Eurasianet (США): cтратегия Китая в Центральной Азии в эпоху «острой конкуренции»
Eurasianet (США): cтратегия Китая в Центральной Азии в эпоху «острой конкуренции»
5 лет назад 1994 inosmi.ru Срджан Ульевич (Srdjan Uljevic) — старший лектор в расположенном в Бишкеке Американском университете в Центральной Азии. Камран Бохари (Kamran Bokhari). AP Photo, Xinhua, Han Chuanhao

Усиливающееся давление со стороны Вашингтона вынудит Китай еще внимательнее приглядеться к Центральной Азии. По мере того, как «острая конкуренция» набирает обороты по всему мире, Пекин будет расширять и укреплять свое и без того существенное влияние в этом регионе — единственном, где Вашингтон пока не бросает ему вызов.

Состоявшаяся в этом месяце на Аляске встреча на высшем уровне между китайскими и американскими официальными лицами обнажила образовавшуюся между странами глубокую пропасть и ознаменовала новый виток напряженности в Азии.

Стало очевидно, что соперничество между США и Китаем, распространившееся на экономическую, дипломатическую и военную сферы, является организующим принципом международных отношений сегодня, и останется таковым в обозримом будущем. Несмотря на глобальный охват, которым обладают обе державы, центром геополитического соперничества станет Азия, что будет иметь долгосрочные последствия для постсоветских центральноазиатских государств.

После встречи в Анкоридже Ян Цзечи, высокопоставленный китайский дипломат, дал отчетливо понять, что Пекин не планирует отступать. «Китай будет решительно отстаивать свой суверенитет, безопасность и интересы развития», — сказал Ян.

Со своей стороны, новая администрация Байдена пообещала Китаю «острую конкуренцию» и направила своих представителей укреплять существующие по всему миру альянсы и создавать новые коалиции, подобные Четырёхстороннему диалогу по безопасности (Quad), в котором помимо США участвуют Австралия, Индия и Япония. Эта четверка «привержена делу обеспечения свободного, открытого, безопасного и процветающего Индо-Тихоокеанского региона», написали лидеры этих стран в совместной статье в The Washington Post.

Чтобы понять, как Пекин будет выстраивать свою стратегию на евразийском пространстве, давайте вернемся немного назад и посмотрим, откуда она берет начало.

Центральная Азия уже давно занимает особое для китайских политиков место. Еще в 2001 году генерал НОАК Лю Ячжоу, которого считали доверенным лицом Си, заявил, что регион имеет «чрезвычайно большую стратегическую ценность с геополитической точки зрения», добавив, что тот, кто контролирует его, обладает ключом к «будущему стран на другом конце [евразийского] моста». В 2010 году Лю продолжил свою мысль, окрестив Центральную Азию «жирным куском пирога, дарованным небесами сегодняшнему китайскому народу». В представлении Лю, это уязвимое место Китая, и любое оказываемое здесь давление Запада чревато «более серьезными последствиями для нас», чем американское присутствие в Тихоокеанском регионе.

Два года спустя Ван Цзиси, бывший декан Школы международных исследований Пекинского университета, предложил Китаю приложить огромные усилия для развития экономических и дипломатических отношений со странами, расположенными чуть западнее его границ, с целью усиления влияния в этой части Евразии, практически свободной от американцев. Большинство идей Вана, положенных в основу его стратегии «Марш на Запад», были интегрированы в инициативу «Один пояс, один путь» — важнейшего для лидера КНР Си Цзиньпина внешнеполитического проекта, благодаря которому Китай стал незаменимым инвестиционным и торговым партнером для изолированных государств Центральной Азии.

Сейчас, когда наблюдается открытое американо-китайское противостояние, от Пекина можно ожидать трех вещей.

Во-первых, Центральная Азия будет и впредь занимать ключевое место в стратегических расчетах Пекина. Регион расположен вдоль главной оси Восток-Запад, связывающей Китай с соседними странами в рамках долгосрочной инициативы «Один пояс, один путь». Он граничит с Афганистаном, где Пекин сталкивается с проблемами обеспечения безопасности. Он также является важным источником энергоресурсов. Морская стратегия США в противостоянии с Китаем лишь усиливает опасения Пекина в отношении поставок энергоносителей по морю.

