По словам специалистов, обязательные приложения правительства Катара для тех, кто посещает чемпионат мира по футболу, представляют собой кошмар безопасности данных и конфиденциальности.
Болельщики, которые приедут в Катар на Чемпионат мира по футболу, должны будут загрузить два приложения — Ehteraz, приложение, предназначенное для отслеживания COVID-19, и Hayya, которое будет использоваться для входа на стадионы во время матчей, а также для получения бесплатного доступа к системе общественного транспорта для обладателей билетов.
По данным The Register, приложение для отслеживания контактов Ehteraz подверглось критике со стороны экспертов по безопасности, поскольку оно позволяет удаленно получать доступ к фотографиям и видео пользователей, а также совершать телефонные звонки без запроса. Кроме того, приложение для отслеживания COVID-19 требует, чтобы службы определения местоположения были постоянно включены, и дает приложению возможность читать и записывать в файловую систему.
Приложение Hayya, которое позволяет владельцам билетов бесплатно входить на стадионы и пользоваться системой общественного транспорта, также вызвало предостережения от экспертов. По данным NRK (Норвежская радиовещательная корпорация), Hayya можно использовать для определения точного местоположения устройства, предотвращения его перехода в спящий режим и просмотра сетевых подключений телефона.
Глава службы безопасности NRK Ойвинд Васаасен прокомментировал возможные нарушения конфиденциальности на ЧМ-2022 в Катаре, сказав: «Дать советы путешественникам не входит в мои обязанности, но лично я бы никогда не взял свой мобильный телефон с визитом в Катар».
Ожидается, что около 1,5 млн болельщиков посетят Катар во время чемпионата мира по футболу, и потенциальная утечка данных может привести к массовому нарушению конфиденциальности.
По данным Politico, французский орган по защите данных CNIL рекомендовал болельщикам, отправляющимся на чемпионат мира по футболу, использовать «автономный телефон», чтобы избежать возможных нарушений данных и конфиденциальности, которые могут вызвать обязательные приложения.
«Особую осторожность следует проявлять с фотографиями, видео или цифровыми работами, которые могут поставить вас в затруднительное положение с точки зрения законодательства посещаемой страны», — заявил представитель CNIL.
Катар обвинили в подкупе восьми игроков сборной Эквадора
Катар подкупил восемь футболистов сборной Эквадора, чтобы его команда проиграла в матче открытия чемпионата мира, который пройдет 20 ноября. Об этом заявил журналист, политический аналитик и региональный руководитель Британского центра ближневосточных исследований Амджад Таха. Соответствующий пост он разместил в своем аккаунте в Twitter.
По информации журналиста, страна-хозяйка мундиаля заплатила эквадорцам 7,4 миллионов долларов. Он отметил, что пять его источников из Катара и Эквадора подтвердили это. «Надеемся, что это ложь. Рассчитываем, что распространение этой информации повлияет на результат. Мир должен противостоять коррупции в ФИФА», — заявил Таха.
Официальные лица эту информацию пока не прокомментировали.
Встреча между сборными Катара и Эквадора состоится в воскресенье, 20 ноября, на стадионе «Эль-Байт» в Эль-Хауре. Начало матча — в 19:00 по московскому времени.
Катар подставил ФИФА перед спонсорами на десятки миллионов
За два дня до старта чемпионата мира по футболу в Катаре власти этой страны спровоцировали новый скандал.
Как сообщает агентство Associated Press со ссылкой на источник в правительстве, руководство страны приняло решение запретить продажу алкогольного пива на всех стадионах во время турнира. Это первый случай в истории чемпионатов мира, когда вводится подобная мера. Информацию уже подтвердили в ФИФА.
Решение о запрете продажи алкогольного пива принято всего за два дня до церемонии открытия. Как отмечает агентство, это произошло спустя 12 лет после того, как Катар обязался уважать коммерческих партнеров ФИФА — в том числе, пивоваренные компании, имеющие контракт с международной федерацией.
