Эксперт: торговля людьми — это не про узбекских мигрантов или казахстанских бездомных
Эксперт: торговля людьми — это не про узбекских мигрантов или казахстанских бездомных
4 года назад 1092 forbes.kz centralasia.media Айнур Искакова, PR-консультант МОМ Казахстан

Исследование о контрасте оценочных и реальных данных – иллюстрация проблемы с выявлением жертв торговли людьми в Казахстане.

По оценочным данным Global Slavery Index по состоянию на 2018 год более 75 тыс. человек жили в Казахстан в условиях современного рабства. Так, Казахстан оказался на 21 месте по этой проблеме в списке из 50 государств в регионе «Европа и Центральная Азия» и на 83 месте в мире.

В то же время, по данным Международной организации по миграции (МОМ), за период 2004 по 2020 только 1891 жертва торговли людьми была идентифицирована и получила реабилитационную помощь.

Контраст оценочных и реальных данных – яркая иллюстрация проблемы с выявлением жертв торговли людьми в Казахстане, ставшей предметом исследования, проведенного в 2020-2021 по заказу МОМ, при финансовой поддержке посольства США в Нур-Султане. Его результаты будут представлены 28 мая в рамках Национального диалога с представителями казахстанских госорганов и неправительственных организаций, посвященного борьбе с торговлей людьми.

О выводах и рекомендациях исследования в преддверии встречи рассказала одна из его авторов. Ханна Антонова работает в сфере противодействия торговле людьми с 2005 года.

Ханна Антонова
Ханна Антонова

Последние 5 лет она специализируется в проведении тренингов для правоохранительных органов, государственных структур и НПО, а также в написании учебных материалов и проведении исследований. Имеет опыт организации деятельности по борьбе с торговлей людьми в рамках масштабных гуманитарных кризисов. Так, Ханна работала в Бангладеш во время кризиса с беженцами рохинья.

F: Какие существуют механизмы выявления жертв торговли людьми и как они работают в Казахстане?

- Механизмы, существующие в разных странах, отличаются, но проблемы, которые стоят перед этими механизмами – похожи. Главная сложность заключается в том, что редко кто-то приходит в полицию или организацию, предоставляющую помощь, и говорит: «Я – жертва торговли людьми, помогите мне». Торговля людьми — сложная концепция, которую даже не все специалисты, работающие в социальной и правоохранительной сферах, могут до конца понимать, не говоря уже о людях, которые попадают в подобную ситуацию. Поэтому выявление потенциальных жертв должно быть систематической, проактивной, слаженной работой многих ведомств и организаций, для которой выделяются ресурсы, проводится обучение и т.д. Тем не менее такая работа очень редко интегрирована в системы оказания помощи.

В Казахстане есть государственная система оказания помощи жертвам торговли людьми, что само по себе уже огромный шаг вперед – далеко не все страны могут этим похвастаться. Но в рамках этой системы оплачиваются только пакеты оказания помощи идентифицированным жертвам. Работа же по нахождению потенциальных жертв и проведению их идентификации в рамках этой системы отдельно не оплачивается. Неправительственные организации, предоставляющие услуги, очевидно, должны проводить ее своими силами, которых часто не хватает в условиях постоянной зависимости от проектного финансирования.

Другой момент — очень важно, чтобы система выявления и идентификации жертв отвечала профилю проблемы. Я родом из Украины, которая в основном является страной происхождения потока торговли людьми. У нас, соответственно, своя специфика выявления жертв и у них совершенно другие потребности, чем были бы в стране назначения. Например, так как большинство жертв на момент выявления уже находятся у себя дома, нет широкой потребности в стационарных заведениях оказания помощи (шелтерах). Казахстан же — страна назначения, где основная масса жертв торговли людьми – это трудящиеся-мигранты с неурегулированным статусом. Система выявления и идентификации, а также предоставления помощи должна ориентироваться на эту специфику. Тем не менее нынешняя казахстанская система не распространяется на иностранных граждан, постоянно не проживающих в стране, и, соответственно, не отвечает профилю проблемы.

F: Есть ли успешные примеры механизмов выявления и идентификации жертв торговли людьми, которые можно было бы адаптировать в Казахстане?

- Пожалуй, самый развитый механизм выявления, идентификации и оказания помощи жертвам торговли людьми на сегодня существует в Великобритании. Тем не менее британские специалисты признают, что им удается выявить и идентифицировать лишь небольшой процент реальных жертв торговли людьми в стране.

Есть также отдельно взятые инициативы, которые показали позитивные результаты. Например, целевое размещение информационных материалов там, где есть поток людей, входящих в основные группы риска. Есть успешные примеры работы мобильных междисциплинарных групп, выезжающих в вероятные места возникновения эксплуатации (например, фермы, строительные площадки, фабрики и т.д.). Эти группы проводят беседы с работниками и стремятся выявить потенциальных жертв торговли людьми. Еще один пример — работа с людьми, попадающими в приемники-распределители или подпадающими под принудительное выдворение из страны.

F: Как выявляются потенциальные жертвы в Казахстане сейчас?

- Согласно статистике представительства МОМ в Казахстане, основные источники выявления потенциальных жертв торговли людьми — это правоохранительные органы, общественные организации в странах происхождения (в основном в Узбекистане) и специализированные НПО в Казахстане.