Во-вторых, Пекин углубит свое стратегическое партнерство с Москвой, несмотря на то, что считает создание альянсов пережитком холодной войны и вряд ли заключит союз с какой-либо другой державой.

Не прошло и трех дней после переговоров на Аляске, как министр иностранных дел Китая принял своего российского коллегу Сергея Лаврова, который назвал китайско-российские отношения «лучшими за всю их историю». Обе стороны осудили введенные Западом санкции за нарушения прав человека и предложили создать новую платформу для регионального диалога по вопросам безопасности. По мере того, как они отдаляются от Запада, их взаимные интересы и риторические высказывания совпадают. Обе стороны испытывают опасения по поводу народных волнений. Будь все так, как хотел бы Пекин, Москва применила бы в Евразии жесткую силу, «чтобы защитить [проекты «Пояса и пути»] от цветных революций, спровоцированных и спонсируемых США», сказал член Китайской академии общественных наук в интервью газете Global Times во время визита Лаврова.

И, в-третьих, можно ожидать, что Китай начнет расширять экономическое взаимодействие со странами, расположенными вдоль маршрутов «Пояса и пути». В Китае есть те, кто хотел бы превратить Центральную Азию в испытательный полигон для новой платежной системы, использующей для расчетов юани, чтобы снизить зависимость от доллара. Дун Дэньсинь, директор Института финансов и фондового рынка при уханьском Университете наук и технологии, сказал Global Times, что Китаю и России следует координировать свои действия, с тем чтобы «организовать пробный запуск в государствах Центральной Азии».

В ближайшие месяцы, когда мир начнет выходить из изоляции, Пекин вознамерится доказать Центральной Азии, что он может быть надежным экономическим партнером. Это тем более необходимо сейчас, когда строгий карантин, введенный Китаем из-за пандемии коронавирусной инфекции covid-19, нанес ущерб экономике соседних стран. Неоднократные призывы к открытию границ и возобновлению трансграничного перемещения в полном объеме демонстрируют, насколько ограничено влияние властей в государствах Центральной Азии на Пекин, что является одной из многочисленных причин антикитайских настроений в этих странах. Дальнейшее открытие внутреннего рынка для Центральной Азии стало бы для Пекина эффективным способом усилить свое долгосрочное влияние.

По мере того, как «острая конкуренция» набирает обороты по всему мире, Пекин будет расширять и укреплять свое и без того существенное влияние в этой приграничной зоне — единственной, где Вашингтон не бросает ему вызов.

The Wall Street Journal (США): дыра в китайской стратегии Байдена – это Центральная Азия

Автор исходит из, увы, реального предположения, что борьба США с Россией и Китаем затянется. Где Байдену искать в ней союзников? Автор рекомендует Центральную Азию и в первую очередь Казахстан. Правда, казахам предлагается не мир, а роль в сдерживании Турции и в борьбе США с Ираном. Захочет ли Казахстан такой интеграции в западный мир?

Казахстан и Узбекистан способны помочь США в борьбе с Пекином и в защите прав человека.

 

Hазревающее соперничество между США и Китаем является определяющим конфликтом XXI века. Недавно Белый дом опубликовал стратегический директивный документ по национальной безопасности, где излагаются взгляды президента Байдена на то, как Америка будет строить свои отношения с внешним миром. Прежде всего, эти вопросы рассматриваются в контексте противостояния США и Китая. Но в этом документе не упомянут регион, где присутствие США является самым слабым на планете. Речь идет о Центральной Азии.

Китай строит сухопутный мост в Европу и на Ближний Восток, который будет проходить через Центральную Азию. Новой администрации придется учитывать этот регион в своих стратегических расчетах, если она намерена возобновить связи с внешним миром после четырех лет политики Трампа под лозунгом «Америка прежде всего».

