Это ислам или всё же местные обычаи?
Это ислам или всё же местные обычаи?
2 месяца назад 2446 today.salamweb.com

Представление мусульман об исламских ценностях в зависимости от региона имеют множество различий и оттенков. Особенно эти различия заметны в других национальных республиках России, где ещё до распространения ислама существовали собственные неписанные законы, именуемые «адатом» и, вместе с тем, здесь сложились определённые обычаи, к которым, несмотря на их несоответствие шариату, нередко продолжают прибегать представители местных народов.

Многие из них современному правоверному мусульманину покажутся дикими и, наверняка, он не мог бы даже предположить, что такие обычаи могут сосуществовать наряду с исламом в обществе, считающимся мусульманским и, более того, активно позиционирующем себя таковым. Речь идёт о таких «атавизмах» времён «джахилии», как кровная месть, умыкание девушек, насильственный брак, предвзятое отношение к иноплеменнику, круговая порука (коллективная ответственность за действия одного из членов группы), эндогамия, уплата калыма (не путать с махром) и других пережитках домонотеистических представлений, которые не исчезли, не смотря на многовековое господство идеологии ислама.

Нам сейчас не важна историческая составляющая всех этих культурных явлений, более интересно понять причину, по которой некоторые мусульмане продолжают следовать этим «невежественным» традициям и иногда даже популяризировать их в то время как согласно мусульманскому праву они являются запретными. Наверно, главная причина заключается в невежестве этих людей, которые имеют слабое представление о том, во что они верят: не читают Коран, не интересуются вопросами религии и живут согласно спонтанной информации, полученной из окружающего мира. Давайте рассмотрим каждый пережиток по отдельности, чтобы окончательно понять, как ислам относится к таким явлениям.

Пожалуй, умыкание девушек на Кавказе является одним из самых распространённых среди подобных явлений. На стадии патриархально-родового строя подобный обычай встречался почти у всех народов мира, в том числе у славян, татаров, башкир и других тюркских народов, проживающих на территории России, но на определённом этапе развития он сошёл на нет в силу его примитивного и несоответствующего духу времени характера. Похищение невесты нарушает сразу несколько запретов, наложенных исламом: запрет на воровство, нахождение в одном помещении с посторонней женщиной, проявление насилия, обман и т. д., – причём «вороватый» жених не учитывает и то, что брак, заключенный без согласия опекуна (отца или другого близкого родственника невесты) и самой невесты не считается действительным и в таком случае, он ещё и рискует совершить ещё один тяжкий грех – прелюбодеяние.

К тому же стоит отметить, что иногда к такому методу женитьбы прибегают даже соблюдающие мусульмане, часто они оправдывают свой поступок согласием на это самой невесты и отказом родителей девушки на их женитьбу. Однако ислам запрещает умыкание даже в случае желания самой девушки быть украденной и опять-таки по вышеуказанным причинам.

Совсем недавно новости о женском обрезании в некоторых кавказских республиках практически заполонили интернет. Все стали задаваться вопросом: неужели ислам призывает калечить маленьких девочек подобными операциями? Оказалось, что в действительно ислам никак не призывает к этому, но и твёрдого запрета на такой обычай в сунне нет.

Дело в том, что обрезание было частью доисламских обычаев некоторых племён и народов и си никак не связано с требованиями ислама. Так в древности пытались ослабить сексуальное влечение женщин, но как показали многочисленные исследования, удаление части половых органов никак не способствует этому, а иногда даже причиняет большой вред здоровью женщины.

Но тем не менее, ислам запрещает более жёсткие формы женского обрезания, когда удаляются половые органы целиком (клитор, большие и малые половые губы), поэтому многие мусульманские учёные сегодня выступают против подобной практики. Однако находятся и такие, которые призывают обрезать абсолютно всех женщин. Некоторые «духовные лидеры» считают, что таким образом разврат искоренится во всём мире, но при этом никаких доводов из сунны они не приводят.

Кровная месть — это ещё одна хроническая болезнь, которая никак не отступит от некоторых мусульманских народов, хотя в целом большинство уже поняло, что подобный метод решения конфликтов приводит лишь к бесконечной череде взаимных убийств и подрывает общество изнутри. Но случаи кровной мести всё же фиксируются из года в год. Есть даже случаи, когда она объявлялась участнику ДТП, который отказывался принять на себя вину.

Так как кровная месть подразумевает коллективную ответственность за действия одного из членов рода или семьи, к исламу этот обычай не имеет никакого отношения, так как Священный Коран гласит: “Каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени” [6:164], ­— поэтому в исламе категорически запрещено подвергать наказанию невинных людей за преступления, совершённые другими людьми.

Эндогамия (когда невесту выдают замуж только в пределах своего села или рода) до сих пор сохраняется в некоторых далёких горных аулах. Не то чтобы, этот обычай явно противоречит исламу, но в некоторых случаях он приводит к излишним ограничениям, из-за которых многие молодые люди не могут завести семью и иногда вынуждены прибегнуть к таким запрещённым исламом обычаям, как похищение невесты.

Большой размер махра (свадебный подарок мужа жене) также является одной из причин, по которому легче украсть невесту, но интересно, что у некоторых народов махр до сих пор рассматривается как калым, суть которого заключается в том, что, выплатив его, жених, грубо говоря, покупает невесту у её родителей. Такой вид «выкупа» запрещён исламом, а исламский махр – это подарок жениха невесте, который принадлежит только ей.

Подобных обычаев, издревле сохранившихся в мусульманском обществе довольно много, не все из них носят сугубо отрицательный характер, но мусульманам нужно быть внимательным при следовании обычаям и традициям своих предков, и ни в коем случае не допускать слепого поклонения любым видам традиций, не поместив их сначала на весы шариата.

0 комментариев
Архив