Полиция выявляет жертв своими методами, которые могут включать специальные оперативные мероприятия или прием заявлений от возможных потерпевших. Общественные организации в странах происхождения реагируют на звонки от родных жертв либо от самих жертв.

У казахстанских НПО есть различные способы — через свои сети контактов, проведение информационной работы и посредством обучения тех, кто может потенциально столкнуться с жертвами торговли людьми. Эта работа требует значительных финансовых и человеческих ресурсов, но, к сожалению, не оплачивается систематически в рамках существующих в Казахстане государственных программ. Если и выделяются какие-то финансы, то в основном на отдельные тренинги и общую информационную работу с населением.

Бывают случаи, когда и простые граждане после прочтения новостей о торговле людьми, сопоставляют эти истории с ситуацией, которую они могли наблюдать, например, у соседей, пытаются вступить в контакт с возможными жертвами и как-то помочь или прямо обращаются в полицию.

F: Назовите, пожалуйста, три рекомендации, которые существенно изменят положение дел в вопросе торговли людьми в Казахстане.

- Включение трудящихся-мигрантов в систему оказания помощи, смена подходов к финансированию работы по противодействию торговле людьми, с тем чтобы наладить регулярное проактивное выявление жертв, а также улучшение системы сбора и анализа данных по торговле людьми в стране.

Борьба с торговлей людьми — задача полиции. Но есть и другие специалисты, работающие с населением, которые должны быть активно вовлечены и пройти обучение для выявления жертв торговли людьми и их перенаправления для получения помощи. Это работники сфер здравоохранения и образования, консульские работники, инспекторы труда, правоохранительные органы, администрирующие приемники-распределители, куда попадают мигранты с неурегулированным статусом и т.д.  

F: Какая информация должна отложиться у каждого читателя нашей беседы?

- Самое важное, что нужно понимать о торговле людьми, – это то, что она не является чем-то абстрактным, что происходит где-то с кем-то другим. Это происходит здесь и сейчас, возможно, на вашей улице, в вашем районе или поселке…

Когда мы закрываем глаза на эксплуатацию трудящихся-мигрантов или собственных сограждан, мы делаем рабство и эксплуатацию других людей приемлемыми в нашем обществе. И пока возможность оказаться в рабстве существует хотя бы для одного человека, она затрагивает всех, потому что рано или поздно этим человеком может оказаться любой член такого общества.

Торговля людьми — это не про условных «узбекских мигрантов» или «казахстанских бездомных», которые оказываются в центре историй, публикуемых в СМИ. Это касается каждого. Важно быть осведомленным о проблеме и о том, что можно сделать, когда сталкиваешься с потенциальной ситуацией торговли людьми.

 
Случаев торговли людьми стало больше в 2 раза в Казахстане 

В Казахстане зарегистировали в два раза больше преступлений, связанных с торговлей людьми, чем в 2020 году. Об этом сообщил начальник Службы уголовного преследования Генеральной прокуратуры Серик Шалабаев, передает корреспондент Tengrinews.kz.

"Зарегистрировано 68 преступлений, связанных с торговлей людьми. Это в два раза больше, чем в 2020 году. Понимая высокую латентность, обращаем внимание полиции на активизацию рейдовых мероприятий в местах, наиболее благоприятных для трафика людей. В основном это притоны для занятия проституцией (57 процентов, или 39 преступлений). Кроме того, не остаются без внимания отдаленные хозяйства, пастбищные угодья, зимовки", - сообщил Шалабаев на онлайн-брифинге в СЦК. 

По его словам, важную роль в противодействии торговле людьми играет бдительность самих граждан. Есть случаи, когда злоумышленники заманивают молодежь, обещая работу за границей и высокие доходы.

"К примеру, в этом месяце направили в суд дело в отношении международной преступной группы, члены которой обманом вывезли из Казахстана 38 девушек в Бахрейн и заставили там заниматься проституцией", - рассказал Серик Шал

1,7 млн узбекистанцев работают за рубежом, в основном в России и Казахстане, - парламент

26 мая года в Ташкенте прошло заседание Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по труду и социальным вопросам. На нем заслушана информация Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений о реализации мер обеспечения правового статуса и социальной защиты узбекских трудовых мигрантов.

По данным, сегодня 1,7 млн соотечественников работают за рубежом, в основном в России и Казахстане, сообщила пресс-служба парламента Узбекистана.

В ходе мероприятия подчеркивалось, что страна занимает второе место после России по трудовым ресурсам среди стран-участниц EАЭС. По количеству иностранцев, работающих в России, Узбекистан занимает первое место.

Депутатами и участниками выдвинут ряд предложений по дальнейшему совершенствованию системы поддержки трудовых мигрантов, направленных на правовое решение аналогичных проблем. В целях обеспечения прав и законных интересов трудовых мигрантов затронут вопрос об ускорении принятия закона «О внешней трудовой миграции».

Министерство экономического развития и сокращения бедности Узбекистана в начале текущего года обнародовало данные о количестве мигрантов, трудящихся за границей. Сообщалось, что в Российской Федерации работают 1 миллион 192 тысячи 800 человек (71%), в Казахстане — 209,3 тыс. (12%), в Южной Корее — 62, 3 тыс (4%), в Турции — 43,2 тыс (3%), в ОАЭ — 5200 граждан. По данным ведомства, на сегодняшний день за рубежом работают 1 678 400 трудовых мигрантов из Узбекистана. Этот показатель меньше прошлогоднего более чем на 780 тысяч.

0 комментариев
Архив