Эксперты: Путин стал главным выгодоприобретателем кризиса в Казахстане
|
Москве выгодно показать Казахстан слабым государством, целостность которого зависит от России. Путин использует это влияние, чтобы и дальше подрывать казахстанский суверенитет.
Российские военные завершили вывод подразделений из Казахстана, отчитались в Министерстве обороны России в среду (19 января). Однако эксперты предупреждают, что эффект от появления иностранных войск будет еще долго ощущаться в центральноазиатском государстве.
Казахстан отменил чрезвычайное положение в стране, введенное после беспрецедентных беспорядков, возникших на фоне проведения изначально мирных митингов протеста против повышения цен на сжиженный нефтяной газ. Митинги начались в период новогодних праздников.
По меньшей мере, 225 человек, в том числе 19 сотрудников сил безопасности, погибли в ходе беспорядков, которые подтолкнули президента Касыма-Жомарта Токаева обратиться за помощью к Москве.
Войска возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), включая подразделения из Армении, Беларуси, Таджикистана, Кыргызстана и России, начали прибывать в Казахстан 6 января после срочного запроса Токаева. На прошлой неделе стартовал вывод всех подразделений.
Решение направить миротворцев стало первым в истории ОДКБ. Организация перебросила в Казахстан более 2 000 военных и 250 единиц техники.
Их ввод неоднозначно оценен в Казахстане.
«У нашей страны достаточно собственных ресурсов, чтобы справиться с беспорядками. Зачем нужно было завозить в Казахстан иностранные войска?», — сказал «Каравансараю» житель Алматы, владелец овощного павильона Азиз Касымов.
«Это говорит о том, что целостность нашего государства зависит от России. Я надеюсь, это не так», — отметил он.
Схожего мнения придерживается основатель экспертной группы Economist.kz Касымхан Каппаров, проживающий в Алматы.
«Факт привлечения в Казахстан иностранного военного контингента свидетельствует о том, что мы являемся failed state [несостоятельным государством], которое не может справиться со своими внутренними проблемами самостоятельно», — говорит Каппаров.
Путинские выгоды
Кремль, выступающий де-факто координатором ОДКБ, получает для себя больше всего пользы от волнений в Казахстане, полагают эксперты.
Президент России Владимир Путин заявил на онлайн-заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ коллегам по блоку 10 января, что миротворческий контингент помог Казахстану справиться с «беспрецедентным вызовом своей безопасности, целостности и суверенитету».
«Мы не позволим раскачивать ситуацию у себя дома и не дадим реализовать сценарии так называемых цветных революций», — подчеркнул Путин.
Однако алматинский политолог и директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев убежден, что главным бенефициаром кризисной ситуации в Казахстане стал именно Путин.
«[Для Токаева] возникает фактор должника по отношению к Путину, — сказал Сатпаев в интервью Би-би-си 14 января. — Неожиданно для [Путина] яблоко упало ему в руки».
Эксперт считает, что российские псевдопатриоты, оценивая недавние события, начнут усиленно заявлять о том, что Казахстан показал себя как слабое государство и теперь никак не сможет выжить без помощи России.
«Для Путина это идеальный вариант», — сказал он. Политолог отметил, что Путин стремится к тому, чтобы Токаев лишился поддержки западных стран.
Путину выгодно, чтобы президенты стран бывшего Советского Союза были изолированы международным сообществом, потому что тогда им больше не к кому идти, кроме России, рассуждает Сатпаев.
«Я думаю, что на данный момент это очень серьезная проблема для Казахстана, и риски для нашего суверенитета тоже повысились», — отметил Сатпаев.
У России была еще одна веская причина отправить в Казахстан свои войска и подавить массовые акции протеста: защита собственных экономических интересов. Так считает Максим Блант, экономический обозреватель и ведущий программы «Деньги на Свободе» на «Радио Свобода» (РС) в Москве.
«На конец прошлого года российские компании вложили в экономику соседней страны более 11 миллиардов долларов. Причем почти треть этих денег пошла в горнорудный сектор, еще 20% процентов — в нефтегазовый», — сказал в интервью РС 11 января Блант.
Один из ярких примеров — российская компания «Лукойл», которая владеет долей 5% в крупнейшем в Казахстане нефтегазовом проекте «Тенгиз».
На «Тенгиз» приходится 40% добычи углеводородов в стране.
Кроме того, «Лукойлу» принадлежат доли 13,5% в нефтегазовом месторождении Карачаганак, 12,5% в Каспийском трубопроводном консорциуме (CPC) — крупнейшем международном нефтетранспортном проекте по транспортировке нефти из Казахстана в Россию и дальше в Европу.
Тревожные сигналы
Недавние успехи Путина достигаются ценой суверенитета и независимости Казахстана. Кремль уже оказывает вновь обретенное влияние, считают наблюдатели в стране и за рубежом.
После вмешательства ОДКБ российские чиновники позволяют себе публично вмешиваться во внутренние дела Казахстана.
Некоторые открыто высказались против назначения Аскара Умарова министром информации и социального развития 11 января. Назначил его Токаев. В России Умарова обвиняют в русофобских комментариях, высказанных в прошлом.
Глава Федерального агентства по делам СНГ (Россотрудничество) Евгений Примаков даже не пытался сдержать себя в рамках этических норм.
«Россотрудничество не поддерживает контакты, не работает и не сотрудничает с русофобской дрянью, что полностью предотвращает любое наше взаимодействие с упоминавшимся министром и возглавляемым им министерством», — написал 12 января Примаков в своем Телеграм-канале, очевидно, подразумевая Умарова.
Дмитрий Рогозин, генеральный директор государственной космической корпорации «Роскосмос», в тот же день в Твиттере рекомендовал Умарову не посещать космодром Байконур, который Россия арендует у Казахстана для запуска своих ракет.
«Мы его там не ждем», — написал Рогозин.
Политолог Газиз Абишев из Нур-Султана предположил, что Москва использует скандал с Умаровым, чтобы оказать давление на руководство Казахстана и добиться тех или иных политических уступок.
Абишев считает, что Россия может в дальнейшем оказывать давление на Казахстан в попытке отложить текущий процесс перевода алфавита казахского языка с кириллицы на латиницу, добавил он.
«Нашей стране сегодня, как никогда, нужно стать сильнее, чтобы выдержать внешнее давление», — отметил Абишев.