Сообщается, что болельщикам по-прежнему будет доступно безалкогольное пиво на всех 64 матчах.
Источник агентства АР говорил на условиях анонимности, потому что организаторы к тому времени еще не объявили о решении. По его данным, шампанское, вино, виски и другой алкоголь по-прежнему будут подаваться в специально оборудованных фан-зонах за пределами стадионов. Ранее предполагалось, что вне этих зон пиво обычно является единственным алкоголем, продаваемым владельцам билетов.
Ронан Эвейн, исполнительный директор фан-группы Football Supporters Europe, назвал решение о запрете продажи пива на стадионах «крайне тревожным»:
«Для многих болельщиков, не зависимо от того, употребляют ли они спиртное или нет, это решение ничего не изменит, — написал Эвейн в своем блоге. — Но если организаторы за 48 часов до старта меняют свою позицию, то мы явно вступили на опасную территорию, где “гарантии” больше не имеют значения».
Катар — это монархия, управляемая эмиром, который имеет абсолютное право голоса во всех правительственных решениях. Здесь исповедуется ваххабизм, и продажа и употребление алкоголя в публичных местах запрещены. Однако в течение многих лет этот запрет не распространялся на продажу алкогольных напитков в барах отелей.
У Международной федерации футбола (ФИФА) действует многолетний контракт с пивоваренной компанией AB InBev, которая платит десятки миллионов долларов на каждом чемпионате мира (сделка на этот чемпионат — 75 млн) за эксклюзивные права на продажу пива и уже отправила большую часть своих запасов из Великобритании в Катар в расчете на продажу своей продукции сотням тысяч болельщиков. Партнерство компании с ФИФА началось на турнире 1986 года, и сейчас ведутся переговоры о продлении контракта на следующий чемпионат мира в Северной Америке.
В 2010 году перед голосованием по выбору страны организатора чемпионата мира-2022, представители Катара давали обещание соблюдать требования ФИФА по продаже алкоголя на стадионах. После того, как турнир был отдан Катару, оргкомитет подписал с ФИФА контракт, в котором были подтверждены эти обещания. Уже после подписания этого контракта в 2011 году компания AB InBev продлила свою сделку с ФИФА, подписав соглашение на два турнира — в России и в Катаре. На чемпионате мира 2018 года у пивоваров не возникло проблем, а вот с Катаром все оказалось сложнее.
В последние месяцы бельгийская пивоварня столкнулась с неопределенностью в отношении точных деталей того, где и как она сможет продавать пиво в Катаре. В сентябре было объявлено о том, что достигнуто соглашение о продаже пива с алкоголем по периметру стадиона до и после игр. Внутри стадионов будет продаваться безалкогольное пиво в брендированных фирменных стаканах.
Однако в прошлые выходные компания AB InBev заявила, что «удивлена новой политикой, на которой настаивают катарские организаторы» — они потребовали переместить пивные ларьки в менее заметные места. Теперь же, после оглашенного решения, в дни матчей на стадионах будет продаваться только безалкогольная продукция.
Пока без изменений только режим продажи алкогольного пива в официальной фан-зоне ФИФА в центре города Аль-Бидда-Парк, где до 40 000 болельщиков могут собраться, чтобы посмотреть игры на гигантских экранах. При этом, цена установлена в размере 14 долларов за 0,5 литра пива.
Компания уже отреагировала на сообщения о новой инициативе катарских властей: в официальном аккаунте в соцсетях появилась запись, которую можно перевести как «Неловко получилось…».
Катар — не первая страна, которая сталкивается с проблемами из-за того, что национальное законодательство вступает в противоречие с требованиями ФИФА. Но до сих пор федерации удавалось решать вопросы с организаторами. Так в Бразилии в 2014 году и в России в 2018 году принимались поправки в национальные законы, чтобы разрешить продажу пива на стадионах во время турниров. Катар тоже обещал поступить подобным образом, однако теперь власти страны решили не выполнять своих обещаний.