В XIX веке с ростом национального самосознания Деобанд и Алигарх стали движениями, заложившими первые семена исламского возрождения. Основываясь на разных принципах, эти школы внесли интеллектуальный вклад в борьбу Индии за свободу и независимость, пишет Абдулкадир Аксёз.
Когда в XIX веке британцы укрепили свою власть в Индии и усилили давление на местное население, мусульмане были вынуждены искать средства для защиты своей идентичности. Это послужило толчком для создания двух выдающихся школ, существующих и по сей день: Деобанд и Алигарх.
Деобанд представляет собой учебное заведение, созданное в 1867 году в соответствии с идеями известного индийского мусульманского богослова Шаха Валиуллаха. Целью Дар уль-Улюм Деобанд (Обитель знаний Деобанд) было возвращение к традициям ислама путем отказа от методов в образовании, вводимых англо-христианскими колонистами. Медресе Деобанд уделяло особое внимание религиозным знаниям, а целью его основателей было возродить прошлое.
Алигарх был основан индийским реформатором и государственным деятелем Саидом Ахмадом Ханом (в центре) в 1875 году / Источник: GZT
Алигарх был основан индийским реформатором и государственным деятелем Саидом Ахмадом Ханом в 1875 году и первоначально именовался Мусульманским англо-восточным колледжем. Основное внимание в нем уделялось естественным наукам. Сэр Саид считал, что для того, чтобы победить англичан, необходимо играть по их правилам. По его идее, следовало перенести западные знания в Южную Азию и вывести мусульман на такой уровень, чтобы они могли сражаться с колонизаторами их же оружием. Он также считал, что с политической точки зрения сотрудничество с индуистами будет означать уступку последователями ислама их идентичности и культуры, и был осторожен в своих отношениях с британцами. Пока они не могли противостоять англичанам, мусульмане могли достичь своих целей только путем сотрудничества.
Прагматичный подход Саида Ахмада Хана и его лояльность британцам подверглись критике со стороны его единоверцев, которое трактовали такую позицию как покорность. Однако, несмотря ни на что, выпускники Алигарха были знаменателями движения за независимость мусульман Индии.
Деобанд придает первостепенное значение религиозному образованию / Источник: GZT
Таким образом, мировоззрение последователей ислама Южной Азии было сформировано синтезом традиций, которых придерживались улемы Деобанда, придерживающихся традиций, и позитивных знаний, которые стремился дать Алигарх.
Молодые люди, как изучавшие английский язык в Алигархе и учившиеся в Кембридже и Оксфорде, так и получившие образование в медресе в Деобанде, объединились, чтобы выступить против британского колониального правления.
Перо стало одним из главных их орудий, и они активно используют прессу для формирования общественного мнения. Их статьи, газеты, лекции создали философскую основу Движения в поддержку халифата, объединившего мусульман Индии. Хотя они основывались на разных принципах, семена, посеянные как Деобандом, так и Алигархом, внесли интеллектуальный вклад в борьбу Индии за свободу и независимость.
Деобанд / Источник: Wikipedia
Алигарх / Источник: Wikipedia
Алигархский мусульманский университет – передовой вуз Индии
Мусульманские учебные заведения Индии делятся на два типа – первые сохраняют традиции медресе, а вторые отдали предпочтение современной системе образования. Относящийся ко второму виду Алигархский мусульманский университет – одно из передовых высших учебных заведений страны, сообщает gzt.com.
Основателем университета является Саид Ахмад Хан, мусульманский реформатор и государственный деятель. По его инициативе в 1875 году был открыт Магометанский англо-восточный колледж (Muhammadan Anglo Oriental College), ориентированный на образец Оксфорда и Кембриджа. В программе обучения упор делался не на религиозные, а на светские дисциплины. В 1920 году колледж получил статус независимого университета.
Саид Ахмад Хан
С момента его основания в Алигархском университете преподавали иностранные и местные специалисты, среди которых было немало известных имен. В 1947 году после образования Республики Индии в университете было открыто отделение исламских наук. Но, помимо этого, власти стали поощрять обучение здесь студентов, не исповедующих ислам, в частности, индусов.
Кампус университета построен в колониальном стиле
Модернистский подход Саида Ахмада Хана к религии и преобладание в университете преподавателей из Европы вызвали недовольство местного населения. В связи с этим руководство было вынуждено пригласить учителей из Медресе Деобанда (Дар уль-Улюм Деобанд) для преподавания исламских наук. Тем не менее, эти науки в Алигархе всегда оставались второстепенными. В сущности, колониальные власти, поддерживая открытие Магометанского колледжа, хотели создать учебное заведение современного западного типа с целью противостоять индийскому национализму. Поэтому в ответ на это мусульмане, выступающие против представленной в этом университете системы образования, создали Университет Джамия Миллия Исламия (Национальный исламский университет).
Внутри кампуса расположены и жилища, предназначенные для преподавателей, и административные здания
В наши дни в Алигархском университете учатся студенты из разных регионов Индии и из-за рубежа, в частности, из Африки, Передней и Юго-Восточной Азии. Он занимает 8-ю строчку в списке самых лучших исследовательских университетов Индии.
Мечеть в кампусе университета
Выпускниками Алигархского мусульманского университета являются многие выдающиеся деятели Индии, Пакистана и других стран. Среди них президент Индии в 1967-69 гг. Закир Хусейн, первый премьер-министр Пакистана Лиакат Али Хан, первый президент Мальдивской Республики Амин Хильми Диди, премьер-министр Бангладеш (1975) Мансур Али и многие другие.
Дом, в котором жил Саид Ахмад Хан, в наши дни является музеем
Университет провозглашает себя символом многообразия культуры Индии и господства в стране принципов светскости. Он стремиться продемонстрировать, что можно гордиться своей принадлежностью к исламу и быть патриотом Индии. В настоящее время здесь учатся более 28 000 студентов, которых обучают 1 342 преподавателя. В университете имеется 12 факультетов.
Читальный зал
Внутри кампуса расположены могилы Саида Ахмад Хана и членов его семьи
Главный вход университета