месте с закрытым лицом в степени не позволяющей идентифицировать его личность. Депутаты предложили штрафовать за такое нарушение на суммы от 10 до 30 тысяч рублей. За исключением тех случаев, когда лицо закрыто по медицинским показаниям или по работе. 

В мае руководитель партии «Новые люди» Даванков внес в Госдуму свой законопроект, который наделяет региональные и муниципальные власти, а также школы и вузы правом запрещать не только никаб, но и ношение предписанных исламом хиджабов в учебных заведениях.

«Даже в сталинские годы наши девочки ходили в платках, никого это не смущало, – подчеркнул Курбарнов. – Почему именно сейчас такие жесткие либеральные требования Франции, Италии, которые полностью вычищают религиозные духовные ценности из жизни общества, должны применяться в России. У нас, вроде бы, сейчас идет возрождение духовных ценностей». 

Ранее Координационный центр мусульман Северного Кавказа, в состав которого входит муфтият Дагестана, выступил с заявлением, в котором указал, что в России «речи о запрете хиджаба не идет и не может идти».

Муфтии — о запрете никаба и «красных линиях» для мусульман

Муфтият Дагестана обнародовал фетву о временном запрете ношения никабов. Согласно богословскому заключению, в определенных ситуациях из соображений безопасности может быть введен локальный запрет.

Широкая общественная дискуссия о ношении никабов в России началась в мае, когда глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев выступил за запрет этого предмета одежды в России по соображениям безопасности, сославшись на то, что даже в некоторых странах Центральной Азии никабы запрещены.

Предложение Фадеева вызвало полемику в мусульманских богословских кругах. Против запрета никаба высказались отдельные религиозные деятели. По их мнению, такой запрет будет выглядеть как нарушение норм светского права и конституции, а также вызовет непонимание в исламском мире, с которыми Россия выстраивает дружеские отношения.

Примечательно, что идея об обязательности никабов зачастую высказывается приверженцами ультраконсервативных религиозных взглядов. Например, к ним можно отнести суфийское братство «Исмаил ага», в учебном заведении которого получил образование один из известных муфтиев.

В этом сообществе придается особое значение определенным фасонам как женской, так и мужской одежды, члены сообщества обоих полов эти фасоны строго соблюдают – это можно видеть и на их представителях в России. Именно стамбульский район «Исмаил ага», где расположено одноименное медресе, является средоточием женщин с закрытыми лицами. 

Между тем, еще до появления законодательной инициативы против ношения никабов выступил муфтий Чечни Салах Межиев. в интервью телекомпании «Грозный» Салах хаджи сказал: «Некоторые ваххабиты вырывают слова исламских ученых из контекста и приводят их в пример. Когда они так закрываются от всех остальных, кто не закрыт, то начинают считать их кафирами, тогда портится то, что у них в сердце».

Чеченский муфтий считает, что результатом такой идеологической деградации в конечном счете станет надевание на себя пояса со взрывчаткой. Чеченский муфтий напомнил, что большинство ученых ислама сочли закрытие лица необязательным, а никаб является всего лишь культурой определенных народов. Подавляющее большинство соблюдающих мусульманок на территории современной России не закрывали частично или полностью лицо, отмечает Верховный муфтий и председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин.

«В связи с террористической угрозой и обеспечением безопасности государства эту проблему можно решить в законодательном порядке. Одно время было обязательным фотографироваться на паспорт только с непокрытой головой, в последние годы разрешили фотографироваться в платках и головных уборах. Это решается законодательно. Но у мусульман ханафитского мазхаба нет обязательства по покрытию лица и кистей рук у женщин», – заключил верховный муфтий России.

Поддержал запрет на ношения никаба и волгоградский муфтий Бата Кифах: «Я хочу прокомментировать высказывание муфтия Дагестана по поводу запрета ношения никаба. Очень многие начали отрицательно высказываться в адрес муфтия, как будто у нас это какая-то большая проблема. Якобы это ограничение прав мусульман, оскорбление религиозных чувств. […] Много есть фетв, где говорится, что никаб – это обычай, а не требование шариата. Я сам из Сирии. У нас в некоторых местах, некоторых поселках носят никаб. Но там все понимают, что это обычай, привычка отдельных людей. […] Так что давайте не будем на этот счет поднимать панику», – подчеркнул Бата Кифах.

Запрет никаба муфтий назвал проблемой меньшинства. Настоящая «красная линия» для любого мусульманина – запрет хиджаба, но об этом речи не идет, подчеркнул Бата Кифах.  Глава мусульман Башкирии Айнур Биргалин объяснил, что ислам не требует от женщин покрытия лица.

«По нормам ислама и нет такого, чтобы женщина скрывала лицо. Вот хиджаб для мусульманок обязателен, когда девушка сделала выбор, стала совершеннолетней. Она оставляет открытым лицо, кисти, ноги по щиколотку, остальные части закрыты. Только вот это обязательно. Про никаб ничего не сказано, он для нас неактуален в отличие от хиджаба – мы за него честь отстаиваем, за него бороться будем», – разъяснил глава ДУМ Башкирии.

При этом муфтий добавил, что проблема никаба не актуальна для Республики Башкортостан, поскольку с покрытым лицом ходят считанные единицы. Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга отмечает, что ни Коран, ни Сунна не предписывают ношение никаба и не обязывают женщин-мусульманок надевать его.