Невнимание команды Байдена к Центральной Азии — это наследие, доставшееся ей от прежних администраций, начиная с 1991 года, когда распался Советский Союз. После этого распада США начали налаживать связи с Центральной Азией, но только в тактических интересах и по принципу «ты мне — я тебе». Возьмем в качестве примера созданный в 2015 году форум «Центральная Азия — США» (C5+1). Этот дипломатический диалог остается тем каналом, через который США распределяют помощь и организуют встречи между пятью центральноазиатскими государствами: Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном. Но C5+1 не дал Вашингтону ни малейшей возможности для того, чтобы конкурировать в этом регионе с Пекином и Москвой.

Прошло 30 лет с тех пор, как Соединенные Штаты получили доступ к Центральной Азии, которая долгое время находилась в тени Кремля. Америке пора разработать более обширную стратегию для этого региона, приняв во внимание стремительные геополитические изменения в Евразии, где Пекин стремится заполнить вакуум, возникший по причине ослабления российского влияния.

Три из пяти стран этого региона добиваются немалых успехов в переходе от своей постсоветской государственности. В Киргизии было три волны народных восстаний, поднятых ради создания более представительного правительства. Первой волной была тюльпановая революция 2005 года, результатом которой стало свержение руководителя Киргизии, правившего страной с советских времен. Спустя пять лет Киргизия пережила второе восстание, приведшее к созданию парламентской системы. Последняя волна поднялась в прошлом году, а ее результатом стали новые выборы, на которых избиратели подавляющим большинством проголосовали за президентскую форму правления.

Узбекистан тоже встал на путь реформ и добился впечатляющих результатов. После смерти в 2016 году диктатора советской эпохи Ислама Каримова к власти пришел новый президент Шавкат Мирзиёев, при котором эта некогда закрытая страна распахнула свои границы для зарубежных инвестиций и западных идей.

Таджикистан и Туркмения подают гораздо меньше надежд, поскольку там с 1991 года правят авторитарные режимы. Тяжеловес газодобычи Туркмения довольствуется отношениями с Россией, Ираном и Китаем. Последний покупает у нее более 870 миллионов кубометров газа в год, то есть примерно треть от общего объема импорта.

Но самые большие возможности у США в отношениях с Казахстаном, где Нурсултан Назарбаев в 2019 году добровольно ушел в отставку, пробыв у власти почти 29 лет. Это была составная часть запланированных политических преобразований.

Будучи самой крупной центральноазиатской страной по площади и размерам экономики, Казахстан является естественным лидером в этом регионе. При новом президенте Касым-Жомарте Токаеве он может стать настоящим стратегическим партнером США. Казахстан уже оказывает сопротивление Москве и Пекину по таким вопросам, как российские попытки сохранить свое региональное влияние и агрессивные китайские инвестиции. По этой причине он многое выиграет от укрепления сотрудничества с США. Сильный Казахстан, добивающийся успехов на пути политических реформ и экономического развития, может стать примером для всего региона. А еще он может стать олицетворением успеха американской кампании по формированию светского государственного управления в странах с мусульманских большинством, включая права женщин и меньшинств, а также охрану окружающей среды.

Казахстан может положительно отнестись к помощи США в реализации демократических реформ. Поэтому Вашингтону очень важно налаживать прочное сотрудничество с этой страной на всех уровнях, не ограничиваясь сопротивлением Китаю. Казахи демонстрируют лидерские качества в международной дипломатии, проведя несколько раундов сирийских мирных переговоров, а также организовав переговоры по Афганистану и Ирану. Казахстан способен помочь Вашингтону в афганском вопросе после ухода оттуда США. Он может оказать содействие в противостоянии ядерным амбициям Ирана, а также в сдерживании Турции, которая заглядывается на транскаспийский регион, где Кавказ встречается с Центральной Азией.

Для достижения этих целей администрации Байдена надо будет уделить пристальное внимание Центральной Азии. Для начала команда Байдена-Харрис должна назначить специального представителя в этот регион. Белый дом может и должен воспользоваться тем, что Казахстан традиционно устраивает форумы многосторонней дипломатии, а Узбекистан открыл свою экономику. Это поможет ему отстаивать свои дипломатические и экономические интересы во всей Евразии. Внешняя политика Америки вступает в исторический этап на фоне усиления Пекина. И Центральная Азия может стать тем ключом, который поможет США восстановить свое мировое лидерство.

0 комментариев
Архив