«Поэтому наша позиция: никаб – это традиция, ставшая своего рода нормой и происходящая из обычаев некоторых народов, но о ней ничего не говорится в основных положениях мусульманского права.  Хиджаб – это религиозный платок, который носят мусульманки, закрывающий волосы, шею и грудь. Символ скромности и неприкосновенности частной жизни, который уходит своими корнями в исламское учение и имеет большое религиозное значение для женщин-мусульманок во всем мире. Закрытие волос, шеи и груди в отличии от никаба упоминается в Коране... Если же женщина выросла в обществе, где ношение никаба считается традицией, тогда у нее – с точки зрения религии – есть свобода выбора: носить никаб или нет. Но если женщина решает носить его, то она не должна рассматривать это как религиозный акт», – говорится в заявлении ДУМ СПб и Северо-Западного региона России.

Председатель Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов в интервью Сергею Карнаухову указал на факультативный характер никаба.

«Лицо и кисти рук женщины не являются ауратом (частью тела, которую необходимо прикрывать перед другими людьми). Никаб это дополнительная часть поверх платка», – подчеркнул муфтий.

Отвечая на вопрос ведущего, можно ли ограничиться хиджабом, глава ДСМР дал утвердительный ответ.

«Если, согласно Корану, покрытие головы обязательно, то никаб необязателен: он является не религиозной обязанностью, а традицией – и то не везде», – заключил муфтий Крганов. 

Консолидированную позицию по вопросу запрета никаба высказали в Координационном центре мусульман Северного Кавказа, в состав которого входит и муфтият Дагестана.

В Telegram-канале КЦМСК отмечается, что никаб никогда не являлся традиционной формой одежды для Северного Кавказа. Кроме того, в некоторых странах, где ислам является государственной религией, полностью или частично действует запрет на ношение никаба в общественных местах.

Как подчеркнули в КЦМСК, важно понимать, что исламская религия предписывает закрытие частей тела за исключением лица, кистей рук и ступней ног, то есть предписывает ношение так называемого хиджаба, где лицо остается открытым. Речи о запрете хиджаба не идет и не может идти.

Депутат от КПРФ Сергей Матвеев опубликовал в своем Telegram-канале фрагмент законопроекта, внесенного им же в Госдуму, где говорится: «Нахождение в общественных местах с закрытым лицом в степени, не позволяющей идентифицировать личность за исключением случаев нахождения с закрытым лицом на основании медицинского показания… (и других перечисленных в законопроекте случаях, прим. IN) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей».

Таким образом, большинство российских муфтиев согласно с необходимостью законодательного запрета на закрытие лица в общественных местах, делающего идентификацию личности невозможной.

Муфтии дают богословское обоснование для этого: согласно исламу, никаб – это доисламский обычай, а не религиозное предписание, это не форма религиозного служения или поклонения Аллаху. Ислам не запретил этот обычай, но и не узаконил в своем праве. Там, где он издавна существует, там он традиционен, и ломать местные устои, не нарушающие нормы религии, неправильно. Но там, где такого обычая не было, искусственно насажать его, выдавая за религиозную норму, также неправильно.

В условиях современной системы безопасности в крупных городах видеоидентификация личности необходима, иначе теракты невозможно предотвратить. Поэтому там, где обычай приносит очевидный вред, его нельзя культивировать его, а тем более вредно пытаться клонировать обычаи других народов, сложившиеся в других условиях других эпох.  К большому сожалению, обращает на себя внимание следующий факт: американское интернет-издание пишет о заявлении муфтия относительно запрета никаба: «Этот шаг может вызвать гнев некоторых видных мусульманских деятелей».

Очевидно, что заокеанским авторам эти «некоторые видные деятели», по случайному совпадению получавшие религиозное образование в Турции, были уже известны. Они уже высказали свой «гнев» с угрозами. И это наводит на тревожные мысли.

Автор: Айдар Бариев

СМИ: в России могут полностью запретить ношение никаба в общественных местах

В Госдуму внесен законопроект, который позволяет штрафовать за ношение на улице никаба. Поправки в КоАП, которыми запрещается ношение никаба, предложены депутатами от КПРФ.

Предполагается, что правило будет действовать в общественных местах, государственных организациях и образовательных учреждениях, сообщает «Вести.Югория». Народные избранники предлагают дополнить кодекс новой статьей, 20.36. Назвать ее предлагают «Нахождение в общественных местах в виде, не позволяющем идентифицировать личность». За нарушение грозит штраф от 10 до 15 тысяч рублей, за повторное – от 15 до 30тысяч. Следить за нарушителями должна полиция, а выписывать штраф – суд.

Примечательно, что самого слова «никаб» в проекте нет. При этом в тексте законопроекта указано, что нарушением не является ношение медицинской маски. Также нельзя штрафовать мотоциклистов в шлемах, фехтовальщиков во время уличных соревнований, участников новогодних гуляний в масках сказочных персонажей и животных.

КОНФЛИКТ ИЗ-ЗА НИКАБА МУСУЛЬМАНКИ 

В дагестанском сегменте соцсетей разгорелся скандал, связанный с инцидентом в одной из частных клиник города Хасавюрт. Согласно версии интернет-блогеров, раздувающих данную тему, врач-эндокринолог якобы отказала в приёме пациентки из-за надетого никаба (женского головного убора, закрывающего лицо).

На ситуацию отреагировали в республиканском Муфтияте, и руководитель женского отдела просвещения этой организации Ирина Алиева связалась непосредственно с «главной» героиней данного ролика врачом-эндокринологом Евгенией Сергеевной и выяснила из первых уст, как всё произошло на самом деле.

0 комментариев
Архив